Цель: Дифференцировать звуки [л] и [л’] в связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Обучать работе с деформированным текстом.
- Корригировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений.
- Учить понимать прочитанное.
Коррекционно-развивающие:
- Закреплять правильное произношение звуков [л] и [л’] в словах, предложениях и связной речи.
- Совершенствовать языковой анализ и синтез.
- Совершенствовать артикуляционный аппарат.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать мышление, внимание и память.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала.
- Побуждать интерес к чтению.
Оборудование: Индивидуальные зеркала, карточки с артикуляционной гимнастикой, карточки со словами, таблицы, тетради.
Ход работы
I. Организационный момент.
Чем мы занимались на прошлом занятии?
II. Артикуляционная гимнастика:
1. Упражнения на дыхание:
- Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), выдох ртом.
- Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.
- «Пароход гудит». (Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] на одном выдохе).
2. Упражнения для губ
- «Сердитый бульдог». (Поднимание верхней губы. Показать только верхние зубы. Можно произносить звукосочетания ав-ав-ав-ав (низким голосом)).
- Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются только нижние зубы.
- «Большая круглая баранка». (Зубы сомкнуты, губы вытянуты широкой «трубочкой». «Маленький бублик»).
- Упражнения для языка
- «Стрелки часов». (Круговые движения языка по поверхности губ слева направо, а потом наоборот).
- «Язычок идет в гости к носу». Широкий кончик языка поднять к носу и опустить на нижнюю губу.
- «Зубки-царапки». Поцарапать верхними зубами загнутый вверх кончик языка.
- «Язычок пришел в гости к зубкам».(Широко открыть рот, кончик языка прижать к верхним зубам и удерживать под счет 5-7).
- «Жало комарика». (Чередование упражнений «Жало» - «Лопатка»).
III. Дифференциация звука [л] и [л’].
1. – Ребята! Я буду читать вам слова, а вы будешь записывать в один столбик слова со звуком л, в другой со звуком л’. Не забывай, перед тем как записать, проговаривать слово вслух. (Слова: иголка, сливы, вилка, бутылка, плёнка, плюшка, наклон, клюква, глаза.)
2. – Прочитайте рассказ и выпиши из него слова со звуками [л] и [л’] в столбики.
Рассказ:
Как Маша стала большой.
Маленькая Маша очень хотела вырасти. А как это сделать, она не знала. Пыталась она и в маминых туфлях ходить. И волосы, как у тёти Клавы, зачёсывала.
Ничего не получалось. Только смеялись над ней да шутили.
Вздумала Маша пол подметать. И подмела. Даже мама удивилась.
– Да неужели ты у нас большая становишься?
А когда Маша вымыла посуду, тогда и отец удивился. Удивился и за столом сказал:
– Мы и не заметили, как Маша выросла. И не только пол метёт, но и посуду стала мыть. Стали маленькую Машу называть большой.
IV. Развитие моторики пальцев рук.
– Пять веселых пальчиков пошли на огород. Дел у них немало, дел невпроворот: Сорвать помидоры, выкопать картошку, Выдернуть морковку, Срезать укроп и сорвать горох.
3. – Найдите в таблице все слова со звуком [л] и [л’]. Выделите их.
к | л | ю | ч | а | с | с | л | е | с |
о | п | л | и | с | т | о | у | л | и |
л | о | с | ь | к | о | л | н | ь | л |
к | л | о | у | н | л | ь | а | р | а |
4. – Переставьте буквы так, чтобы получились слова. Прочитайте и запишите слова. Какой звук в них вы слышите: [л] или [л’]?
5. – Прочитайте слова. Измените в них одну букву или добавьте мягкий знак, так, чтобы получилось новое слово с противоположным звуком. Запиши его.
Например, люк – лук.
- Угол –
- Стал –
- Юля –
- Клик –
- Ласты –
- Ел –
- Пыл –
- Лыко –
6. – Я прочитаю вам слова, а вы запомните из них только те, в которых есть звук [л’], потом где звук [л].
Слова:
- лужайка, холод, тюлень, павлин;
- листопад, пламя, поляна, блокнот;
- флот, лимон, масло, самолет;
- каблук, василёк, тополь, хлопок.
V. Подведение итогов.
– Чем мы занимались сегодня? Что понравилось на занятии?