Цели:
Образовательные:
- Уточнять и обогащать словарный запас по теме «Рыбы».
- Закрепить представление о твердости и мягкости согласного звука «Р».
- Совершенствовать навык составления рассказа по сюжетной картинке.
Коррекционные:
- Продолжать учить произносить «Р» в словах и в предложениях чётко и правильно.
- Развивать фонематический слух и восприятие, фонематический анализ и синтез слов.
- Продолжать развивать общую и мелкую моторику, правильное речевое дыхание.
- Развивать внимание и память.
Воспитательные:
- Воспитывать умение преодолевать трудности.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:Сюжетная картинка «На зимней рыбалке», «рыбки», «удочка», наборы слов и букв, мягкая игрушка тигр, диск «Логопедические упражнения».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Л: Здравствуйте, ребята и уважаемые родители!
К нам на занятие пришел гость… (Читает ребёнок, в руках мягкая игрушка)
Стихотворение «Рыболов»
Этот ТИГР – рыболов.
И у ТИГРА – рыбы лов.
Рыболовство – это страсть.
То, чем ловят рыбу – снасть.
На крючке червяк – нажива,
В черпачке карась – пожива. (В. Гусев)
Л: Тигр сегодня в роли «рыбака» пришёл к нам на занятие, и не с пустыми лапами! Он предлагает ВАМ отправиться на зимнюю рыбалку. Послушайте внимательно стихотворение «Рыбка и рак».
II. Основная часть.
1. Стихотворение «Рыбка и рак»
а) дети слушают стихотворение;
Рыбке рак – ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
что насажен на крючок.
б) отвечают на вопросы (При ответе на вопросы логопед обращает внимание на правильное и четкое произношение звука “Р” в словах).
– О ком идет речь в этом стихотворении? (О рыбке и раке)
– Где живут рыбки и рак? (В реке, озере, море, пруду)
– Чего боится рыбка? (Червячка на крючке)
– А кто насаживает на крючок червячка? (Рыбак)
2.
а) Игра « Ловись, рыбка!»
Звуковой анализ слов (определить место звука в слове).
Л: Какие ещё предметы нужны для зимней рыбалки? (Дети называют)
(Раздаются «Звуковые домики») (Приложение 1)
Л: Покажите место звуков «Р» и «Рь» в словах:
УДОЧКА, СПИНИНГ, ПОПЛАВОК, ГРУЗИЛО, ШЛЮПКА, ЛЕСКА, ЧЕРПАК, ЛЕДОБУР, ТОПОР, САНКИ, МАРМЫШКА, ПРИКОРМКА, РЮКЗАК, ЛЫЖИ, ОПАРЫШИ, ПАЙВА, БЛЁСНЫ, ВЁСЛА, ЖЕРЛИЦА.
Л: Какие слова вам были не понятны? (Логопед объясняет значение незнакомых слов)
б) Стихотворение «Рыболов»
Развитие слухового восприятия и памяти.
Л: Послушайте стихотворение, запомните и назовите лишние на рыбалке предметы.
За город начал Рыбак собираться.
Удочку взял, чтобы рыбу ловить.
Взял дождевик, чтобы им укрываться.
Взял самовар, чтобы чай кипятить.
Взял он кровать, чтобы спать на кровати.
Взял он ковёр, чтоб на нём загорать.
Взял он дрова, чтоб ему не искать их.
Взял чемодан, почему бы не взять?!
Взял керогаз, полотенце, мочалку,
Книги, журналы, кресло – качалку,
Лампу, ружьё, сапоги, одеяло.
Взял он собаку, чтоб всё охраняла.
Ровно две тысячи нужных вещей
Стал он укладывать в лодке своей.
Л:
Да, этот чудак
кто угодно, но не рыбак.
Ведь для хорошего рыбака
удочка только нужна и река!
Л: Теперь мы готовы к зимней рыбалке?
Л: Только какой выберем транспорт: снегоход «Буран» или «Жигули»?
Д: Снегоход «Буран», т.к. в слове «Буран» есть буква «Р». Садимся за руль воображаемого снегохода и заводим мотор: «Р – Р – Р»
3. Объявление темы занятия.
Л: Какой звук вы произнесли и услышали? Дайте характеристику.
Д: Звук «Р» – согласный, звонкий, твёрдый.
Л: А какая у него мягкая пара? («Рь»)
Д: Звук «Рь» – согласный звонкий, мягкий.
Л: Определите тему нашего занятия.
Д: Будем закреплять произношение звуков Р и Рь в словах и предложениях.
Л: Сегодня мы будем говорить о рыбах и рыбаках. Побываем на зимней рыбалке.
Л: А теперь насадим червяка на удочку.
(Дети складывают букву «Р» из деталей) <Рисунок 1>
Д: Получилась буква «Р».
Л: Сегодня мы будем учиться читать слова с буквой «Р».
4. Звукобуквенный синтез.
Л: Послушайте загадку.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Л: О каких монетках говорится в загадке?
Вы узнаете об этом, если правильно разместите цветные кружочки.
ч е ш у я , ж а б р ы , х в о с т
(Дети на рыбках размещают кружочки с буквами) <Рисунок 2>
Л: Так о каких монетках говорится в загадке?
Д: О чешуе. Мы собрали слово «ЧЕШУЯ».
Л: Какие ещё части тела есть у рыб?
Д: Жабры, хвост, плавники, голова, спинка, брюшко…
Л: Молодцы! Хорошо к рыбалке подготовились.
5. Игра «Слова-родственники»
Л: Дети, с нами на рыбалку отправились ВАШИ родственники.
«РЫБЕ» без родственников тоже никак нельзя!
– Подберите и назовите родственные слова к слову «Рыба».
(РЫБА – рыбак, рыбачёк, рыбачка, рыбалка, рыбица, рыбачья лодка, рыболов, рыбачить, рыбье место, рыбный суп, рыбоед, рыбонька, рыболовецкое судно, рыболовство, рыбозавод)
(На доске появляются слова: РЫБА, РЫБАК, РЫБАЧИТЬ, РЫБКА, РЫБИЩА, РЫБАЛКА, РЫБНЫЙ) (Приложение 2)
Л: Как хорошо, когда столько родственников!
6. Физкультминутка.
Л: Ну вот мы и до реки добрались!
(На доске картинка «На зимней рыбалке») (Приложение 3)
Л: Нас ждет зимняя рыбалка. Давайте отдохнём.
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
7. Слова-антонимы.
Л: Какое слово из стихотворения не подходит к зимней рыбалке?
Д: Тёпленькая вода.
Л:
- А какая вода зимой в реке? (Холодная)
- Солёная? (Пресная)
- Грязная? (Чистая)
- Лёд тонкий? (Толстый)
- А река мелкая? (Глубокая)
- А рыба мелкая в реке? (Крупная)
- Больная? (Здоровая)
- Плавает медленно? (Быстро)
- Плывёт вверх по течению? (Вниз)
- Направо? (Налево)
- Мало рыбы? (Много)
- Поймаем рыбу, а потом? (Отпустим)
8. Игра « Рыболов» Звуковой анализ слов, накопление словаря.
Л: Давайте половим рыбку и отпустим пойманных рыб в два ведёрка: (Приложение 4)
1-e ведро синее (слова с твёрдым звуком «Р»)
2-e ведро зелёное (слова с мягким звуком «Рь»)
(На полу разбросаны «рыбки» – фигурки из бумаги и скрепки, на них крупно написаны слова – названия рыб)
ПЕСКАРЬ, ХАРИУС, УГОРЬ, КАРАСЬ, СОРОГА, ЁРШ (Приложение 5)
(Дети при помощи удочки «ловят» слова и четко проговаривают слова со звуком «Р» и «Рь», размещая их по ведёркам)
1-e ведро | 2-e ведро |
Карась | Пескарь |
Сорога | Хариус |
Ёрш | Угорь |
Л: Какая рыба лишняя и почему?
Д: «Угорь» лишний, т.к. он не водится в наших речках.
Л: Что можно приготовить из рыбы?
Д: Рыбный суп (уху), рыбный пирог, рыбную икру, рыбные консервы, рыбные котлеты.
(При выполнении задания логопед постоянно следит за правильным и четким произношение звуков «Р и Рь» в словах, каждый ребенок повторяет все слова, четко и утрированно проговаривает заданный звук).
Л: Да, молодцы рыбаки и рыбачки, много рыбы поймали и немного устали. Давайте отдохнём.
9. Скороговорка.
Л: Давайте, разогреем наши язычки. (Все подходят к компьютеру)
Л: Послушайте и повторите скороговорку. Читающие дети – читают.
(Текст с анимацией из Диска «Логопедические упражнения», чистоговорки на звук «Р»)
«РЫБУ ЛОВИТ РЫБОЛОВ, ВЕСЬ В РЕКУ УПЛЫЛ УЛОВ»
(Читают вначале медленно, проговаривая четко и утрированно звук «Р» , затем быстро, еще быстрей).
10. Пословицы.
Л: Как Вы понимаете пословицу:
«БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА»?
Д: Только когда человек трудится, работает, то у него все получится, он всего добьется.
Л: Да, «Рыба в реке – ещё не в руке».
А ещё говорят: «У умелого на крючке плотва, у неумелого – трава»
11. Составление рассказа по сюжетной картинке. Развитие связной речи.
Сюжетная картинка «На зимней рыбалке» (Приложение 3)
(Примерный вариант детского рассказа) Была зима. Выпало много снега. Река покрылась толстым льдом. В ней водилось много разной рыбы. Рыбаки приехали на речку рыбачить. Борис и Рома братья. Они рыболовы. Ледобуром папа прорубил толстый лёд. Ребята бросили в прорубь прикорм. Насадили червяков на удочку. И стали ловить рыбу. Рядом сидели другие рыбаки. Роме удалось поймать маленького карася. А Борис с папой вытащили огромную рыбищу. Это была щука. Щука – хищная рыба. Рыбаки сварили рыбный суп. Хороша рыбалка!
III. Итог.
О чем мы сегодня говорили? (О рыбе, о рыбалке). Какие названия рыб вы узнали? (Ерш, пескарь, карась, сорога, хариус) Какие звуки мы продолжаем учиться правильно и четко произносить? Наша рыбалка подошла к концу. Мы немного устали и в то же время хорошо провели время. Да, для некоторых рыбаков «Рыбалка» это хобби, интересное времяпровождение, пойманную рыбу они отпускают. Для других – это способ накормить семью.
Л: А что дала ВАМ наша рыбалка?
Д: Это занятие – игра, благодаря которой мы учились правильно говорить, составлять рассказ по картине, узнали много интересного о рыбах.
Л: Я очень довольна нашей рыбалкой. На память о ней я дарю ВАМ «рыбацкий колокольчик». Вспоминайте о нашей зимней рыбалке!