Цели: дифференцировать звуки [т] - [д] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
Задачи.
Образовательные:
- закрепление навыков звукового анализа;
Коррекционные:
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие ориентировки в пространстве;
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие общей и мелкой моторики.
Воспитательные:
- развитие внимательности и наблюдательности на занятии.
Оборудование: карточки с буквами, магнитные буквы, профиль артикуляции звуков [т], [д], карточки для характеристики звуков, два колокольчика, карточка с игрой “Что где находится” для каждого учащегося, карточки с предложениями.
Ход занятия
I. Оргмомент
- Сегодня к нам на занятие пришли гости две сестренки, их имена мы узнаем, выделив первый звук из названия картинок.
(Дети выделяют первый звук и обозначают его буквой.)
- Какие первые звуки в именах девочек ([т], [д]).
- Сегодня мы будем учиться различать звуки [т] - [д].
II. Артикуляционная гимнастика
Но прежде, сделаем гимнастику для язычка.
“Язычок проснулся, потянулся. Лег на нижнюю губу и лежит, отдыхает. Одну, две, три, четыре, пять минут лежит. Направо посмотрел, налево посмотрел, направо – налево (5-6 раз). Побегал из стороны в сторону. Вверх посмотрел, вниз посмотрел, вверх – вниз (5–6 раз). Чашечку сделал, подержал чашечку, чаю в нее налил, попил чай с конфеткой. Почувствовали, какая конфетка вкусная? (Почмокали). На сладкое осы налетели – З-З-З. За ними жуки прилетели – Ж-Ж-Ж. Вдалеке пароход загудел – Л-Л-Л. В кустах кошка зашипела –Ш-Ш-Ш. Собака на нее зарычала – Р-Р-Р. Язычок сел на лошадку и поскакал. Быстро бежит лошадка, копытами цокает. Сломалась лошадка. Язычок взял молоточек и починил лошадку – Д-Д-Д. Слез с лошадки и решил сделать зарядку”.
III. Речевая зарядка
Сначала он сделал зарядку с Дашей.
Да-та-да
До-то-до
Ду-ту-ду
Зда-ста-зда
Зде-сте-зде
Зды-сты-зды.
Сделал зарядку с Дашей, затем стал делать с Томой.
Та-та-та у нас в доме чистота
Ты-ты-ты сметану съели всю коты
То-то-то стали мы играть в лото.
IV. Сравнительная характеристика звуков
Потренировался язычок теперь готов произносить любые звуки. Давайте произнесем звук [т].
Один из детей дает характеристику звука [т]. (Cогласный, глухой, бывает твердым и мягким)
Характеристику звука [д] дает следующий ученик.
- Чем отличаются артикуляция звуков? (При произнесении звука [т] голос не участвует, при произнесении звука [д] - участвует).
V. Развитие фонематического слуха
Если звук звонкий.
Ну, а, если звук глухой,
Молчи, раз он такой.
(Дети звонят в колокольчик, если слышат звук [д]).
Д-т-т-д-т-д-т-д.
Да-та-да-та-та-да-да-та-та-да
Помада, лопата, котлета, ограда, граната.
VI. Развитие мелкой моторики
- Чем обозначаются звуки на письме (буквами).
Тома с Дашей несли с собой буквы, но они у них рассыпались. Поможем им собрать их.
(Дети собирают письменные буквы из элементов)
- Из каких элементов состоит буква т, их каких – д.
VII. Минутка чистописания
Томе с Дашей очень понравилось, как вы быстро смогли им помочь собрать буквы. А теперь они предлагают прописать узор из этих букв в тетрадях. Но сначала сделаем зарядку для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика с ручкой.
- Соединить ладони пальцами вперёд. Ручка находится в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперед-назад, передвигая ручку только мягкими частями ладоней.
- Не выпуская ручку, повернуть ладони так, чтобы одна была сверху, а другая-снизу. Перемещать ладони вперед-назад, совершая энергичные плавающие движения от начала ладони до кончиков пальцев.
- Взять ученическую ручку подушечками большого и указательного пальцев. Ручка находится в вертикальном положении. Перетирающими движениями кончиков пальцев перекатывать ручку вперед-назад, слегка нажимая на неё. Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и безымянного, большого и мизинца.
Пальчики готовы, можем приступить к письму узора. (Дети прописывают в тетрадях т д до конца строки.) добавьте к букве т букву и, а к букве д добавьте букву у, и в следующей строке пропишите узор из этих букв.
VIII. Дифференциация в словах
Тома и Даша принесли с собой игру “Что где находится”. Для того, чтобы вы научились различать их звуки. Для этой игры нужны очень зоркие глазки. Давайте проверим ваши глазки.
Гимнастика для глаз.
Глазки у вас зоркие, поэтому можем начинать.
Игра “Что где находится”. Приложение №1
Дети обозначают место звука в слове, для звонкого звука рисуют колокольчик.
- Что вы заметили в названиях картинок? (Отличаются одной буквой)
- Такие слова называют паронимы.
- Тома и Даша просят вас помочь им вставить пропущенные буквы в словах-паронимах.
Работа с карточкой.
Назовем мы книгу Для жилья построим По реке плывут На ветвях висят Под Москвой есть город В доме открываем Соловей выводит Слесарь в сеть включает |
___ом ___ом пло ___ы пло___ы ___ерь ___ерь ___рель ___рель |
Физминутка.
Аист, аист длинноногий
Покажи домой дорогу
Топай правою ногою
Топай левою ногою
Снова правою ногою
Снова левою ногою
Вот тогда придешь домой.
IX. Дифференциация в предложениях
- Тома и Даша принесли с собой конверты, давайте посмотрим, что там лежит. (В конверте лежат рассыпанные предложения.)
- Что это?
- Давайте попробуем составить предложения.
(Дети составляют предложение: “Осенью часто дует холодный ветер”.
Записывают его в тетрадь, подчеркивают букву т одной чертой, букву д – двумя чертами.)
Итог.
- Какие звуки учились различать?
- Чем различается артикуляция звуков?