Особенности психо-эмоционального общения с больными, перенесшими ОНМК, в остром периоде

Разделы: Логопедия


Важнейшей актуальной проблемой в логопедии и логопсихологии является как можно более ранний этап начала реабилитации больных, перенесших ОНМК и как следствие – потерю речевой функции. Восстановительная терапия должна начинаться у постели больного сразу же, как только стабилизируется его состояние, При всех формах афазии на первых этапах процесса восстановления крайне важен момент логопсихологии. Необходимо вселить в больного оптимизм, веру в успех, доверие к логопеду. Контакт с больным в первые моменты общения может носить кратковременный эмоциональный, мимический и тактильный характер. В этот момент важна также “стимуляция речи на слух”. Такой приём приучает к улавливанию предложений, слов различной длины, содержания и сложности. На первых этапах от больного требуется только прислушивание, отрицательные или утвердительные реакции, носящие мимический либо эмоциональный характер. Каждую реакцию больного необходимо положительно оценивать, вселяя тем самым в пациента веру в себя и успех в процесс восстановления утраченной речевой функции. Ранние этапы логопедической работы с больным направлены на выработку у него установки на слуховое восприятие речи. Сочетание логопедии и логопсихологии проходит через весь реабилитационный процесс, но особенно он важен на самых первых этапах. Общаясь с больным на раннем этапе мы тем самым направляем восстановительный процесс по генеральному руслу. Исключение на первых посещениях целенаправленного словесного материала и упор на логопсихологию, а так же глагольный материал помогает перестройке внутренней речи больных, которая, как мы знаем, черпает свое содержание из внешней речи. Этот период очень важен в создании у больного веры в возможность положительного результата.

С первых посещений больного важной задачей является не только активация речевого общения, но и поднятие психического тонуса, борьбы с аспонтанностью , прочной “установки” на возможность восстановления. Общей закономерностью является то, что восстановление речи на первом этапе после инсульта быстрее, чем на последующих этапах. Все, что связано с исчезновением охранительного торможения, обычно осуществляется быстрее, чем восстановление на последующих этапах путем перестройки. Поэтому так важно использовать первые моменты выхода из состояния измененного сознания.

По утверждению Н.В. Коновалова: “В случаях послеинсультных, а также травматических и хирургических повреждения мозга заместительные механизмы включаются во вторую фазу восстановления, тогда как первая её фаза занята постепенным высвобождением функциональных корковых систем от торможения”. В начале ежедневно и несколько раз в день, а затем через день и реже обследуются по возможности все стороны речи больного. В случае резко выраженной истощаемости небольшой объем заданий распределяется на несколько предъявлений. Длительность такого обследования не превышает 8–12 минут. Необходимо учитывать общее состояние больного. Малейшие положительные проявления в речевом статусе положительно влияют на состояние психики. Основной актуальной проблемой логопедии и логопсихологии на этом этапе – содействие спонтанному процессу, активизации его темпа. Когда еще не сложился синдром афазического расстройства и в картине нарушений много нейродинамических, функциональных симптомов, восстановление, направленное из вне, способствует растормаживанию временно угнетенных мозговых структур и активизации сохранных элементов пораженных функций. Многолетний опыт работы с больными, перенесшими мозговую катастрофу, позволяет утверждать, что ранние этапы восстановления речи, являются одной из актуальных проблем логопедии и логопсихологии. Это предотвращает фиксацию патологических симптомов и различных нежелательных приспособительных приемов, способствуя лучшим результатам восстановления.

Встреча в самом начале реабилитации двух способов восстановления – самопроизвольного и направленного извне – наиболее целесообразна именно на начальном этапе. В этот период специалисту-логопеду удается наиболее полно реализовать “пусковую” роль нашего вмешательства.