Задачи:
1. Образовательные:
- закрепить словарь существительных, прилагательных по теме “Весна”;
- закрепить умение составлять распространенные предложения;
- учить решать кроссворды со словами;
- закреплять умение составлять слова из букв;
- совершенствовать умение составлять слова в определенной последовательности;
- учить образовывать приставочные глаголы.
2. Коррекционные:
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- совершенствовать умение выполнять мимические упражнения.
3. Воспитательные:
- воспитывать активность детей на занятии;
- воспитывать интерес и любознательность.
Пособия к занятию: большая нарисованная картина; Лесовичок; дидактическая игра “Стрекоза”; пособия для образования приставочных глаголов.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
- Какое сейчас время года?
- Назовите весенние месяцы
- Какой сейчас месяц?
- Какой месяц был до марта?
- Назовите месяц середины весны.
- Какой месяц идет после апреля?
- Назовите три периода весны.
Воспитатель: Ребятки, к нам сегодня снова прибежал Лесовичок из леса и приглашает нас в путешествие в весенний сказочный лес. Хотите путешествовать? (Ответы детей.) Пора в дорогу! Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Вот наша знакомая тропинка. Пойдемте за Лесовичком (воспитатель двигает лесовичка по картине, дети следят глазами). Кто это там? Кто-то спрятался в кустах. (Лесовичок тянет за усики и вытягивает божью коровку с тележкой, в тележке буквы “В, Е, Н, А, С”.)
Воспитатель: Ребята, нужно исправить ошибку и прочитать слова (дети исправляют, получается слово “ВЕСНА”).
Воспитатель: Пойдемте дальше. Посмотрите налево – это наши знакомые лягушки, улыбнитесь им. Давайте все встанем и расскажем про лягушек стихотворение:
На болоте две подружки, Две веселые лягушки. Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали. Разлетелись комары... Все остались без еды! Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Ребята мы с вами подошли к мостику. Зайдем на мостик и посмотрим на реку (на берегу сидит гном и ловит рыбу). Что делает гномик? Где сидит гномик? Что он поймал? Что у гномика в руках? Дети составляют разные предложения.
Воспитатель: Пойдемте дальше в лес за Лесовичком. Остановились за мостом и сделали бинокли из пальчиков, посмотрим направо. Кто-то пищит в гнезде. Внизу у дерева написано слово “кроссвордик”, ищем его. Лесовичок помогает нам. Зачем нам кроссвордик? Лесовичок нам поможет – чтобы отгадать какие птенцы пищат в гнезде. Разгадаем кроссвордик: ваши помощники первые звуки слов, из них составляем новое слово.
Воспитатель: Давайте покажем пальчиками, как птенцы сидят в гнезде. Нам пора идти дальше.
Звучит фонограмма “Звуки дождя”.
Воспитатель: Спрячемся от дождя.
Воспитатель разбрасывает на ковер капельки дождя.
Воспитатель: Дождь закончился. Пойдемте, погуляем. После дождя остались капельки, осторожно возьмите их и положите на ладошку. Поиграем в игру “Цепочка слов” (ребенок называет слово и отдает капельку воспитателю).
Воспитатель: Лесовичок ведет нас дальше, остановился у большой лужи. Ее можно перепрыгнуть, если назвать примету весны (дети называют и перепрыгивают).
Воспитатель: Посмотрите, какая большая выросла ромашка. Нужно прочитать из букв слово, чтобы узнать, кто спрятался под ромашкой (дети читают слово “стрекоза”, потом играют в игру “Стрекоза”).
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Пойдемте дальше. Кто это? (Журавль на болоте.) Какие еще есть болотные птицы? Назовите, кто здесь лишний? (Играют в игру “Четвертый лишний”.)
Воспитатель: Идем дальше. Смотрите, буквы запутались в паутине. Давайте их распутаем и прочитаем слово (дети достают буквы, читают слово “грач”). Скажите, слово “грач”, какого рода? (Мужского.)
Воспитатель: Ребята, смотрите, Лесовичок нашел конверт. Что же в нем? Мы с вами будем волшебниками, будем образовывать новые слова (дети образуют приставочные глаголы).
Воспитатель: Идем дальше. Кто это? (Дракон.) Он нас не пускает дальше. Подмигнем ему правым глазом, а потом левым. Не пускает? Давайте скажем ему “добрые слова”. Не пускает?
Воспитатель: Смотрите, нам на помощь летит стрекоза. Она нам подсказала, что надо назвать настроение у каждой головы дракона. Сможете?
Воспитатель: Мы с вами прошли дракона, и подошли к дереву. На дереве гнездо, а лестницы нет. Как нам добраться до гнезда? (Предложения детей.) Давайте будем рисовать ступеньку, и говорить пословицу о весне.
Воспитатель: Вот мы с вами и добрались до гнезда. Вытащим одну веточку, а там написано слово “ИАСТ”. Надо исправить. Правильно, получилось слово “АИСТ”.
Воспитатель: Аист приготовил для вас сюрприз, ищем его. Потянем за другую веточку, а там – киндер-сюрпризы.
Воспитатель: А нам пора возвращаться в группу. Попрощаемся с Лесовичком и отправимся в обратный путь на самолете. Полетели.