Цели.
1. Закрепление правильного произношения звука [Л] в слогах, словах и предложениях”.
2. Развитие речевого дыхания.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
6. Развитие внимания и памяти.
7. Координация речи с движением.
8. Закрепление связи между звуком и буквой.
Оборудование: зеркала, карточки со слогами, песок или пшено, цветные карандаши, линейки, бусинки.
Ход занятия
I. Оргмомент
Логопед начинает фразу, ученики заканчивают:
“На занятии ваши глаза внимательно смотрят и все…(видят),
Уши внимательно слушают и все…(слышат),
А голова хорошо …..(думает)”.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия
Сегодня на занятии мы закрепляем правильное
произношение звука [Л] в слогах, словах и
предложениях.
“Улыбка”, “Трубочка”, “Домик открывается” (чередование)
“Лопаточка”, “Непослушный язычок”, “Змейка” (чередование)
“Вкусное варенье”, “Качели”, “Чашечка”, “Чистим верхние зубки”, “Лошадки”
- Упражнения на развитие речевого дыхания:
“Фокус”, надувание щек, выдыхание воздуха через щеки с прикушенным широким языком.
2. Изолированное произнесение звука [Л]
Игра “Гуделочка” (подражание)
Гудит пароход, сирена скорой помощи, сирена пожарной машины, приземление ракеты, посадка ракеты на Луну, инопланетяне прилетели, самолет заходит на посадку.
Длительно на одном выдохе тихо и громко.
3. Автоматизация звука [Л] в слогах (координация речи с движением)
Игра “Фигуры”.
В коробку насыпан песок (пшено, сахар). Рисуя на нем фигуры, сопровождать каждую линию произнесением слога
кла, кло, клу, клы | гла, гло, глу, глы |
зла, зло,злу, злы | фла, фло, флу, флы |
пла, пло,плу, плы | бла, бло, блу, блы |
хла, хло, хлу, хлы | сла, сло, слу, слы |
акл-окл, укл, ыкл | агл-огл-угл-ыгл |
азл-озл-узл-ызл | алф-олф-улф-ылф |
акл-окл- укл- ыкл | алх-олх-улх-ылх |
асл-осл-усл-ысл | афл-офл-уфл-ыфл |
4. Автоматизация звука [Л] в словах
Игра “Собери рассыпанные слова”
Составить из предложенных логопедом слогов, написанных на карточках, слова.
На–би-глу-глубина | мин-фла-го-фламинго | бок-клу-клубок |
кал-ска-ка-скакалка | сти-пла-лин-пластилин | зал-вок-вокзал |
ка-хло-пуш-хлопушка | ти-на-пло- плотина |
5. Развитие мелкой моторики “Скакалка” [1]
Я кручу, я верчу новую скакалку, (Пальцы сжаты в кулаки, локти в стороны.
Захочу, научу Галю и Наталку. Большие пальчики “смотрят” вверх,
Ну-ка раз, ну-ка два Выполняем круговые движения б. пальчиками)
Посреди дорожки,
Да бегом, с ветерком
Пробегают ножки.
6. Автоматизация звука [Л] в предложениях. Фонематический анализ и синтез
Логопед произносит предложение, дети повторяют, затем чертят графическую схему этого предложения, отмечая на схеме место звука [Л] в словах. (выборочно).
Образец: На балконе лопнуло стекло.
Элла сломала лыжную палку.
Мила гладила платье для куклы.
В лесу за болотом плакала иволга.
Володя занимался скалолазанием.
Светлана слушала звон колоколов.
Павел ловил плотву с лодки.
Котенок лакал молоко.
Вулкан ожил, клокотал и дымился.
Стеклянная бутылка лопнула от холода.
7. Проговаривание скороговорок (выборочно)
Платон плыл на плоту.
В лодке - Володька, в палатке - лопатка.
Нил мыл пол и ныл.
На клумбе клубок? Не клубок-колобок.
Маленькая болтунья молоко болтала да не выболтала.Мама Милу мылом мыла,
Мила мыло не любила.
В Луку Клим луком кинул.
Лала ела халву под одеялом.
Клава искала булавку,
А булавка упала под лавку,
Под лавку заглянуть было лень,
Искала булавку весь день. [2]
8. Закрепление связи между буквой и звуком
Сейчас на своих столах вы из бусинок выложите ту букву, которой обозначается звук, над которым мы работали.
- Вспомните, над каким звуком мы работали.
- Выложите букву, которой обозначается этот звук. БУКВА “Л”.
9. Итог занятия
- Молодцы, ребята! Старайтесь всегда правильно произносить звук [Л] в своей речи.
Литература
1. Нищева О.Г. “Организация логопедической работы”.
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. “Автоматизация звуков у детей”.