Задачи:
- образовательные: закрепить знания о механизме образования звука, его акустических особенностях;
- коррекционные: развивать и укреплять речевую моторику; закрепить условно-рефлекторные связи на данный артикуляционный уклад. Закрепить правильное произношение фонемы [Л] в изолированном виде, в слогах, словах, в предложении. Развивать и закреплять фонематический слух на акустический образ данной фонемы; обучение слоговому анализу;
- воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание, память, целеустремленность.
Оборудование: игрушка – слон; магнитофон, кассета с записью; картинки для артикуляционной гимнастики, схемы для артикуляции и характеристики звука; дорожка; колодец, удочки, предметные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие: оно пройдет у вас в группе, и у нас присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.
На магнитофоне сделана запись телефонного звонка, слова: «Свон».
Включается запись телефонного звонка.
Логопед: Извините, у меня зазвонил телефон. Алло, кто говорит?
Запись на магнитофоне: «Свон».
Логопед: Я не пойму, кто говорит? - «Да свон это, свон».
Логопед: ребята, а вы догадались, кто нам звонит?
Дети: слон.
Логопед: А, слон! Какой же он звук не правильно произносит?
Дети: звук [Л]
Логопед: А вы уже научились правильно произносить этот звук.
Дети: да
Стук в дверь. Из-за ширмы логопед достает слона
Логопед: А вот и слон. Он пришел к нам научиться правильно, произносить звук [Л]. Поможем ему?
Дети: да!
2. Артикуляционная гимнастика. (Картинки с упражнениями)
Логопед: Запомни, слон: «Чтобы правильно произносить все звуки, надо регулярно делать артикуляционную гимнастику».
- Ребята, давайте покажем слону гимнастику для звука [Л]. Сядьте ровно, спинки выпрямите.
Упражнение «Улыбочка – Трубочка» (5 раз)
Наши губки очень гибки. Ловко тянутся в улыбке.
А теперь наоборот: губи тянуться вперед.
Упражнения «Лопатка» - «Качели»
Язык лопаткой положи и под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
На крылечке полежал –
На качели побежал.
Упражнение «Вкусное варенье»
Надоели превращенья: лижет язычок варенье.
Упражнение «Лошадка»
Любит он покушать сладко, после скачет на лошадке.
Упражнение на развитие силы голоса и дыхания «Пароход гудит»
А теперь он сел на пароход и поплыл далеко вперед.
Длительное гудение звука [Ы] попеременно тихо, громко.
Пароход маленький (далеко) – гудим тихо.
Пароход большой (близко) – гудим громко.
3. Изолированное произнесение звука.
Логопед: Как вы думаете, ребята, откуда приехал к нам слон? (ответы детей)
- На чем он к нам добирался из Африки?
Ответы детей.
Логопед: Правильно Африка далеко. И Слон (летел на самолете) и (плыл на лодке). У самолета крылья, а у лодки…(весла).
Детям раздаются планшеты для произнесения изолированного звука.
- Самолет летит высоко и издает длинный, протяжный звук: л-л-л.
(Дети ведут пальчиком по дорожке и произносят звук сначала хором - летят все самолеты; затем по очереди: летит Сашин самолет, летит Алинин самолет, летит Клима самолет).
- Слон пересаживается на лодку и плывет: л – л – л (многократно и отрывисто). Все вместе, затем по цепочке.
4. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
А теперь давайте расскажем слону о правильном положении губ и языка, при произнесении звука [Л].
- Рот закрыт или приоткрыт? (приоткрыт)
- Зубы соединены или разомкнуты? (разомкнуты)
На доску помещается символ – картинка.
- Губки в улыбке или трубочкой? (в улыбке)
- Язычок внизу или вверху? (вверху). Куда он упирается? (в бугорки за верхними зубами).
- Скажите, ребята, звук [Л] гласный или согласный? (согласный)
- Твердый или мягкий? (твердый)
- Звонкий или глухой? (звонкий)
5. Развитие слухового восприятия.
Логопед: Молодцы, научили Слона правильной артикуляции. Теперь он хочет поиграть с вами в прятки. Слон спрячет звук [Л] среди других звуков, а вы когда услышите звук, хлопните в ладоши. Готовы?
В – Л - М – Н – Л - Р – Ш – Л; ВА – ЛА – МА- НА – ЛЫ – РЫ – ШО – ЛО.
Отлично!
- А теперь звук спрятался в словах. Вы должны хлопнуть в ладоши, когда услышите слово со звуком [Л]: мак, рак, лак, ком, мук, лук.
- Какие слова со звуком [Л] вы нашли (показать картинки) – лук и лак
6. Произнесение звука в слогах.
Логопед: Теперь пора пойти погулять.
Вот дорожка не простая, вот дорожка слоговая
По дорожки вы пойдете, слоги все вы соберите.
- По очереди шагайте по дорожке и произносите слоги, которые я вам скажу.
Саша скажет слоги грустно: Лы - лу - ла
Алина скажет радостно: Ла – лу - ла
Клим скажет слоги удивленно: Ул - ал – ол
7. Произнесение звука в словах. Согласование существительного с местоимением в роде, числе.
Логопед: Дорожка привела нас к колодцу. В колодце утонули картинки. Надо помочь слону: выловить и отдать картинки только со звуком [Л].
Алина: Слон, вот твоя – кукла, твой - стул, твое – мыло.
Клим: Слон, вот твой - флажок, твоя футболка, твои – лыжи.
Саша: Слон, вот твое – яблоко, твоя – лопата, твоя - лошадка,
8. Игра «Рассели по домикам».
Мы попали с вами в деревеньку «Дели - считай». Надо помочь Слону расселить картинки по домикам. Давайте вспомним, слова с одним слогом живут, в каком домике? (в первом, с одним окошком). Слова с двумя слогами, живут в домике… (с двумя окошками)
Слова с тремя слогами, живут …(в домике с тремя окошками).
9. Итог занятия.
Логопед: Какое задание на нашем сегодняшнем занятии было самое интересное, легкое?
- А какое задание показалось вам самым трудным?
За ответы дети получают в подарок от Слона солнышко.