Логопедия
-
Занятие-игра "Что? Где? Когда?". Дифференциация С-Ц 2011
Цели урока: закрепить правильное произношение звуков [с], [ц]; дифференцировать звуки [с], [ц] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях; совершенствовать умение звукового анализа и синтеза; упражнять в составлении слов из слогов; развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание; расширять словарь.
-
Речевой дидактический материал "Мы играем со словами…" 2011
Статья представляет собой наглядное игровое пособие для коррекционной логопедической работы, направленное на развитие автоматизации и дифференциации ребенком смешиваемых в речи звуков [л]–[р].
-
Формирование словообразовательных инноваций в процессе коррекционно-логопедической работы по устранению аграмматизмов у дошкольников с ОНР 2011
В статье представлен конспект занятия по проведению коррекционно-логопедической работы с использованием методик, предложенных Тумановой Т.В. (1997 год), Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. (2004 год), Жуковой Н.С., Филичевой Т.Б. (2003 год), которая заключается в создании условий для усвоения словообразовательных операций дошкольниками с ОНР.
-
Использование грамматических рифмовок в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста 2011
В статье раскрываются возможности грамматических рифмовок в практике помощи детям раннего возраста с речевыми нарушениями. Описаны этапы работы над рифмовками, помогающими развитию детской лексики и формированию грамматического строя языка. Представлен конспект занятия по развитию речи с детьми раннего возраста, имеющими нарушения речи.
-
Активизация мыслительной деятельности и речи у детей с ОНР через обучение построению вопроса 2011
У детей с ОНР затруднения в общении обусловлены недостаточной сформированностью вопросительной формы речи. И с психологической, и с лингвистической стороны построение вопроса – более сложная речевая задача, чем ответ. Поэтапность в обучении построению вопросов направлена на развитие диалогической речи и активизацию мыслительных процессов. Этапы: вопросы к предметам, действиям, признакам; без вопросительных и с вопросительными словами; к картине; к условию задачи; с поисковыми вопросами.
-
Логопедическое занятие с детьми 3-летнего возраста по теме "Путешествие в осенний лес" 2011
Занятие рассчитано на детей 3 лет, имеющих общее недоразвитие речи II уровня. Занятие проводится в форме сказки. В данное занятие включены игры по развитию речи, познавательной сферы, занимательные упражнения, сюрпризные моменты, которые способствуют созданию положительного настроя, помогают заинтересовать детей, наиболее полно решить поставленные задачи.
-
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе 2011
Статья посвящена взаимодействию учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОНР, представляющему собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Представлен координационный план проведения совместных занятий и план взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя на год.
-
Роль игры для "особых детей" при преодолении нарушений в звукопроизношении. Многофункциональная речевая игра "Веселый попугайчик" 2011
Представлена игра для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Цель игры заключается в развитии у ребенка правильной и красивой речи, обогащение словарного запаса детей, развитие фонематического восприятия и слуха, слоговой структуры речи, грамматического строя речи, связной речи и преодоление нарушений в звукопроизношении.
-
Преодоление лексико-грамматического недоразвития речи при коррекции дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях с позиций современной логопедии 2011
Представленный материал содержит практические рекомендации логопеда по коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста, имеющими аграмматическую дисграфию. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса – лексико-грамматического недоразвития.
-
Конспект логоритмического занятия с использованием элементов фонетической ритмики "Веселая встреча старых друзей" 2011
Логоритмическое занятие состоит из упражнений, включающих задания на развитие темпа, ритма речи, интонации произношения. Эти упражнения можно проводить в музыкальном сопровождении и без него. Занятие является обобщающим, со всеми упражнениями дети уже знакомы при отработке блока «Животные» и проводится в форме развлечения.
-
Обучение грамоте детей с нарушением зрения с использованием объемных 3D модулей 2011
Цели занятия: развитие навыка звукового анализа и синтеза слов с помощью 3-D модулей; закрепление навыков различения фонем, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, на материале звуков [п]–[б]; обучение правильному употреблению предлогов "под", "из-под"; развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики; развитие фонематического слуха и восприятия; развитие интонационной стороны речи; развитие зрительного восприятия.
-
Составление рассказа на предложенный сюжет: "Как я путешествоваал по доброй дороге" 2011
Занятие с целью развития творческого воображения и его воплощения; обучения оживлять и превращать в сказку все, что нас окружает.
-
Логопедический утренник в подготовительной к школе группе "Как у Кощея буковки вызволяли" 2011
На занятии дети упражняются в выразительном чтении стихов, используя перчаточный театр. Закрепляются различные умения: дифференцировать гласные и согласные фонемы; выполнить звуко-буквенный анализ слов; дать сравнительную характеристику звукам и буквам.
-
У Мишки в лесу 2011
Цели урока: обогащать словарь детей за счет новых слов о растениях леса, активизировать словарь детей, обобщать слова в группы "грибы", "ягоды".
-
Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшей группы, имеющих общее недоразвитие речи 2011
Содержание занятия направлено на совершенствование лексико-грамматической стороны речи. На занятии дети учатся дифференцировать предлоги К и ОТ; правильно употреблять их с существительными в дательном падеже; выполнять анализ предложения, используя карточки-схемы.
-
План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР 2011
Основная задача логопедического воздействия на детей – научить их связно и последовательно, фонетически и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. Это имеет важное значение для общения, обучения в школе, формирования личностных качеств. Для облегчения овладения языком целесообразно проводить специальное обучение детей трудным грамматическим формам в виде речевых игр, обеспечивающих формирование языкового чутья.
-
Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, фразах 2011
Использование разных мячей на индивидуальных занятиях дает положительный результат, так как ребенок думает, что он играет, а не занимается. Игровые действия с мячом, бусинами, шариками всегда были одним из любимых средств организации детей и надежными помощниками в коррекционной работе. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметом круглой формы, усиливает эффект занятия.
-
Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей 2011
Цель работы – оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям; помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей; разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.
-
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста 2011
Методический материал отражает вариант индивидуального коррекционно-развивающего маршрута сопровождения ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития. В статье рассмотрены принципы, задачи и содержание педагогического сопровождения детей данной категории, рекомендованы схемы и формы документации индивидуальной карты сопровождения, которая является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность.
-
Нарушение речи у учащихся начальных классов 2011
Родительское собрание разработано с целью познакомить родителей учащихся с основными речевыми нарушениями и их последствиями. На собрании рассказывается о причинах нарушений речи, дисграфии и ее профилактике, родителям даются советы и рекомендации.
-
Занятие по обучению грамоте в коррекционной подготовительной группе "Звонкие комарики" 2011
Предлагаемые игры и упражнения помогут закрепить правильное произношение звука [з] в речи детей, сформировать у детей такие понятия, как «звук», «слово», «предложение», а также способствуют развитию фонематического восприятия, внимания, мышления и памяти. В процессе выполнения игровых заданий у детей формируется четкий образ буквы З, дети обучаются чтению.
-
Модель по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с легкой степенью дизартрии. Формирование фонем Р и Л 2011
Чтение и письмо – сложные по структуре процессы. К началу обучения ребенка чтению и письму все чаще обнаруживается у детей несформированность устной речи, а именно: нарушение артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия. В настоящее время увеличилось число школьников, имеющих легкую степень дизартрии. В статье подробно описана модель по обучению детей правильному произношению фонем Р и Л.
-
Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи 2011
В статье изложены методы и приемы обогащения пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи. Восприятие пространства – сложный процесс взаимодействия различных анализаторов внешней и внутренней среды человеческого организма. Учебная деятельность требует не только ориентировки в пространстве, но и владения основными пространственными понятиями. Недостаточно сформированные представления и понятия о пространстве являются причиной возникновения трудностей в обучении.
-
Использование картинок-символов в работе с детьми по формированию звукопроизношения у детей, имеющих нарушения ОДА 2011
Использование символики в логопедической работе с дошкольниками является важной и актуальной темой. В статье обсуждается вопрос использования картинок-символов в работе по формированию звукопроизношения в практической работе с детьми, имеющими нарушения ОДА.
-
Особенности речевого дыхания и приемы его формирования у детей с заиканием 2011
В ходе урока проходит работа по формированию речевого дыхания у заикающихся детей.
-
Проект "Растим говорунов-здоровяков". Инновационные и здоровьесберегающие технологии в работе по развитию речи в ДОУ 2011
Цель проекта – создание условий для развития речи детей с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
-
Применение биоэнергопластики в коррекционной работе с дошкольниками 2011
В статье раскрывается эффективность биоэнергопластики в исправлении дефектных звуков у детей.
-
Обучение детей рассказыванию методом моделирования 2011
В предлагаемом материале систематизированы методики работы по формированию связной речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
-
Домашнее задание для родителей по лексической теме "Посуда" 2011
Материал адресован родителям, дети которых имеют речевые проблемы (ЗПР, ОНР, ФФН). Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить внимание, вербальную память, логическое мышление. Материал будет полезен и детям, у которых нет проблем в речевом развитии.
-
Домашнее задание для родителей по лексической теме "Транспорт" 2011
Материал в первую очередь адресован родителям, дети которых имеют речевые проблемы (ЗПР, ОНР, ФФН). Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить внимание, вербальную память, логическое мышление. Также они будут полезны детям, не имеющим проблем в речевом развитии.