Без сомнения речь является одним из важных условий полноценного развития ребенка. Один из ведущих специалистов, изучающих особенности развития общения М.И.Лисина, усиливая значение речи, подчеркивала, что речь является важнейшей социальной функцией, для ее развития недостаточно биологических предпосылок, необходимо общение ребенка с взрослым. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия с окружающими людьми.
Изоляция ребенка от стимулирующей среды человеческого окружения оказывает замедляющее влияние на его психическое развитие, развитие речи. Различные неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде развития, во время родов, в первые месяцы жизни ребенка также могут приводить к речевому недоразвитию.
В теории и практике логопедии уровни речевого недоразвития описаны довольно исчерпывающе. У таких детей нарушены все компоненты речевой системы: поздно появляется речь, скудный запас слов, аграматизмы, дефекты произношения и фонемообразования и другое.
Работая воспитателем логопедической группы, я неоднократно убеждалась и в том, что речевая неполноценность обычно порождает у детей своеобразные характерологические черты. Неудачные попытки замаскировать или преодолеть свою неправильную речь могут вызывать у детей чувство собственной неполноценности, стремление отойти от коллектива, от общения с окружающими, уединиться, порождает речевую пассивность, чувство обиды, досады, раздражения. Недостатки звукопроизношения или лексики, грамматически правильной речи, способности передать свою мысль, желание – все это вместе или в отдельности способно вызывать у ребенка замкнутость, робость, стеснительность, снижение речевой активности, своеобразные маскирующие или облегчающие уловки. При этом наличие речевых недостатков создает препятствие свободного общения не только в дошкольном возрасте, но и в дальнейшем при обучении в школе.
Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволил утвердиться в том, что в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речевого развития, необходимо предусматривать не только коррекционные приемы, направленные на преодоление собственно речевых недостатков, но и ряд обучающих и воспитывающих мероприятий, направленных на развитие навыков общения с окружающими людьми.
Постоянное изучение ребенка-логопата углубило и расширило мое представление о речевом расстройстве, способствовало уточнению и совершенствованию необходимых средств логопедического воздействия на него. Я обратилась к эффективному, мощному средству речевого и психического развития ребенка, наиболее доступному детям дошкольного возраста виду деятельности – игре.
Игра – это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность детей – логопатов. Разнообразные игровые ситуации побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта. Игра и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние детей-логопатов, вызывает у них встречную активность, затрагивая их интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы.
С 1999 года я целенаправленно выстраивала систему дидактических игр, способствующих развитию речи детей с учетом лексических тем. Учитывая возрастные и психические особенности детей-логопатов, использовала разнообразные, интересные игры, стимулирующие их речевую активность и способствующие развитию творческих речевых умений. В последние годы ведущее место в моей работе по развитию речи занимают игры-путешествия.
Путешествия – это целевое движение куда-то, зачем-то, путешествие в намеченное место, преодоление пространства, времени, совершение практических действий или путешествие, не сходя с места – путешествие мысли, воображения. Игры-путешествия отражают реальные факты или события, но в них появляется необычное, загадочное. В них трудности можно преодолеть. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находятся рядом, но не замечается ими.
Часто использую такие игры-путешествия, например, “В весенний лес за Лесовиком”. В таких играх есть сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Путешествия с Лесовиком, дети выполняют различные задания: придумывают умные слова для дракона, чтобы пропустил к избушке; вспоминают, что делают из древесины, признаки весны и т.д.
Во время путешествий детей ожидают необычные и интересные встречи со сказочными героями: Лесовиком, птичкой-волшебницей, ежиком, несущим на спине букву, божьей коровкой, выползающей неожиданно из травки и везущей за собой тележку с буквами, с сердитым волком, хитрой лисичкой. От этого даже молчаливые и застенчивые дети, еще не умеющие говорить, начинают смеяться, пытаются отвечать.
Задания для детей в процессе путешествия предусматривают решение всех задач речевого развития: закрепляется, уточняется словарь, изменение и образование слов, дети упражняются в составлении связных высказываний, развитии самостоятельности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. В процессе познания нового участвуют анализаторы ребенка – зрение, осязание, обоняние, слух.
В состав игр-путешествий входят загадки, пальчиковые игры, а так, как дети быстро утомляются, то в игре-путешествии всегда есть содержательный отдых, а в конце игры – сюрприз. Использование пословиц и поговорок, аудиозаписей (шум ветра, дождя, курлыканье журавлей и другое) в игре-путешествии активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, развитию эмоций.
В этих играх использую различные факторы, обеспечивающие речевую активность всех детей, эмоционально-положительный фон, индивидуально-направленные приемы, широкое использование наглядного материала, игровых приемов, смена видов деятельности. Игры-путешествия, доставляя удовольствие детям. Создают благоприятные условия, при которых ребенок прочно запоминает новые слова.
Игра-путешествие обостряет внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчает преодоление трудностей и достижение успеха, активизирует знания детей по предыдущим темам, развивает моторику рук, память, восприятие, внимание, основные операции мышления, решается коррекционная задача. Речевая активность детей в игре – один из показателей эффективности игр-путешествий.