Формирование коммуникативной компетентности как профилактика школьной дезадаптации у детей с заиканием

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Логопедия


К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний, формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению. Это гарантирует успешность ребёнка в учебной деятельности и достаточно лёгкую адаптацию к условиям школы. Однако в последнее время сложилась тенденция к увеличению числа детей попадающих в группу риска по школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация - это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребёнка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребёнка с собой и с другим миром.

Причины школьной дезадаптации достаточно разнообразны:

- нарушения в интеллектуальной сфере (нарушение развития памяти, внимания, мышления, речи, зрительно-моторной координации);

- особенности развития волевой сферы ребёнка (недостаточная сформированность произвольности, самоконтроля);

- нейродинамические нарушения (гипердинамический и гиподинамический синдромы, латеральные предпочтения);

- мотивационная незрелость;

- нарушение коммуникативной сферы (неумение контактировать с другими, владеть необходимыми навыками общения, эгоцентризм);

- особенности семейного воспитания;

- эмоционально-личностные расстройства (тревожность, неврозы, фобии, агрессивность, демонстративность, застенчивость, перфекционизм, завышенная или заниженная самооценка).

Следствием школьной дезадаптации могут явиться замкнутость, асоциальное поведение, трудности во взаимоотношениях с учителями и одноклассниками, конфликты с родителями, отказ от учёбы. А значит, подготовка ребенка к школьному периоду развития - одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания.

В группу риска по школьной дезадаптации входят дети с таким тяжёлым речевым нарушением как заикание. Заикание - это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Речь - сложная функциональная система, составляющие которой меняются в зависимости от целей и мотивов деятельности, ситуации, умения ставить коммуникативные задачи и выстраивать программу общения. Характер речи зависит от личностных особенностей говорящего, его нервно-психического состояния. Разнообразные и изменяющиеся проявления заикания создают дополнительные трудности в работе по его преодолению.

Дети с заиканием характеризуются слуховой и зрительной невосприимчивостью, трудностью осуществления слуховой обратной связи, более медленным реагированием на слуховые задачи, что деформирует воспринимаемую информацию и приводит к неверному планированию поведения, в значительной мере затрудняет полноценное общение. Детям с заиканием свойственна высокая тревожность, агрессивность, эгоизм, конфликтность. Таким образом, дети с заиканием не имеют возможность адекватно взаимодействовать с окружающими посредством речи.

С целью профилактики школьной дезадаптации детей с заиканием нами разработана система взаимосвязанной работы учителя-логопеда и педагога-психолога по компенсации речевого дефекта и формированию коммуникативной деятельности как одного из важнейших компонентов готовности к школьному обучению.

Наряду с уровнем развития коммуникативных умений и навыков ребенка необходимо учитывать и состояние его внеречевых процессов, участвующих в акте общения. В связи с этим выделены следующие направления коррекционного воздействия:

1. Нормализация внеречевых процессов.

Цель - развитие общей и речевой организованности, то есть формирование полноценного общего и речевого поведения (наблюдательности, устойчивости и распределения внимания, контрольных и оценочных действий).

2. Восполнение пробелов в формировании коммуникативной деятельности.

Цель - развитие умений и навыков общения для адекватного, свободного, активного использования их в разнообразных коммуникативных ситуациях.

В соответствии с общей линией формирования в онтогенезе коммуникативных процессов и речевой деятельности последовательность работы заключается в переходе от ситуативной речи к развернутым высказываниям (т.е. к речи контекстной) в процессе активного взаимодействия каждого ребенка сначала с одним, а затем с несколькими детьми.

Коррекционный процесс разделён на четыре этапа. Каждый из этапов прослеживается как в работе учителя-логопеда, так и педагога-психолога.

На первом этапе (сентябрь - ноябрь) используется элементарная самостоятельная речь, проводится режим ограничения речи (пропедевтический период, режим молчания, шепотной и сопряжено-отраженной речи). Объем речи детей минимальный и в основном состоит из односложных ответов на вопросы педагога.

Цели коррекционного воздействия: развитие способности более адекватно выражать свое эмоциональное состояние; активизация невербального общения внутри группы и установление между детьми эмоционально насыщенных связей.

Задачи:

1. Упорядочение внеречевых процессов: развитие устойчивости внимания, наблюдательности, способности быстро включаться в деятельность, переключаться с одного вида деятельности на другой, воспитание зрительной и слуховой памяти и т.д.

2. Овладение базовыми коммуникативными умениями и навыками (развитие умения воспринимать и усваивать предъявляемую информацию, быстро включаться в деятельность, ориентироваться в условиях задания, точно выполнять инструкции); совершенствование невербальных способов общения.

Используются:

  • релаксация;
  • ритуалы приветствия и прощания с использованием невербальных средств выражения эмоций;
  • упражнения на формирование чувства принадлежности к группе,
  • упражнения на развитие уверенности в себе;
  • психогимнастические упражнения (этюды);
  • упражнения для развития произвольной регуляции.

Например, "Общий круг","Добрые эльфы", "Колдун", "Волны", "Сороконожка", "Путанка", "Шалтай-болтай", "Божья коровка", "Обнималки", "Оживлялки".

На втором этапе (ноябрь, декабрь) дети упражняются в пользовании более сложной самостоятельной речью (сопряжено-отраженной, элементарной вопросно-ответной), закрепляя умение отвечать без заикания короткими и развернутыми фразами, подбирать на один вопрос несколько однословных ответов (при наличии наглядной опоры), строить рассказ, передавая в нем последовательность совершенных на занятии действий.

Цели коррекционного воздействия: выработка речевых навыков, адекватных стереотипов поведения в социально и личностно значимых ситуациях; тренировка общения; повышение социальной уверенности детей.

Задачи:

1. Формирование и закрепление умений и навыков произвольной деятельности (произвольного внимания, способности к переключению внимания, контрольных действий и т.д.).

2. Формирование умений и навыков, необходимых для реализации взаимодействия ребенка со сверстником (умение привлечь внимание к себе, установить эмоциональный контакт, слушать и понимать собеседника, договориться о стратегии совместной работы, находить компромисс и достигать согласованности действий при выполнении заданий и т.д.).

Используются:

  • совместные задания с постоянной сменой партнёров;
  • упражнения для развития произвольной регуляции.

Например, "Лабиринт", "Расставим посты", "Запретный номер", "Сиамские близнецы", "Слепой и поводырь", "Насос и мяч", "Ромашка", "Расскажи стихи руками", "Пожалуйста", "Змейка", "Если "да" - похлопай, если "нет" - потопай!", "Зеваки", "Небоскрёб", "Ладонь в ладонь".

На третьем этапе (январь - март) используется элементарная контекстная речь: дети кратко и развернуто отвечают на вопросы (без наглядной опоры), рассказывают о последовательности выполнения предстоящей работы, пользуются объясняющей речью, учатся задавать конкретные вопросы, точно и кратко формулировать их.

Цели коррекционного воздействия: совершенствование речевых навыков в социально и личностно значимых ситуациях; тренировка общения; повышение социальной уверенности детей.

Задачи:

1. Закрепление умений и навыков собственного поведения (общего и речевого).

2. Формирование коммуникативных умений и навыков для выполнения центральной роли в коммуникативном процессе.

На данном этапе каждый ребенок учится выступать в роли активного и ответственного участника коммуникативного процесса - руководителя совместной деятельностью (ведущего, режиссера, организатора т.д.). Формулирование задания, словесное распределение ролей, планирование деятельности, корректирование действий товарищей предъявляет довольно высокие требования к речи ребенка. Поэтому задача педагогов состоит в предоставлении каждому ребенку возможности выступить в роли героя или ведущего, в обеспечении успешности при выполнении этой роли (создании "ситуации успеха").

Используются:

  • игры с правилами;
  • игры - драматизации;
  • инсценировки;
  • ролевые тренинги.

Например, "Давай поговорим", "Войди в круг - выйди из круга", "Зоопарк", "Клубочек", "Интервью".

На четвертом этапе (март - май) дети упражняются в пользовании более сложной контекстной речью, закрепляя умение передавать одно и то же содержание своей деятельности, развернуто и кратко.

Цель коррекционного воздействия: закрепление речевых навыков в личностно и социально значимых ситуациях.

Задачи:

1. Овладение умением сознательно управлять своим поведением и речью в процессе коммуникативной деятельности и адекватно реагировать на различные ситуативные факторы общения, что в целом способствует закреплению свободной от заикания речи.

2. Формирование умений и навыков межгруппового взаимодействия.

На данном этапе предполагается организация межгруппового взаимодействия по типу командной деятельности. Обязательное условие - выступление представителей команд с сообщениями о совместно проделанной работе.

Используются:

  • ролевые тренинги;
  • инсценировки;
  • игры-драматизации.

Например, "Подарки", "Неизвестное животное", "Пазлы", "Встаньте в круг", "Рисунки близнецы", "Жил-был один мальчик (девочка):", "Я есть, я буду!", "Игра в ситуации".

Эффективность коррекционной и развивающей работы педагогов и специалистов дошкольного учреждения напрямую зависят от степени участия и заинтересованности в положительном результате родителей воспитанников. Разработанный нами цикл образовательно-игровых занятий позволяет вовлечь в игровой диалог родителей с ребенком и способствовать "излечиванию" многих матерей и отцов от жесткого и оценочного обращения с ребенком по поводу его интеллектуальной и личностной готовности к школе. Социально-педагогические и психологические исследования в области взаимодействия с семьей старшего дошкольника показывают, что взрослый, осознающий ценность игрового общения и умеющий использовать в семейном воспитании "язык" игры, выступает более надежной эмоциональной опорой своему ребенку. Благополучное проживание периода вхождения в школьную жизнь особенно важно для детей с заиканием.

Цель работы с семьёй в направлении профилактики школьной дезадаптации детей с заиканием: повышение психологической компетентности родителей, их поддержка и сопровождение в ходе учебно-воспитательного процесса, обогащение педагогического опыта и повышение эффекта семейной социализации дошкольников в преддверии школы, формирование критического отношения к стереотипам воспитания.

Цикл занятий рассчитан на несколько встреч (одно занятие в месяц). Занятия включают в себя теоретическую и практическую части. Тематика встречи выбирается по степени актуальности на каждом конкретном коррекционном этапе. Для обсуждения предлагаются следующие темы:

- "Как я представляю своего ребёнка в школе?";

-  "Зрительно-моторная координация. Подготовка руки к письму";

- "Темперамент и его влияние на успешность ребенка в школе";

-  "Как выбрать школу и учителя";

- "Особенности обучения детей с минимально-мозговыми дисфункциями, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью";

- "Отцы и дети";

-  "Детская агрессивность" и т.д.

Для достижения поставленной цели используются разнообразные формы работы с семьёй: "Психологический калейдоскоп" (круглые столы для родителей по обмену опытом с применением информационно-компьютерных технологий), выставки детских работ, совместные мероприятия детей с родителями с использованием продуктивных методов деятельности, "Видеозал для родителей" (мультимедийные презентации ознакомительного и обучающего характера), рекламные стенды (с размещением афиш, поздравлений, благодарностей и т.д.). Это даёт возможность родителям познакомиться с содержанием работы педагогов и специалистов в дошкольном учреждении и активизировать желание заниматься с ребенком.

Эффективность использования в образовательном процессе системы взаимосвязанной коррекционной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с заикающимися дошкольниками прослеживается, как в плане коррекции речевого дефекта, так и в плане формирования готовности к школьному обучению и профилактики школьной дезадаптации. Положительная динамика наблюдается в виде снижения страха речи, улучшении голосовых модуляций, формировании навыков темпо-ритмической организации речи, интонационно-мелодической выразительности, развитии способности более адекватно выражать свое эмоциональное состояние, активизации общения, выработке адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях, в формировании более уверенного поведения, снижении тревожности, развитии произвольной регуляции.