Возможности модификации игры в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста

Разделы: Логопедия


Внедряя инновационные методы и формы работы в образовательный процесс в МОУ, необходимо помнить о том, что занятия должны стимулировать психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения собственно учебной программы.

Знаменитый ученый Эрик Берн пишет “… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть”.

Важным средством формирования психических функций ребенка дошкольного возраста, его интеллекта является игра. Главное назначение подобных игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны, я предлагаю дошкольнику пищу для подражания, повторения, с другой – предоставляю поле для фантазии и личного творчества.

Не все разработанные мною игры есть игры в чистом виде. В цикл включены большое количество игровых упражнений, занятий, тренингов целевого назначения. Перед каждым заданием даются необходимые пояснения и советы. Я старалась подобрать небольшие по объему, ясные по содержанию, важные по назначению забавы, где, как в сказках, есть намек и “добрым молодцам урок”.

Что же нужно знать об игре. Чтобы она стала для нас универсальным инструментом в работе с детьми?

Во-первых, любая игра имеет определенное функциональное значение (мы рисуем, изучаем геометрические фигуры и т.д.) – это ясно любому человеку. Даже очень далекому человеку от педагогики и психологии. Это как раз именно то в игре. Что зависит от задач педагога, та надстройка, которая подвергается модификации в зависимости от цели.

Во-вторых, любая игра имеет физиологическое значение для ребенка (рисуя, мы развиваем мелкую моторику рук; оживляя картинки, мы развиваем координацию движений и т.д.) если мы поставим перед собой задачу развивать ребенка в физическом плане. То в функциональной надстройке (в том, что видно всем) мы основной упор будем делать на развитие ловкости, координации движений.

В-третьих, каждая игра может использоваться для педагогических целей. Например, игра, где есть правила. Помогает формированию основ ученической деятельности, умению слушать, навыкам работы по образцу;

Игра, для которой требуется более одного игрока, формирует умение работать в коллективе, сопереживать.

В-четвертых, любая игра способна влиять на психику дошкольника. Играя, мы тренируем внимание и память, развиваем воображение и мышление, регулируем эмоциональное состояние, приобретаем коммуникативные навыки. Кроме этого, на любом этапе игры в зависимости от потребностей мы способны провести диагностику тех процессов, которые нас интересуют.

Основными задачами развивающей работы, под которыми переделываются игры, для меня являются:

- развитие познавательной сферы дошкольников;

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование способностей к самостоятельной творческой деятельности;

- появление основных навыков учебной деятельности;

- формирование позитивной “Я-концепции” личности ребенка;

- развитие крупной и мелкой моторики детей;

- индивидуальный подход с учетом возраста и развития ребенка.

Методический аспект работы

  • Полем творчества при работе по данной теме является подбор или разработка самих заданий. Отдельные развивающие игры, упражнения в последние годы часто публикуются в различных изданиях. Но следует иметь в виду, что в основном они соответствуют традиционным методикам. Иногда немного модернизированы. Такие задания вполне пригодны для “натаскивания” ребенка при подготовке к ожидаемому результату, но малорезультативны при настоящей работе по развитию интеллекта.
  • Традиционные методики компактны и ориентированы на констатацию физического уровня интеллекта, а не на движение от простого к сложному, позволяющее решать задачу развития. Развивающие методики, напротив, должны быть детализированы с тем, чтобы в них содержались обучающие моменты. Они строятся со значительно большей глубиной, допускающей разные уровни сложности.
  • Чтобы специальные упражнения и игры отвечали вышеперечисленным требованиям, необходимо тщательно рассматривать их направленность на определенные интеллектуальные операции и затем выстраивать по степени трудности. При этом предлагаемые занятия предполагается обязательно дополнять собственными, созданными по аналогии и являющимися, по сути, промежуточными по трудности. Это нужно для того, чтобы добиться максимальной постепенности, совершенно необходимой при решении задач обучения и развития.

Формы организации работы

Как показала практика нашего МОУ, наилучший эффект дают игры, которые являются обязательными и проводятся систематически на занятиях математикой, развитием речи и в свободное время. Продолжительность игровой части занятий - от 4 до 10 минут зависит от возрастной группы. Оптимальное количество участников – половина стандартной группы. В результате в игровую деятельность включаются все дети. А это очень важно еще и потому, что помимо коррекции интеллектуальных и творческих возможностей детей на данном этапе необходимо решить еще две важные проблемы – диагностику и прогнозирование дальнейшего развития ребенка. В итоге можно выявить одаренных и отстающих, а также предсказать их интеллектуальное развитие на следующих возрастных ступенях.

Преимущества метода модификации игр

В своей работе я использую метод модификации (переделки игр). Это очень удобно, так как:

- не требуется большого количества игр вообще (невысокие материальные затраты);

- я работаю со знакомым материалом (уже заранее знаешь, что и как работает в той или иной ситуации);

- дети охотно играют в знакомые игры (это придает им уверенности в своих силах и знаниях);

- появляется возможность развития у детей творчески мыслить, развивается их воображение и фантазия.

У меня есть любимые игры, с которыми я не расстаюсь на протяжении всего комплекса развивающих занятий. Как правило, начинаю с самого простого варианта игры, используя его как для ознакомления детей с теми или иными правилами и требованиями, которые будут им предъявляться, так и для первичной диагностики их знаний, умений и навыков. Затем, через одно или два занятия, ту же игру использую уже немного видоизмененной, одну и ту же игру можно упрощать и усложнять, работая с детьми разного возраста и разного уровня развития.

В развивающих играх можно использовать в качестве “рабочего материала” и картинки, и иллюстрации, и игрушки, и самих детей, не меняя содержание игры.

Модифицируя игру от занятия к занятию, я все больше ее усложняю, расширяя круг задач. Если в первых вариантах упор делается на то, чтобы развивать у детей восприятие, тренировать внимание и память, то в последующих вариантах добавляются задания на развитие воображения, мышления и речи, а затем основной целью становится развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков коммуникативности, повышения самооценки, развитие креативности.

Умные игры – умные дети!

Итак, определяя цели развития дошкольника в физиологическом, психическом, педагогическом или личностном плане мы можем одну и ту же игру видоизменять, подводить ее функциональное назначение под те задачи, которые нам необходимо решить на данном этапе развития ребенка.

У игры существует еще один психологический аспект, отсроченный во времени. – это то, что дает игра для развития личности человека. Именно в личностном аспекте формируется “Я-концепция”, самооценка, развивается вся личность в целом.

Новая жизнь старых игр

Для эффективной реализации логических задач я стараюсь расширить возможности известных многим игр: “Монгольская игра”, “Вьетнамская игра”, “Колумбово яйцо”, “Пифагор”, “Волшебный круг”, “Пентамимо”, “Танграм”. Нами постепенно составлялись и систематизировались рисунки различной степени сложности. Игры опробованы в занятиях с детьми 3-7 лет.

Перечисленные игры помогают развить творческие способности, логическое и пространственное мышление, становятся незаменимыми помощниками в организации праздников и конкурсов. В эти игры можно играть одному, двоим, группой всей семьей.

Например, перед детьми контуры фигур. Один напоминает жирафа, другой – Винни Пуха, третий – сказочную Жар-птицу. Вот детали игр. Чего проще? Взял и собрал, кого захотел. Однако сделать это непросто. Каждый контур словно несет в себе какую-то тайну, которую обязательно надо раскрыть. А суть этой игры в том, что когда ребенок составляет фигуру за фигурой и находит среди множества различных комбинаций одну-единственную, которая даст именно это изображение, то в момент поиска, сравнения, преобразования и происходит как раз развитие логического и образного мышления (приходится сравнивать, анализировать сделанные ходы и планировать следующие, объединить разрозненные детали в целое).

Предложенные игры известны давно, их можно найти в различных методических пособиях, но там, как правило, приводятся лишь комплекты деталей и десяток фигурок из них, причем все это в уменьшенном виде. Даже ученики 3-5 классов не всегда в состоянии выложить такие фигуры по черному силуэту: они пользуются “размеченным” вариантом, где показан способ размещения детальки.

Я же пыталась сделать игры более развивающими. Их задания постепенно усложняясь, учат ребенка основам составления изображения, формируют способность видеть часть и целое. Кроме того, все фигуры (исключая состоящие из двух деталей) представлены в пяти видах:

1. Черный (цветной) силуэт.

2. Частичная разметка контура фигуры, где показана одна или две детали, а остальные нужно “увидеть”.

3. Полная разметка контура по деталям.

4. Разметка контура в натуральную величину для наложения деталей фигурок (для детей 3-4 лет).

5. Разметка контура с символическим или цифровым обозначением деталей.

Аналогично строится работа по составлению фигур из комплектов деталей.

1 этап. Детям раздаются карточки с контурным изображением или силуэтом фигуры, состоящей из трех-четырех деталей, представленных в натуральную величину – так ребенку (2-я младшая группа) легче выполнить задание методом наложения:

  • сложить фигуру по размеченному контуру (1-й уровень сложности);
  • сложить фигуру по частично размеченному контуру (2-й уровень сложности);
  • сложить фигуру по черному силуэту (3-ий уровень сложности).

Чтобы ребенку было интереснее, на карточке можно заранее нарисовать дополнительные элементы: носик, глазки, траву, солнышко и т.п.

Перед началом работы целесообразно прочитать стихи, загадки, рифмовки, относящиеся к предмету изображения.

2 этап. Если фигура должна состоять из пяти и более деталей, ее размеры уменьшаются вдвое по сравнению с истинными. Теперь, даже работая по контуру с разметкой, ребенок (средняя, старшая и подготовительная группы) - не сможет воспользоваться методом наложения, а вынужден будет сравнивать в уме взятую деталь с образцом.

Предлагается пять уровней сложности:

  • сложить фигуру по размеченному контуру;
  • сложить фигуру по частично размеченному контуру;
  • сложить фигуру по черному силуэту;
  • сложить фигуру по частично размеченному контуру с цифрами или символическими обозначениями деталей (фигура составляется из двух комплектов);
  • вслед за работающим у фланелеграфа выложить фигуру из двух комплектов деталей.

Креативность и тесты Поля Торренса

Особое место в работе с детьми занимает исследование креативности, то есть способности к творчеству, которая может проявляться в самых разных видах деятельности. По мнению американского психолога Поля Торренса, посвятившего изучению креативности всю жизнь, она (креативность) является естественным процессом, вызываемым сильной потребностью личности в разрешении любой неопределенности или незавершенности.

“Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее” (П.Торренс).

Диагностика П.Торренса является наиболее приемлемой. Его тесты не предполагают определенного числа ответов. В них нет правильных и неправильных суждений, оценивается лишь степень их соответствия идее, поощряется и стимулируется поиск нетривиальных, необычных и неожиданных решений.

Примеры тестов П. Торренса

Детям предлагается превратить каждую фигуру в какое-либо интересное, необычное изображение. Я, как правило, ставлю перед ребенком игровую задачу: “Постарайся придумать что-то такое, чего не сделал бы никто другой. Назови свое “изобретение”.

В результате проделанной работы с детьми видна положительная динамика развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Так, градация “превосходно” (по Торренсу) увеличилась на 12,3 %;

изменился показатель “выше нормы” с 8,8% на 3,5%; увеличилось число детей, выполнивших задание “несколько выше нормы” на 1.7%; справились с заданием согласно нормативным показателям 32 ребенка в декабре и 28 – в марте; на 5% уменьшился показатель “несколько ниже нормы”, из него же вычленился “низкий уровень” - 7%.

Приведу наиболее интересные названия необычных, придуманных, нарисованных “изобретений”:

В градации “Превосходно” выступили юные изобретатели: Ваня Кирюхин (4,7г.) придумал и изобразил “Электропотреблятель” (авторский термин), Алина Белобородова (7 лет) – “Корабль”, Жукова Оксана (7 лет) – “Репка” в градации “Несколько выше нормы” - оригинальность замысла; Катя Горбунова (7 лет) – “Ботинок”; Никита Юринский (6 лет) - “Карусель” (композиционное решение); Матвей Таркунатов (7 лет) – “Машина”; Аня Дударик (6 лет) - “Горка”; Данил Ложников (7 лет) – “Трубочный телефон” (техническое решение и функциональность изобретения).

И в заключение хотелось бы привести слова американского психолога Эриха Фромма: “Играя, дети учатся прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете”.