Программные задачи:
- Формировать навык практического употребления звуков «Р» – «РЬ» в словах, словосочетаниях, предложениях.
- Совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов, чтения слов разной слоговой структуры со звуком «Р» - «РЬ».
- Развивать фонематический слух и восприятие, память и внимание, логическое мышление.
- Развивать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.
- Воспитывать чувства сопереживания, взаимопомощи.
Оборудование (см. приложение):
- картинки (папа Карло, Карабас Барабас, Бармалей, Кикимора болотная, Дуремар, синьор Помидор, Змей Горыныч, тигр Шерхан, Кощей Бессмертный, Соловей – разбойник, Снежная Королева, указатели дорог – 5 шт.)
- предметные картинки со звуками «Р» - «РЬ».
- игрушки – грузовик, Буратино.
- крупный строительный набор «Дом»
- простые карандаши
- набор карт-пиктограмм «Соедини слова со схемой»
- игра «Слоговые сундучки»
- игра «Ледяной узор»
- игра «Четвёртый лишний»
- магнитная игра «Слова рассыпались»
- текстовой материал «Небылицы»
Предварительная работа:
- Чтение сказок, просмотр мультфильмов-сказок,
- Изучение физминутки «Буратино»
- Изготовление карт-пиктограмм «Соедини слова со схемой»
- Изготовление письма-приглашения от Буратино.
- Изготовление игры «Четвёртый лишний»
- Изготовление игры «Ледяной узор»
Ход занятия
Логопед: Ребята! Вы помните, какой сегодня день?
Дети: Сегодня – вторник.
Логопед: Какое интересное событие нас ожидает?
Дети: Буратино построил дом и пригласил нас на новоселье.
Дети: Здравствуй!
Доброе утро!
Рад тебя видеть, друг!
Логопед: Здравствуй, Буратино!
(рассматривают дом, сделанный из крупного строительного материала)
Дети: Какой красивый дом!
(фонограмма ветра, выключается свет)
Логопед:Ой, стало темно и страшно! Давайте закроем глаза.
(Дети приседают и закрывают глаза, из постройки незаметно убираются некоторые детали. Ветер стихает, включается свет)
Логопед: Но что это такое? Дом разрушен! На руинах мы видим конверт, в нём письмо. Читаем?
Дети: Да.
Логопед: «Ха-ха-ха! Это я забрал части дома со звуками «Р» - «РЬ», а 5 золотых монет, что лежали на полочке, отдал своим друзьям. В именах этих сказочных злодеев тоже есть звуки «Р» - «РЬ». Это мои любимые звуки! Принесите мне монеты и, может быть, отдам детали дома! Ха-ха-ха! Карабас Барабас»
Логопед: Посмотрите, какие детали дома похитил Карабас Барабас?
(крышу, дверь, крыльцо, раму, трубу)
Логопед: Каких сказочных злодеев со звуками «Р» - «РЬ» вы вспомните?
(выставляются картинки)
Дети: Бармалей, Кикимора болотная, Дуремар, синьор Помидор, Змей Горыныч, тигр Шерхан, Кощей Бессмертный, Соловей – разбойник, Снежная Королева ..
Логопед: Что делать, друзья? Посмотрите, как огорчён Буратино?
Дети: Привнесём Буратино части его дома.
Логопед: Буратино, мы отправляемся в опасное путешествие и вернём тебе все детали со звуками «Р» – «РЬ». А ты восстанавливай дом и жди папу Карло.
Логопед: Ребята, я хочу сказать вам своё мнение: хоть это и злодеи, мы постараемся своей добротой и вежливостью сделать их чуть-чуть лучше! Согласны?
Дети: Да.
Логопед: В путь! И мы сразу оказались на перекрёстке дорог. Не забывайте - идти надо только туда, где будет слово - указатель со звуками «Р» – «РЬ».
(указатель - ворона – голубь)
Логопед: Дорога привела нас в Царство Кощеево! Сейчас и сам хозяин появится.
Дети: Здравствуй, Кощей Бессмертный! Отдай, пожалуйста, нам монетку Буратино!
Логопед: Кощей Бессмертный отдаст монету только тогда, когда мы выполним его задание.
(перед детьми четыре сундука и предметные картинки: стриж, роза, корона, рак, репа, ромашка, рябина, кукуруза, черепаха, ремень)
Логопед: Нужно определить количество слогов в словах и разложить картинки по сундукам с сокровищами.
Ребёнок: В слове «кукуруза» четыре слога и я положу картинку в четвёртый сундук.
Логопед: Мы правильно выполнили задание Кощея Бессмертного и он отдал нам первую монетку.
(отдаётся ребенку)
Логопед: Кто же впереди нас ждёт? Выбор правильной дороги за вами ребята.
(указатель - ромашка – василёк)
Логопед: Дорожка с ромашками закончилась, и идти стало всё труднее и труднее – под ногами вода, тина, грязь. Из воды кто-то показался!
Дети: Здравствуй, Кикимора болотная! Отдай, пожалуйста, нам монетку Буратино!
Логопед: Кикимора болотная отдаст монетку тем, кто её задание выполнит. Сядем за столы – «кочки» и соединим карандашом слова-картинки со схемами.
(на каждой карточке три схемы слов с разной позицией звуков «Р» - «РЬ» и 4-6 слов-картинок)
Ребёнок: На схеме звук «Р» - твёрдый и стоит в конце слова. К этой схеме подходит слово «тигр».
Логопед: Мы справились! Вот и вторая монетка у нас.
(отдаётся ребёнку)
Логопед: Идём дальше! Сделаем правильный выбор дорог.
(указатель - трава – камень)
Логопед: Трава – то вся инеем покрылась! Покажите, как нам стало холодно!
(пантомима)
Логопед: Ледяной замок впереди…
Дети: Здравствуй, Снежная Королева! Отдай, пожалуйста, нам монетку Буратино!
Логопед: Выполним её задание – отдаст. Нужно из льдинок – слогов собрать и прочитать слова.
(на полу большого размера «льдинки» - слоги: ро, зы, ко, ро, ва, о, рех, иг, ра, зе, фир, пар, та, реч, ка, то, пор, бе, рет)
Ребёнок: Из льдинки «пи» и льдинки «рог» я выложил слово «пирог»
(розы, корова, орех, игра, зефир, парта, речка, топор, берет)
Логопед: Замечательный результат! Ещё одна монета у нас.
(отдаётся ребёнку)
Физкультурная пауза:
Логопед: Как было у Снежной королевы холодно! Давайте согреемся!
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Логопед: Дальше нам идти надо, дорогу выбирать!
(указатель - горох - свёкла)
Логопед: Посмотрите, кто это в гороховом поле лежит?
Дети: Здравствуй, Змей Горыныч! Отдай, пожалуйста, нам монетку Буратино!
Логопед: Змей Горыныч отдаст монетку, когда его задание выполним.
В каждом ряду картинок со звуками «Р» - «РЬ» надо определить «лишнюю» и объяснить свой выбор.
(детям предлагаются карточки разного уровня сложности)
(варежки, рыбак, сирень, карета;
роза, помидор, шары, ящерица;
корзина, сорока, рот, карандаш;
снегирь, букварь, дверь, репа;
куртка, торт, баран, клубника)
Ребёнок: В слове «рыбак» звук Р – твёрдый, в словах –варежки, сирень, карета – звук Р – мягкий. «Лишнее» слово «рыбак»
Логопед: Не зря мы трудились – четвёртая монета у нас!
(отдаётся ребенку)
Логопед: В путь! Опять выбор дорог перед нами. Справимся?
(указатель – яблоня – берёза)
Логопед: На берёзе кто-то сидит…
Дети: Здравствуй, Соловей – разбойник! Очень просим, отдай нам монетку Буратино!
Логопед: Соловей – разбойник отдаст монету, но послушайте его задание. Однажды он так свистнул, что все слова на волшебных магнитных досках рассыпались. Соберём? Поможем?
Дети: Да.
(на магнитых досках картинки и рассыпанные буквы: Б,Ы,Р,А; О,М,Е,Р; Р,А,З,О; Р,У,Г,А,Ш; П,Р,Е,Е,Ц; Р,Е,О,П; Ч,А,К,Р,Е.)
Ребёнок: Из букв М,О,Р,Е я составил слово «море» и рядом поставил картинку «море».
(рыба, роза, груша, перец, репа, речка)
Логопед: Прекрасная новость! Мы собрали все монеты.
(отдаётся ребёнку)
Логопед: Впервые дорога ведёт нас прямо к сказочному злодею!
Дети: Здравствуй, Карабас Барабас! Мы принесли тебе 5 золотых монеток.
Отдай, пожалуйста, нам детали дома Буратино!
Логопед: Карабас Барабас отдаст детали дома и даже грузовик (появляется игрушка), на котором мы их отвезём к Буратино, но с одним условием – надо исправить придуманные им небылицы. Готовы?
Дети: Да.
Логопед: В розах растут сады.
Ребёнок: В саду растут розы.
Логопед:
Розовый шарф надел Рому.
Букварь потерял Марину.
У грибов в ведре много ребят.
Рыба поймала рыбака.
(детали конструктора – дома (крыша, дверь, крыльцо, рама, труба) «грузятся» на машину)
Логопед: Случилось чудо! Карабас Барабас посмотрел, какие мы дружные смелые добрые товарищи и ему стало стыдно за свои поступки. Он отдаёт не только детали дома, но и золотые монеты Буратино. Обещает больше никому не вредить!
Дети: Мы тебе поверим!
Логопед: А теперь нам пора возвращаться...
Дети: Мы привезли тебе детали дома и 5 золотых монет!
Логопед: Буратино благодарит нас и просит помочь ему достроить дом!
(дети восстанавливают дом, проговаривая свои действия)
Логопед: Молодцы!
(дети пожимают руку Буратино (игрушка) и друг другу)
Логопед: А вот и папа Карло идёт к нам!
Теперь можно заходить в дом и садиться за праздничный стол!