Подгрупповое занятие на автоматизацию звука [л] в слогах, словах и словосочетаниях

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Задачи:

  • образовательные: закрепить знания о механизме образования звука, его акустических особенностях;
  • коррекционные: развивать и укреплять речевую моторику; закрепить условно-рефлекторные связи на данный артикуляционный уклад. Закрепить правильное произношение фонемы [Л] в изолированном виде, в слогах, словах, в предложении. Развивать и закреплять фонематический слух на акустический образ данной фонемы; обучение слоговому анализу;
  • воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание, память, целеустремленность.

Оборудование: игрушка – слон; магнитофон, кассета с записью; картинки для артикуляционной гимнастики, схемы для артикуляции и характеристики звука; дорожка; колодец, удочки, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие: оно пройдет у вас в группе, и у нас присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.

На магнитофоне сделана запись телефонного звонка, слова: «Свон».

Включается запись телефонного звонка.

Логопед: Извините, у меня зазвонил телефон. Алло, кто говорит?

Запись на магнитофоне: «Свон».

Логопед: Я не пойму, кто говорит? - «Да свон это, свон».

Логопед: ребята, а вы догадались, кто нам звонит?

Дети: слон.

Логопед: А, слон! Какой же он звук не правильно произносит?

Дети: звук [Л]

Логопед: А вы уже научились правильно произносить этот звук.

Дети: да

Стук в дверь. Из-за ширмы логопед достает слона

Логопед: А вот и слон. Он пришел к нам научиться правильно, произносить звук [Л]. Поможем ему?

Дети: да!

2. Артикуляционная гимнастика. (Картинки с упражнениями)

Логопед: Запомни, слон: «Чтобы правильно произносить все звуки, надо регулярно делать артикуляционную гимнастику».

- Ребята, давайте покажем слону гимнастику для звука [Л]. Сядьте ровно, спинки выпрямите.

Упражнение «Улыбочка – Трубочка» (5 раз)

Наши губки очень гибки. Ловко тянутся в улыбке.
А теперь наоборот: губи тянуться вперед.

Упражнения «Лопатка» - «Качели»

Язык лопаткой положи и под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
На крылечке полежал –
На качели побежал.

Упражнение «Вкусное варенье»

Надоели превращенья: лижет язычок варенье.

Упражнение «Лошадка»

Любит он покушать сладко, после скачет на лошадке.

Упражнение на развитие силы голоса и дыхания «Пароход гудит»

А теперь он сел на пароход и поплыл далеко вперед.
Длительное гудение звука [Ы] попеременно тихо, громко.
Пароход маленький (далеко) – гудим тихо.
Пароход большой (близко) – гудим громко.

3. Изолированное произнесение звука.

Логопед: Как вы думаете, ребята, откуда приехал к нам слон? (ответы детей)

- На чем он к нам добирался из Африки?

Ответы детей.

Логопед: Правильно Африка далеко. И Слон (летел на самолете) и (плыл на лодке). У самолета крылья, а у лодки…(весла).

Детям раздаются планшеты для произнесения изолированного звука.

- Самолет летит высоко и издает длинный, протяжный звук: л-л-л.

(Дети ведут пальчиком по дорожке и произносят звук сначала хором - летят все самолеты; затем по очереди: летит Сашин самолет, летит Алинин самолет, летит Клима самолет).

- Слон пересаживается на лодку и плывет: л – л – л (многократно и отрывисто). Все вместе, затем по цепочке.

4. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

А теперь давайте расскажем слону о правильном положении губ и языка, при произнесении звука [Л].

- Рот закрыт или приоткрыт? (приоткрыт)

- Зубы соединены или разомкнуты? (разомкнуты)

На доску помещается символ – картинка.

- Губки в улыбке или трубочкой? (в улыбке)

- Язычок внизу или вверху? (вверху). Куда он упирается? (в бугорки за верхними зубами).

- Скажите, ребята, звук [Л] гласный или согласный? (согласный)

- Твердый или мягкий? (твердый)

- Звонкий или глухой? (звонкий)

5. Развитие слухового восприятия.

Логопед: Молодцы, научили Слона правильной артикуляции. Теперь он хочет поиграть с вами в прятки. Слон спрячет звук [Л] среди других звуков, а вы когда услышите звук, хлопните в ладоши. Готовы?

В – Л - М – Н – Л - Р – Ш – Л; ВА – ЛА – МА- НА – ЛЫ – РЫ – ШО – ЛО.

Отлично!

- А теперь звук спрятался в словах. Вы должны хлопнуть в ладоши, когда услышите слово со звуком [Л]: мак, рак, лак, ком, мук, лук.

- Какие слова со звуком [Л] вы нашли (показать картинки) – лук и лак

6. Произнесение звука в слогах.

Логопед: Теперь пора пойти погулять.

Вот дорожка не простая, вот дорожка слоговая
По дорожки вы пойдете, слоги все вы соберите.

- По очереди шагайте по дорожке и произносите слоги, которые я вам скажу.

Саша скажет слоги грустно: Лы - лу - ла

Алина скажет радостно: Ла – лу - ла

Клим скажет слоги удивленно: Ул - ал – ол

7. Произнесение звука в словах. Согласование существительного с местоимением в роде, числе.

Логопед: Дорожка привела нас к колодцу. В колодце утонули картинки. Надо помочь слону: выловить и отдать картинки только со звуком [Л].

Алина: Слон, вот твоя – кукла, твой - стул, твое – мыло.

Клим: Слон, вот твой - флажок, твоя футболка, твои – лыжи.

Саша: Слон, вот твое – яблоко, твоя – лопата, твоя - лошадка,

8. Игра «Рассели по домикам».

Мы попали с вами в деревеньку «Дели - считай». Надо помочь Слону расселить картинки по домикам. Давайте вспомним, слова с одним слогом живут, в каком домике? (в первом, с одним окошком). Слова с двумя слогами, живут в домике… (с двумя окошками)

Слова с тремя слогами, живут …(в домике с тремя окошками).

9. Итог занятия.

Логопед: Какое задание на нашем сегодняшнем занятии было самое интересное, легкое?

- А какое задание показалось вам самым трудным?

За ответы дети получают в подарок от Слона солнышко.