Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. И теперь не только взрослые, но и большинство детей не представляют себе, как можно было раньше обходиться без компьютерных технологий. До сих пор не утихают споры об отрицательном влиянии компьютера на здоровье и общее развитие детей, но общепризнанным фактом стало то, что процесс компьютеризации охватил все сферы образования от начальной до высшей школы. Этот процесс начал внедрятся и в дошкольное образование.
Начиная использовать компьютерные технологии (далее в тексте используется аббревиатура КТ) в дошкольном специальном образовании, в данном случае речь идет о работе с детьми-логопатами, следует знать и учитывать преимущества использования новых средств обучения, а также основные положения применения КТ в коррекционной работе.
Преимущества использования КТ в специальном образовании:
- Мотивационно-занимательная сторона обучения.
- Индивидуализация и дифференциация форм работы.
- Возможность показа скрытых для наблюдения процессов развития и динамических процессов.
- Создание принципиально новых (обходных) путей развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями.
Основными базовыми положениями применения КТ в специальном образовании являются:
- Продвижение ребенка по пути нормального развития. КТ могут и должны применяться для решения задачи максимально возможного развития и коррекции вторичных нарушений у детей.
- Ребенок с отклонениями в развитии – это ребенок с особыми образовательными потребностями. Средства обучения, основанные на информационных технологиях (далее в тексте используется аббревиатура ИТ), позволяют представить в процессе обучения именно то средство, которое будет воздействовать на структуру дефекта.
- Использование в специальном образовании средств, основанных на ИТ, открывает возможность постановки новых дидактических задач, которые невозможно решить при помощи традиционных средств обучения.
- Новые средства обучения, основанные на ИТ, могут более эффективно решать традиционные дидактические задачи.
- Новые средства обучения могут применятся в случае трансформации одной формы речи в другую (Например: устной речи в письменную).
- Компьютерные программы, которые не рассчитаны на детей с отклонениями в развитии, могут применяться в специальном обучении при условии разработки специальных методик их использования в учебном процессе, т.е. апробации.
- Эффект применения ИТ зависит от профессиональной компетентности педагога.
- Новые средства обучения, основанные на использовании ИТ могут и должны применяться во всех отраслях специального образования, но включение их должно быть обоснованным.
- Новые средства специального обучения, основанные на ИТ дополняют, но не вытесняют традиционные.
- При использовании информационных технологий в коррекционной работе необходимо опираться на общедидактические принципы обучения.
В настоящее время создано несколько компьютерных программ, которые учитывают все необходимые требования и их можно применять в логопедической работе с дошкольниками. Но использование их в настоящий момент является проблематичным из-за высокой стоимости. Внедряя КТ в коррекционную работу с дошкольниками, мы пошли по пути использования на логопедических занятиях готовых обучающих компьютерных игр для дошкольников.
При подготовке к обучению грамоте детей с речевыми проблемами мы посчитали
использование их достаточно целесообразным. На занятиях фрагментарно
используются следующие игры: “Супердетки. Учим буквы” (Компания “Мультисофт”,
2007г.), “Гарфилд дошкольникам. Основы грамматики и письма” (“Руссобит –
Паблишинг, 2005 г.), “Трое из Простоквашино. Букварь с дядей Федором” и “Трое из
Простоквашино. Шарик учит азбуку” (“Акелла”, 2006г.). Но наиболее часто
используется обучающая компьютерная игра “Букварик-смешарик” (СКА
“Петербург”, 2003–2007гг.). Особенности игры:
* Логопедическая методика,
* Красочная анимация,
* Доступный интерфейс,
* Увлекательные задания,
* Любимые герои из мультфильма “Смешарики”.
По замыслу авторов, игра рассчитана на детей 4–5 лет, но с успехом может применяться для обучения детей более старшего возраста, имеющих речевые проблемы. С помощью этой игры можно решать следующие образовательно-коррекционные задачи:
- Знакомство в игровой занимательной форме с основными понятиями – звук, буква, слог, слово, предложение.
- Практическое деление слов на слоги.
- Дифференциация гласных и согласных.
- Выделение начального звука в слове.
- Подбор слов на заданный звук с опорой на слуховой и зрительный анализаторы.
- Запоминание букв и нахождение их в печатном компьютерном тексте.
- Составление разрезных картинок из разного количества частей.
Работа по каждому конкретному звуку строится следующим образом:
- Аудирование. Дети слушают текст, стараясь запомнить слова с изучаемым звуком, после чего проводится Д /И “Кто больше слов назовет?”.
- На компьютерной сюжетной картинке отыскивают предметы с заданным звуком.
- Последняя часть работы – нахождение в тексте буквы, обозначающей данный звук.
Это основные виды работ, предлагаемые авторами игры. использовать же её можно не только при ознакомлении детей с конкретным звуком и соответствующей ему буквой, но и на других видах занятий. Например: на занятиях по формированию лексико-грамматических компонентов языка или на занятиях по формированию связной речи (Конспекты занятий. Приложение 1). Кроме того, на всех видах занятий с использованием компьютерных игр применяются и другие дидактические методы и приемы, в том числе игровые с использованием дидактических игрушек, в данном случае набор мягких игрушек “Смешарики”, а также мягкие игрушки-самоделки: куклы – звуки (гласные), Тим и Том, Мульмуля, Жучок-Звуковичок, Дразнилкин, Клоун-Весельчак. При работе с игрушками самоделками используются стихотворные тексты собственного сочинения.
Хочется особо отметить, что использование КТ в логопедической работе должно быть строго согласованно с санитарно– гигиеническими нормами и здоровьесберегающими принципами обучения. Занятия с использованием компьютерных игр проводятся не чаще 2 раз в неделю. Общее время работы с компьютером на занятии не должно превышать 15 минут. В структуре занятия предусматривается обязательное проведение различного вида физпауз и физминуток для глаз, сопровождаемых авторскими стихотворными текстами. (Приложение 2)