Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, с каждым годом появляется все больше дошкольников с различными речевыми нарушениями. Среди них все чаще встречаются дети от 1 года до 5 лет с темповыми задержками речевого развития. Зачастую ребенок имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов, то есть нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций. У многих детей нарушения звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется как вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата, повышение или понижение мышечного тонуса языка и т.д.
Все более распространенной становится несформированность фонематического слуха, что приводит к трудностям формирования процессов письменной речи. Отмечается большое количество детей с несформированностью лексико-грамматического строя речи. Типичным для таких детей является неправильное использование суффиксов, трудности в употреблении предлогов. Отмечается нарушение в согласовании в роде, числе, падеже; ошибки в употреблении прилагательных. Фразовая речь ребенка 6-7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний.
Возросшее за последние годы количество детей с речевыми нарушениями разной этиологии сложности требует от учителя-логопеда и других специалистов особого внимания и скрупулезной работы. Специалистам постоянно приходится решать сложные задачи по поиску эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.
Одной из основных форм работы с детьми, несомненно, является игра – как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Обучающий материал, который преподносится ребенку в игре, усваивается быстрее, легче и дает более высокие результаты. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. Поэтому все логопедические занятия я провожу в игровой форме. Ценность этих занятий состоит в том, что, играя, дети не замечают самого процесса обучения.
Исходя из многолетнего опыта работы с детьми дошкольниками, я пришла к выводу, что занятие должно строиться в постоянной смене деятельности. Смену деятельности мне обеспечивают игровые задания и упражнения подобранные в соответствии с проблемами детей. Готовясь к занятию, я стараюсь подобрать достаточное количество иллюстративного и игрового материала, что тоже позволяет сохранить интерес детей на протяжении всего занятия и не дает детям уставать.
Для успешного осуществления запланированных на занятии задач, по моему глубокому убеждению, перед детьми должна ставиться определенная, конкретная цель понятная дошкольникам и такая, которую они захотели бы совместно со мной решать. Например, соревнование, спасение сказочного персонажа, «прочтение» зашифрованного письма или «движение» по заколдованной карте и так далее.
Кроме того, большой интерес у дошкольников вызывают артикуляционные упражнения, написанные мной либо авторами и мною доработанные в стихотворной форме для последующей отработки каждого звука. С помощью таких стихов снимается монотонность и однообразие в укреплении мышц речевого аппарата.
В моей работе стало традиционным проведение итоговых занятий, на которых дети показывают, чему они научились на занятиях. Благодаря проведению таких занятий дети осознают всю важность происходящего, показывают для приглашенных родителей и сотрудников детского сада все знания и умения, которые они получили в процессе работы на логопункте. Данные занятия стимулируют дошкольников к более качественному выполнению заданий, четкому проговариванию поставленных звуков, грамотному построению предложений и так далее.
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе
Тема: Звук «Р»
Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [р] в словах и предложениях
Задачи:
- Автоматизация звука [р] в словах и предложениях.
- Закрепление лексической темы «Школьные принадлежности».
- Обучение в употреблении падежных окончаний имен существительных.
- Закрепление правильного употребления предлогов «в», «на», «под», «из».
- Закрепление навыка согласования существительных с числительными.
- Формирование навыка образования относительных прилагательных.
Материалы:
- Набор зеркал по количеству детей.
- Мяч.
- Предметные картинки по теме «Школьные принадлежности».
- Ручка, карандаш, тетрадь.
- Сюжетные картинки для работы с деформированным предложением.
- Магнитная доска, маркеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Артикуляционная гимнастика:
Жил веселый язычок
В маленьком домишке,
Превращался во что мог
На радость всем детишкам.Широко вот рот открылся
Язычок поднялся вверх,
Потянулся, изогнулся
И стал чашечкой для всех.Ходят часики тик-так
Не остановишь их никак.
Влево – тик, вправо – так,
Тик-так, тик-так.Язычок наш захотел:
На качелях полетел!
Летят они то вверх, то вниз
Ты вместе с ними прокатись.Вот стоит на тонкой ножке
Наш грибочек у дорожки
Язык свой к нёбу прилепляй
И грибочек ты срывай.А теперь вот, погляди, –
Это скачут лошади.
Языком пощелкай ты,
Как копытами они.Как маляр наш язычок
Кистью красит чердачок
Не чердак, а нёбо
У него дел много!
Логопед: Скоро вам идти в школу. Вот сегодня я и проверю, как вы подготовились к школе. Для начала я загадаю вам загадки.
Новый дом несу в руке
Двери дома на замке.
А живут в доме том
Книжки, ручки и альбом. (Портфель)Черный Ивашка –
Деревянная рубашка.
Где носом пройдет,
Там заметку кладет. (Карандаш)То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь)
Логопед: Повторите все слова, которые вы отгадали, какой звук слышится во всех этих словах? (Звук [р]). Назовите и другие слова со звуком [р]. (Ответы детей)
Логопед: А сейчас я проверю, что вы возьмете с собой в школу. Игра называется «Четвертый – лишний», слушайте внимательно:
Ручка, резинка, зеркальце, ранец.
Портфель, груша, тетрадь, карандаш.
Логопед: А теперь встаньте в круг, я вам буду бросать мяч и проговаривать предложения, но в каждом предложении у меня будет ошибка, вы должны бросить мне мяч назад, исправив ошибку и ответив правильно.
«Исправь ошибку»
У меня есть портфеля. (портфель)
У меня нет тетрадка. (тетрадки)
Я забыла дома резинкой. (резинку)
Я пишу ручки. (ручкой)
Я рисую в тетрадь. (в тетради)
Логопед: Молодцы, справились с
заданием. А теперь давайте посчитаем те предметы,
которые нам попадались в предложениях. Садитесь
на ковер, передавайте друг другу предмет и
считайте до 5.
«1-2-5» (Дети передают по кругу 1 из
предметов (ручку, карандаш, тетрадь) и произносят
числительное с существительным следующее по
порядку)
Логопед: Ну а сейчас самое время пообедать, я буду называть из чего приготовлено блюдо, а вы будете говорить, как это блюдо называется:
Суп из гороха – гороховый.
Пюре из картофеля – картофельное.
Салат из моркови – морковный.
Компот из груш – грушевый.
Пирог с рыбой – рыбный.
Мороженое из фруктов – фруктовое.
Логопед: А сейчас я вам покажу картинки, я буду говорить что на них изображено, и если ошибусь, вы меня исправьте.
Карандаш лежит под тетради. (на)
Рома кладет ручку под ранец. (в)
Юра убрал кроссовки в стул. (под)
Рая достала карандаш в портфель. (из)
Логопед: Вы молодцы, на все мои вопросы ответили, а вот на последок я хочу проверить, как вы умеете решать кроссворды:
По горизонтали:
- Старинный предмет для подогрева чая.
- Живет в водоемах.
- То, что мы пожимаем друг другу при встрече.
По вертикали:
- Пышный красивый цветок.
- Бывает на небе после дождя.
Р | ||||||||
С | А | М | О | В | А | Р | ||
З | А | |||||||
Р | Ы | Б | А | Д | ||||
Р | У | К | А | |||||
Г | ||||||||
А |
Итог занятия
Логопед: На этом наше занятие подходит к концу. Расскажите мне, пожалуйста, чем мы с вами сегодня занимались, что научились делать? (ответы детей). Вы сегодня на занятии показали все свои знания, вы молодцы! Вы готовы идти в школу!
Литература:
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб: «Детство-Пресс», 2003.
- Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. – СПб: «Детство-Пресс», 2008.