Дифференциация звуков [л] и [л'] в связной речи

Разделы: Логопедия


Цель: Дифференцировать звуки [л] и [л’] в связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Обучать работе с деформированным текстом.
  2. Корригировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений.
  3. Учить понимать прочитанное.

Коррекционно-развивающие:

  1. Закреплять правильное произношение звуков [л] и [л’] в словах, предложениях и связной речи.
  2. Совершенствовать языковой анализ и синтез.
  3. Совершенствовать  артикуляционный аппарат.
  4. Развивать фонематический слух.
  5. Развивать мышление, внимание и память.

 Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала.
  2. Побуждать интерес к чтению.           

Оборудование: Индивидуальные зеркала, карточки с артикуляционной гимнастикой, карточки со словами, таблицы, тетради.      

     Ход работы

I. Организационный момент.

Чем мы занимались на прошлом занятии?

II. Артикуляционная гимнастика:

1. Упражнения на дыхание:

  • Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), выдох ртом.
  • Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.
  • «Пароход гудит». (Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] на одном выдохе).

2. Упражнения для губ

  • «Сердитый бульдог». (Поднимание верхней губы. Показать только верхние зубы. Можно произносить звукосочетания ав-ав-ав-ав (низким голосом)).
  • Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются только нижние зубы.
  • «Большая круглая баранка». (Зубы сомкнуты, губы вытянуты широкой «трубочкой». «Маленький бублик»).
  • Упражнения для языка
  • «Стрелки часов». (Круговые движения языка по поверхности губ слева направо, а потом наоборот).
  • «Язычок идет в гости к носу». Широкий кончик языка поднять к носу и опустить на нижнюю губу.
  • «Зубки-царапки». Поцарапать верхними зубами загнутый вверх кончик языка.
  • «Язычок пришел в гости к зубкам».(Широко открыть рот, кончик языка прижать к верхним зубам и удерживать под счет 5-7).
  • «Жало комарика». (Чередование упражнений «Жало» - «Лопатка»).

III. Дифференциация звука [л] и [л’].

1. – Ребята!  Я буду читать вам слова, а вы будешь записывать в один столбик слова со звуком л, в другой со звуком л’. Не забывай, перед тем как записать, проговаривать слово вслух. (Слова: иголка, сливы, вилка, бутылка, плёнка, плюшка, наклон, клюква, глаза.)

2. – Прочитайте рассказ и выпиши из него слова со звуками [л] и [л’] в столбики.

Рассказ:

Как Маша стала большой.
Маленькая Маша очень хотела вырасти. А как это сделать, она не знала. Пыталась она и в маминых туфлях ходить. И волосы, как у тёти Клавы, зачёсывала.
Ничего не получалось. Только смеялись над ней да шутили.
Вздумала Маша пол подметать. И подмела. Даже мама удивилась.
– Да неужели ты у нас большая становишься?
А когда Маша вымыла посуду, тогда и отец удивился. Удивился и за столом сказал:
– Мы и не заметили, как Маша выросла. И не только пол метёт, но и посуду стала мыть. Стали маленькую Машу называть большой.

IV. Развитие моторики пальцев рук.

– Пять веселых пальчиков пошли на огород. Дел у них немало, дел невпроворот: Сорвать помидоры, выкопать картошку, Выдернуть морковку, Срезать укроп и сорвать горох.

3. – Найдите в таблице все слова со звуком [л] и [л’]. Выделите их.

  к     л     ю     ч     а     с     с     л     е     с  
о п л и с т о у л и
л о с ь к о л н ь л
к л о у н л ь а р а

4. – Переставьте буквы так, чтобы получились слова. Прочитайте и запишите слова. Какой звук в них вы слышите: [л] или [л’]?

5. – Прочитайте слова. Измените в них одну букву или добавьте мягкий знак, так, чтобы получилось новое слово с противоположным звуком. Запиши его.

Например, люк – лук.

  • Угол –
  • Стал –
  • Юля –
  • Клик –
  • Ласты –
  • Ел –
  • Пыл –
  • Лыко –

6. – Я прочитаю вам слова, а вы запомните из них только те, в которых есть звук [л’], потом где звук [л].

Слова:

  • лужайка, холод, тюлень, павлин;
  • листопад, пламя, поляна, блокнот;
  • флот, лимон, масло, самолет;
  • каблук, василёк, тополь, хлопок.

V. Подведение итогов.

– Чем мы занимались сегодня? Что понравилось на занятии?

Приложение.