И занятие может быть игрой

Разделы: Логопедия


Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, с каждым годом появляется все больше дошкольников с различными речевыми нарушениями. Среди них все чаще встречаются дети от 1 года до 5 лет с темповыми задержками речевого развития. Зачастую ребенок имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов, то есть нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций. У многих детей нарушения звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется как вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата, повышение или понижение мышечного тонуса языка и т.д.

Все более распространенной становится  несформированность фонематического слуха,  что приводит к трудностям  формирования процессов письменной речи. Отмечается большое количество детей с несформированностью лексико-грамматического строя речи. Типичным для таких детей является неправильное использование суффиксов, трудности в употреблении предлогов. Отмечается нарушение в согласовании в роде, числе, падеже; ошибки в употреблении прилагательных. Фразовая речь ребенка 6-7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний.

Возросшее за последние годы количество детей с речевыми нарушениями разной этиологии сложности требует от учителя-логопеда и других специалистов особого внимания и скрупулезной работы. Специалистам постоянно приходится решать сложные задачи по поиску эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.

Одной из основных форм работы с детьми, несомненно, является игра – как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Обучающий материал, который преподносится ребенку в игре, усваивается быстрее, легче и дает более высокие результаты. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. Поэтому все логопедические занятия я провожу в игровой форме. Ценность этих занятий состоит в том, что, играя, дети не замечают самого процесса обучения.

Исходя из многолетнего опыта работы с детьми дошкольниками, я пришла к выводу, что занятие должно строиться в постоянной смене деятельности. Смену деятельности мне обеспечивают игровые задания и упражнения подобранные в соответствии с проблемами детей. Готовясь к занятию, я стараюсь подобрать достаточное количество иллюстративного и игрового материала, что тоже позволяет сохранить интерес детей на протяжении всего занятия и не дает детям уставать.

Для успешного осуществления запланированных на занятии задач, по моему глубокому убеждению, перед детьми должна ставиться определенная, конкретная цель понятная дошкольникам и такая, которую они захотели бы совместно со мной решать. Например, соревнование, спасение сказочного персонажа, «прочтение» зашифрованного письма или «движение» по заколдованной карте и так далее.

Кроме того, большой интерес у дошкольников вызывают артикуляционные упражнения, написанные мной либо авторами и мною доработанные в стихотворной форме для последующей отработки каждого звука. С помощью таких стихов снимается монотонность и однообразие в укреплении мышц речевого аппарата.

В моей работе стало традиционным проведение итоговых занятий, на которых дети  показывают, чему они научились на занятиях. Благодаря проведению таких занятий дети осознают всю важность происходящего,  показывают для приглашенных родителей и сотрудников детского сада все знания и умения, которые они получили в процессе работы на логопункте. Данные занятия стимулируют дошкольников к более качественному выполнению заданий, четкому проговариванию поставленных звуков, грамотному построению предложений и так далее.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе

Тема: Звук «Р»

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [р] в словах и предложениях

Задачи:

  • Автоматизация звука [р] в словах и предложениях.
  • Закрепление лексической темы «Школьные принадлежности».
  • Обучение в употреблении падежных окончаний имен существительных.
  • Закрепление правильного употребления предлогов «в», «на», «под», «из».
  • Закрепление навыка согласования существительных с числительными.
  • Формирование навыка образования относительных прилагательных.

Материалы:

  • Набор зеркал по количеству детей.
  • Мяч.
  • Предметные картинки по теме «Школьные принадлежности».
  • Ручка, карандаш, тетрадь.
  • Сюжетные картинки для работы с деформированным предложением.
  • Магнитная доска, маркеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Артикуляционная гимнастика:

Жил веселый язычок
В маленьком домишке,
Превращался во что мог
На радость всем детишкам.

Широко вот рот открылся
Язычок поднялся вверх,
Потянулся, изогнулся
И стал чашечкой для всех.

Ходят часики тик-так
Не остановишь их никак.
Влево – тик, вправо – так,
Тик-так, тик-так.

Язычок наш захотел:
На качелях полетел!
Летят они то вверх, то вниз
Ты вместе с ними прокатись.

Вот стоит на тонкой ножке
Наш грибочек у дорожки
Язык свой к нёбу прилепляй
И грибочек ты срывай.

А теперь вот, погляди, –
Это скачут лошади.
Языком пощелкай ты,
Как копытами они.

Как маляр наш язычок
Кистью красит чердачок
Не чердак, а нёбо
У него дел много!

Логопед: Скоро вам идти в школу. Вот сегодня я и проверю, как вы подготовились к школе. Для начала я загадаю вам загадки.

Новый дом несу в руке
Двери дома на замке.
А живут в доме том
Книжки, ручки и альбом. (Портфель)

Черный Ивашка –
Деревянная рубашка.
Где носом пройдет,
Там заметку кладет. (Карандаш)

То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь)

Логопед: Повторите все слова, которые вы отгадали, какой звук слышится во всех этих словах? (Звук [р]). Назовите и другие слова со звуком [р]. (Ответы детей)

Логопед: А сейчас я проверю, что вы возьмете с собой в школу. Игра называется «Четвертый – лишний», слушайте внимательно:

Ручка, резинка, зеркальце, ранец.
Портфель, груша, тетрадь, карандаш.

Логопед: А теперь встаньте в круг, я вам буду бросать мяч и проговаривать предложения, но в каждом предложении у меня будет ошибка, вы должны бросить мне мяч назад, исправив ошибку и ответив правильно.

«Исправь ошибку»

У меня есть портфеля. (портфель)
У меня нет тетрадка. (тетрадки)
Я забыла дома резинкой. (резинку)
Я пишу ручки. (ручкой)
Я рисую в тетрадь. (в тетради)

Логопед: Молодцы, справились с заданием. А теперь давайте посчитаем те предметы, которые нам попадались в предложениях. Садитесь на ковер, передавайте друг другу предмет и считайте до 5.
«1-2-5» (Дети передают по кругу 1 из предметов (ручку, карандаш, тетрадь) и произносят числительное с существительным следующее по порядку)

Логопед: Ну а сейчас самое время пообедать, я буду называть из чего приготовлено блюдо, а вы будете говорить, как это блюдо называется:

Суп из гороха – гороховый.
Пюре из картофеля – картофельное.
Салат из моркови – морковный.
Компот из груш – грушевый.
Пирог с рыбой – рыбный.
Мороженое из фруктов – фруктовое.

Логопед: А сейчас я вам покажу картинки, я буду говорить что на них изображено, и если ошибусь, вы меня исправьте.

Карандаш лежит под тетради. (на)
Рома кладет ручку под ранец. (в)
Юра убрал кроссовки в стул. (под)
Рая достала карандаш в портфель. (из)

Логопед: Вы молодцы, на все мои вопросы ответили, а вот на последок я хочу проверить, как вы умеете решать кроссворды:

По горизонтали:

  1. Старинный предмет для подогрева чая.
  2. Живет в водоемах.
  3. То, что мы пожимаем друг другу при встрече.

По вертикали:

  1. Пышный красивый цветок.
  2. Бывает на небе после дождя.
Р
С А М О В А Р
З А
Р Ы Б А Д
Р У К А
Г
А

Итог занятия

Логопед: На этом наше занятие подходит к концу. Расскажите мне, пожалуйста, чем мы с вами сегодня занимались, что научились делать? (ответы детей). Вы сегодня на занятии показали все свои знания, вы молодцы! Вы готовы идти в школу!

Литература:

  1. Агранович  З.Е.  Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб: «Детство-Пресс», 2003.
  2. Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
  3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. – СПб: «Детство-Пресс», 2008.