Конспект открытого логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения "Буратино приглашает на новоселье"

Разделы: Логопедия


Программные задачи:

  1. Формировать навык практического употребления звуков «Р» – «РЬ» в словах, словосочетаниях, предложениях.
  2. Совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов, чтения слов разной слоговой структуры со звуком «Р» - «РЬ».
  3. Развивать фонематический слух и восприятие, память и внимание, логическое мышление.
  4. Развивать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.
  5. Воспитывать чувства сопереживания, взаимопомощи.

Оборудование (см. приложение):

  • картинки (папа Карло, Карабас Барабас, Бармалей, Кикимора болотная, Дуремар, синьор Помидор, Змей Горыныч, тигр Шерхан, Кощей Бессмертный, Соловей – разбойник, Снежная Королева, указатели дорог – 5 шт.)
  • предметные картинки со звуками «Р» - «РЬ».
  • игрушки – грузовик, Буратино.
  • крупный строительный набор «Дом»
  • простые карандаши
  • набор карт-пиктограмм «Соедини слова со схемой»
  • игра «Слоговые сундучки»
  • игра «Ледяной узор»
  • игра «Четвёртый лишний»
  • магнитная игра «Слова рассыпались»
  • текстовой материал «Небылицы»

Предварительная работа:

  • Чтение сказок, просмотр мультфильмов-сказок,
  • Изучение физминутки «Буратино»
  • Изготовление карт-пиктограмм «Соедини слова со схемой»
  • Изготовление письма-приглашения от Буратино.
  • Изготовление игры «Четвёртый лишний»
  • Изготовление игры «Ледяной узор»

Ход занятия

Логопед: Ребята! Вы помните, какой сегодня день?

Дети: Сегодня – вторник.

Логопед: Какое интересное событие нас ожидает?

Дети: Буратино построил дом и пригласил нас на новоселье.

Дети: Здравствуй!

Доброе утро!

Рад тебя видеть, друг!

Логопед: Здравствуй, Буратино!

(рассматривают дом, сделанный из крупного строительного материала)

Дети: Какой красивый дом!

(фонограмма ветра, выключается свет)

Логопед:Ой, стало темно и страшно! Давайте закроем глаза.

(Дети приседают и закрывают глаза, из постройки незаметно убираются некоторые детали. Ветер стихает, включается свет)

Логопед: Но что это такое? Дом разрушен! На руинах мы видим конверт, в нём письмо. Читаем?

Дети: Да.

Логопед: «Ха-ха-ха! Это я забрал части дома со звуками «Р» - «РЬ», а 5 золотых монет, что лежали на полочке, отдал своим друзьям. В именах этих сказочных злодеев тоже есть звуки «Р» - «РЬ». Это мои любимые звуки! Принесите мне монеты и, может быть, отдам детали дома! Ха-ха-ха! Карабас Барабас»

Логопед: Посмотрите, какие детали дома похитил Карабас Барабас?

(крышу, дверь, крыльцо, раму, трубу)

Логопед: Каких сказочных злодеев со звуками «Р» - «РЬ» вы вспомните?

(выставляются картинки)

Дети: Бармалей, Кикимора болотная, Дуремар, синьор Помидор, Змей Горыныч, тигр Шерхан, Кощей Бессмертный, Соловей – разбойник, Снежная Королева ..

Логопед: Что делать, друзья? Посмотрите, как огорчён Буратино?

Дети: Привнесём Буратино части его дома.

Логопед: Буратино, мы отправляемся в опасное путешествие и вернём тебе все детали со звуками «Р» – «РЬ». А ты восстанавливай дом и жди папу Карло.

Логопед: Ребята, я хочу сказать вам своё мнение: хоть это и злодеи, мы постараемся своей добротой и вежливостью сделать их чуть-чуть лучше! Согласны?

Дети: Да.

Логопед: В путь! И мы сразу оказались на перекрёстке дорог. Не забывайте - идти надо только туда, где будет слово - указатель со звуками «Р» – «РЬ».

(указатель - ворона – голубь)

Логопед: Дорога привела нас в Царство Кощеево! Сейчас и сам хозяин появится.

Дети: Здравствуй, Кощей Бессмертный! Отдай, пожалуйста, нам монетку Буратино!

Логопед: Кощей Бессмертный отдаст монету только тогда, когда мы выполним его задание.

(перед детьми четыре сундука и предметные картинки: стриж, роза, корона, рак, репа, ромашка, рябина, кукуруза, черепаха, ремень)

Логопед: Нужно определить количество слогов в словах и разложить картинки по сундукам с сокровищами.

Ребёнок: В слове «кукуруза» четыре слога и я положу картинку в четвёртый сундук.

Логопед: Мы правильно выполнили задание Кощея Бессмертного и он отдал нам первую монетку.

(отдаётся ребенку)

Логопед: Кто же впереди нас ждёт? Выбор правильной дороги за вами ребята.

(указатель - ромашка – василёк)

Логопед: Дорожка с ромашками закончилась, и идти стало всё труднее и труднее – под ногами вода, тина, грязь. Из воды кто-то показался!

Дети: Здравствуй, Кикимора болотная! Отдай, пожалуйста, нам монетку Буратино!

Логопед: Кикимора болотная отдаст монетку тем, кто её задание выполнит. Сядем за столы – «кочки» и соединим карандашом слова-картинки со схемами.

(на каждой карточке три схемы слов с разной позицией звуков «Р» - «РЬ» и 4-6 слов-картинок)

Ребёнок: На схеме звук «Р» - твёрдый и стоит в конце слова. К этой схеме подходит слово «тигр».

Логопед: Мы справились! Вот и вторая монетка у нас.

(отдаётся ребёнку)

Логопед: Идём дальше! Сделаем правильный выбор дорог.

(указатель - трава – камень)

Логопед: Трава – то вся инеем покрылась! Покажите, как нам стало холодно!

(пантомима)

Логопед: Ледяной замок впереди…

Дети: Здравствуй, Снежная Королева! Отдай, пожалуйста, нам монетку Буратино!

Логопед: Выполним её задание – отдаст. Нужно из льдинок – слогов собрать и прочитать слова.

(на полу большого размера «льдинки» - слоги: ро, зы, ко, ро, ва, о, рех, иг, ра, зе, фир, пар, та, реч, ка, то, пор, бе, рет)

Ребёнок: Из льдинки «пи» и льдинки «рог» я выложил слово «пирог»

(розы, корова, орех, игра, зефир, парта, речка, топор, берет)

Логопед: Замечательный результат! Ещё одна монета у нас.

(отдаётся ребёнку)

Физкультурная пауза:

Логопед: Как было у Снежной королевы холодно! Давайте согреемся!

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Логопед: Дальше нам идти надо, дорогу выбирать!

(указатель - горох - свёкла)

Логопед: Посмотрите, кто это в гороховом поле лежит?

Дети: Здравствуй, Змей Горыныч! Отдай, пожалуйста, нам монетку Буратино!

Логопед: Змей Горыныч отдаст монетку, когда его задание выполним.

В каждом ряду картинок со звуками «Р» - «РЬ» надо определить «лишнюю» и объяснить свой выбор.

(детям предлагаются карточки разного уровня сложности)

(варежки, рыбак, сирень, карета;

роза, помидор, шары, ящерица;

корзина, сорока, рот, карандаш;

снегирь, букварь, дверь, репа;

куртка, торт, баран, клубника)

Ребёнок: В слове «рыбак» звук Р – твёрдый, в словах –варежки, сирень, карета – звук Р – мягкий. «Лишнее» слово «рыбак»

Логопед: Не зря мы трудились – четвёртая монета у нас!

(отдаётся ребенку)

Логопед: В путь! Опять выбор дорог перед нами. Справимся?

(указатель – яблоня – берёза)

Логопед: На берёзе кто-то сидит…

Дети: Здравствуй, Соловей – разбойник! Очень просим, отдай нам монетку Буратино!

Логопед: Соловей – разбойник отдаст монету, но послушайте его задание. Однажды он так свистнул, что все слова на волшебных магнитных досках рассыпались. Соберём? Поможем?

Дети: Да.

(на магнитых досках картинки и рассыпанные буквы: Б,Ы,Р,А; О,М,Е,Р; Р,А,З,О; Р,У,Г,А,Ш; П,Р,Е,Е,Ц; Р,Е,О,П; Ч,А,К,Р,Е.)

Ребёнок: Из букв М,О,Р,Е я составил слово «море» и рядом поставил картинку «море».

(рыба, роза, груша, перец, репа, речка)

Логопед: Прекрасная новость! Мы собрали все монеты.

(отдаётся ребёнку)

Логопед: Впервые дорога ведёт нас прямо к сказочному злодею!

Дети: Здравствуй, Карабас Барабас! Мы принесли тебе 5 золотых монеток.

Отдай, пожалуйста, нам детали дома Буратино!

Логопед: Карабас Барабас отдаст детали дома и даже грузовик (появляется игрушка), на котором мы их отвезём к Буратино, но с одним условием – надо исправить придуманные им небылицы. Готовы?

Дети: Да.

Логопед: В розах растут сады.

Ребёнок: В саду растут розы.

Логопед:

Розовый шарф надел Рому.
Букварь потерял Марину.
У грибов в ведре много ребят.
Рыба поймала рыбака.

(детали конструктора – дома (крыша, дверь, крыльцо, рама, труба) «грузятся» на машину)

Логопед: Случилось чудо! Карабас Барабас посмотрел, какие мы дружные смелые добрые товарищи и ему стало стыдно за свои поступки. Он отдаёт не только детали дома, но и золотые монеты Буратино. Обещает больше никому не вредить!

Дети: Мы тебе поверим!

Логопед: А теперь нам пора возвращаться...

Дети: Мы привезли тебе детали дома и 5 золотых монет!

Логопед: Буратино благодарит нас и просит помочь ему достроить дом!

(дети восстанавливают дом, проговаривая свои действия)

Логопед: Молодцы!

(дети пожимают руку Буратино (игрушка) и друг другу)

Логопед: А вот и папа Карло идёт к нам!

Теперь можно заходить в дом и садиться за праздничный стол!