Цель: обучение составлению описательного рассказа по лексико-грамматической теме "Грибы".
Задачи:
1.Обучать составлять описательный рассказ по теме "Грибы".
2. Уточнить и активизировать словарный запас по теме "Грибы" (предметного словаря, словаря признаков, глагольного словаря).
3. Развивать умение отвечать на вопрос развернутым ответом.
4. Развивать фонематический слух.
5. Развивать умение выполнять инструкции и ориентироваться в пространстве.
6. Развивать общую моторику.
7. Развивать умение слушать друг друга.
8. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: демонстрационный материал - грибы, старичок лесовичок, 4 корзины, 4 маленькие схемы и 4 маленьких лесовичка, схема описания грибов, скакалка.
Подготовка к занятию: На парты положить корзины и схемы с лесовичками. На доску прикрепить грибы в три ряда по три гриба.
Ход занятия
I Оргмомент и закрепление пройденного материала.
Вводная беседа перед началом занятия.
Логопед: Куда мы путешествовали на прошлом занятии?
Дети: На прошлом занятии мы путешествовали в лес.
Логопед: Что делали в лесу?
Дети: В лесу мы собирали грибы.
Логопед: Сегодня к вам пришел старичок - лесовичок, он снова приглашает к себе в гости в лес собирать грибы. Чтобы попасть в лес нужно пройти по волшебному мосту(скакалка положенная в линию) и произнести волшебные слоги. Вы готовы?
Дети: Да.
Логопед: Кто пройдет по мосту, должен подождать свои друзей рядом с мостом, чтобы оказать помощь или проверить правильность произнесения волшебных слогов.
Каждый ребёнок по очереди повторяет за логопедом слоговую цепочку.
Слоговые цепочки: да-та-да, ба-па-ба, га-ка-га, ва-фа-ва.
II Изучение нового материала.
Когда все дети прошли по мосту, то логопед приглашает детей сесть за столы.
Логопед: Теперь мы в лесу. На том занятии лесовичок приходил к вам, и рассказывал, какие грибы можно собирать, а теперь он хочет проверить, что вы запомнили. Камила, возьми лесовичка. А остальные ребята возьмите схемы с грибами и своего лесовичка. Поднимаем лесовичка на 2 клеточки вверх и на одну клеточку в сторону. Что за гриб мы нашли?
Камила: Я нашла подберезовик.
Логопед: Ребята, правильно Камила нашла гриб? У всех так получилось?
Дети: Да.
Логопед: Положим его в корзину? Почему?
Камила: Да, потому что это съедобный гриб.
Логопед: Все согласны с Камилой?
Дети: Да.
Логопед: Все хором повторим ответ Камилы. Подберёзовик - это съедобный гриб.
Дети повторяют за логопедом.
Логопед: Что нужно сделать, чтобы положить гриб в корзину?
Камила: Чтобы положить гриб в корзину, его нужно срезать.
Логопед: Сними карточку с доски и положи гриб в корзину. Какой гриб справа от подберезовика?
Камила: справа от меня мухомор.
Логопед: Все нашли мухомор?
Дети: Да.
Логопед: Положим его в корзину? Почему?
Камила: Нет, потому что это ядовитый гриб.
Логопед: Все хором повторим ответ Камилы. Мухомор - это ядовитый гриб.
Дети повторяют за логопедом.
Логопед: Молодец, Камила, присаживайся на место и продолжай путешествие со своим лесовичком. Поднимаем лесовичка на одну клеточку вверх и на одну клеточку влево, какие грибы мы нашли?
Даша: Я нашла лисички.
Логопед: Все нашли лисички?
Дети: Да.
Логопед: Положим их в корзину? Почему?
Даша: Да, потому что это съедобные грибы.
Логопед: Все хором повторим ответ Даши. Лисички - это съедобные грибы.
Дети повторяют за логопедом.
Логопед: Положи в корзину грибы.
Даша: Что ты сделала?
Логопед: Я срезала грибы и положила их в корзину.
Логопед: Какой гриб справа от лисичек?
Даша: Справа от лисичек опята.
Логопед: Все нашли опята?
Дети: Да.
Логопед: Положим их в корзину? Почему?
Даша: Да, потому что это съедобные грибы.
Логопед: Все хором повторим ответ Даши. Опята - это съедобные грибы.
Дети повторяют за логопедом.
Логопед: Аня, что сделала Даша?
Аня: Даша срезала грибы и положила их в корзину.
Логопед: Молодец, Даша, присаживайся на место. Аня, выйди к доске. Берем лесовичков. Поднимим их на 2 клеточки вверх и на одну вправо, что за гриб мы нашли?
Аня: Я нашла белую поганку.
Логопед: Все нашли белую поганку?
Дети: Да.
Логопед: Положим её в корзину? Почему?
Аня: Нет, потому что это ядовитый гриб.
Логопед: Все хором повторим ответ Ани. Белая поганка - это ядовитый гриб.
Дети повторяют за логопедом.
Логопед: Какой гриб растет снизу?
Аня: Под белой поганкой растет белый гриб.
Логопед: Все нашли белый гриб?
Дети: Да.
Логопед: Положим их в корзину? Почему?
Аня: Да, потому что это съедобный гриб.
Логопед: Все хором повторим ответ Ани. Белый гриб - это съедобный гриб.
Дети повторяют за логопедом.
Дети: Я срезала гриб и положила его в корзину.
Логопед: Камила, что сделала Аня?
Камила: Аня срезала белый гриб и положила его в корзину.
Логопед: Диана, выходи к доске. Берем лесовичков. Поднимим их на две клеточки вверх, спустим на одну вниз, какой гриб мы нашли?
Диана: Я нашла масленок.
Логопед: Все нашли масленок?
Дети: Да.
Логопед: Положим их в корзину? Почему?
Диана: Да, потому что это съедобный гриб.
Логопед: Все хором повторим ответ Дианы. Масленок - это съедобный гриб.
Дети повторяют за логопедом.
Логопед: Сейчас делаем два шага влево, один вверх, какой гриб мы нашли?
Диана: я нашла подосиновик.
Логопед: Все нашли подосиновик?
Дети: Да.
Логопед: Положим их в корзину? Почему?
Диана: Да, потому что это съедобный гриб.
Логопед: Все хором повторим ответ Дианы. Подосиновик - это съедобный гриб.
Дети повторяют за логопедом.
Логопед: Возьми гриб и положи в корзину. Что ты сделала?
Диана: Я срезала гриб и положила его в корзину.
Логопед: Даша, что сделала Диана?
Даша: Диана срезала подосиновик и положила его в корзину.
III Физминутка.
Логопед: Встаем за мной сейчас покажем лесовичку, как мы собираем грибы.
Мы шли-шли-шли, Маршируют по кругу, держат руки на поясе.
Много грибов нашли. Руки развести в стороныРаз, два, три, четыре, пять, Наклоняются, руками касаются ног.
Мы опять идем искать. Опять маршируют по кругу.
Логопед: Сейчас вернемся обратно на места, но другой дорогой. Лесовичок поведет нас через болото, чтобы нам не утонуть, нужно идти только тогда, когда услышите название съедобного гриба. Встаем в шеренгу.
Дети стоят и выполняют задание логопеда.
Речевой материал: белый гриб, белая поганка, подосиновик, подберезовик, мухомор, маслята.
IV Закрепление пройденного материала.
Дети садятся на свои места.
Логопед: Загляните в свою корзину, выберите самый красивый гриб, сейчас вы будете о нем рассказывать лесовичку.
Дети выбирают понравившиеся им гриб и рассказывают про него по схеме (Приложение 1: как называется, какого цвета ножка и шляпка, какой это гриб большой или маленький, съедобный или не съедобный, что можно из него приготовить).
Если рассказ детям понравился, то дети аплодируют друг другу.
V Подведение итога. Оценка деятельности детей.
Логопед: Чем мы занимались на занятии?
Дети: Мы собирали грибы и рассказывали про них.
Логопед: Наше путешествие подошло к концу, но лесовичек отпустит только тех, кто ответит на мой вопрос.
Логопед показывает гриб и спрашивает, что можно из него приготовить.
Дети отвечают.
Логопед: Лесовичек очень рад, потому что вы запомнили все, о чем он вам рассказывал.
Оценка деятельности каждого ребёнка.