Логопедия
-
Конспект комплексного занятия по сказке "Гуси-лебеди" для детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР 2011
Занятие способствует совершенствованию грамматического строя речи (образование имен существительных с помощью суффиксов -иньк, -еньк, -очк, -ечк), развивает связную речь, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением. На уроке совершенствоуется навык звукового анализа и синтеза, развивается логическое мышление.
-
Как предупредить школьную неуспеваемость по русскому языку 2011
В настоящее время неуклонно растет число детей с недостатками познавательного и речевого развития. В статье предлагаются методы и приемы, направленные на профилактику нарушений чтения и письма. Эти методики могут применяться логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями детских садов компенсирующего вида, учителями начальных классов и родителями.
-
Презентация наглядного пособия "Гриб-теремок" 2011
В своей логопедической деятельности автор часто сталкивается с необходимостью разнообразить приемы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Чтобы помочь сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, автор использует многофункциональное пособие под названием «Грибок-теремок». Пособие автору помогли сделать родители.
-
Комплексное итоговое занятие по развитию речи "Прогулка в осенний лес" 2011
В материале представлено комплексное итоговое занятие по развитию речи в старшей логопедической группе (с ОНР). В ходе занятия реализуются следующие цели: уточнить представления о первых признаках осени, закрепить названия деревьев и листьев, активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по темам «Осень. Деревья», закрепить знание детьми оттеночных цветов осенней природы, воспитывать любовь к родной природе, интерес к ней, обогатить эмоциональную сферу.
-
Конспект занятия по развитию речи "Путешествие-фантазия" 2011
Конспект занятия по развитию речи с использованием психогимнастики и игротехники представляет собой единый сценарий по теме «Транспорт. Среда передвижения». Занятие способствует раскрепощению детей с общим недоразвитием речи, развитию воображения, словесно-логического мышления, преодолению двигательной неловкости, помогает снять мышечное напряжение. Используемые мимические упражнения способствуют развитию артикуляционного аппарата, эмоциональной сферы.
-
Здоровьесберегающие технологии и приемы работы со слабоуспевающими детьми 2011
Статья содержит рекомендации учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий в учебном процессе для улучшения усвоения материала слабоуспевающими учащимися по родному языку в образовательных учреждениях. Материал поможет учителю выработать систему работы с учащимися, сделать свою работу своеобразной, а также понять необходимость применения современных технологий.
-
Коррекционно-логопедическое занятие по развитию связной речи у детей в старшей группе с ОНР "Составление рассказа о профессии с опорой на графический план" 2011
Коррекционно-логопедическое занятие с дошкольниками старшего возраста направлено на закрепление речевого материала по теме "Профессии", формирование умения составлять рассказ о профессиях людей с опорой на графический план. Использование игровых упражнений, выполненных в формате презентации PowerPoint, помогает детям активизировать полученные ранее знания.
-
Комплексная образовательная деятельность по коррекционно-речевому развитию "Путешествие в страну правильной речи" 2011
Представленный сценарий по коррекционно-речевому развитию для детей старшей группы компенсирующей направленности (тяжелые нарушения речи, задержка психического развития) обеспечивает единство коррекционных, развивающих и воспитательных задач в образовательной деятельности. Предложенная образовательная деятельность осуществляется в игровой форме на основе упражнений в запоминании, узнавании, сравнении, различении. Все задания предусматривают плавное нарастание сложности, занимательность и высокую эффективность обучения детей с общим недоразвитием речи.
-
Конспект комплексного, комбинированного занятия с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения. Тема: "Ходит осень по дорожкам". Звук [о], буква "О" 2011
Цели урока: научить детей составлять связные рассказы по определенному плану, путем дополнения части предложения до полного, объединяя предложения по смыслу; познакомить детей со звуком и буквой "О"; развивать общую и мелкую моторику; воспитывать умение работать в коллективе.
-
Принципиальные отличия во взаимодействии с родителями воспитанников групп компенсирующей направленности в рамках ФГТ 2011
Статья посвящена принципиальным отличиям во взаимодействии с родителями воспитанников групп компенсирующей направленности в рамках ФГТ. Приказ Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655 ориентирует учителей-логопедов на активное взаимодействие с родителями. Родителям отведена особая роль: они должны стать активными участниками в реализации интегрированных коррекционной и общеобразовательной программ.
-
Формирование речевой компетентности детей, посещающих временную логопедическую группу, как базовый основы социально-адартивной личности 2011
Новизна представляемого в данных рекомендациях материала заключается в использовании компетентностного подхода как новой педагогической технологии создания условий для формирования социально-адаптивной личности дошкольников с речевыми нарушениями для приобретения качеств коммуникативной и компетентностной личности в соответствии с требованиями развивающегося общества. Описываются основные формы, методы и приемы работы с детьми. Прилагается описание игр, способствующих формированию эмоционально-волевой стрессоустойчивости.
-
Подгрупповое логопедическое занятие по теме "Звук [л], буква л. Этап автоматизации 2011
Логопедическое занятие с использованием ИКТ разработано для закрепления правильного произношения звука [л] у детей, занимающихся на логопункте. Применение компьютерных технологий в системе логопедической работы позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.
-
Коррекционно-обучающая программа по профилактике и коррекции нарушения чтения и письма у учащихся 1–2-х классов с ОНР 2011
Программа разработана для учащихся с ОНР 1–2-х классов общеобразовательной школы. В рабочей программе определены коррекционные задачи, принципы, основные направления работы, представлено тематическое планирование. Логопедическая работа по данной программе направлена на профилактику и коррекцию речевых нарушений, способствует повышению качества знаний, умений и навыков обучающихся.
-
Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи 2011
Применение нетрадиционного подхода, заключающегося в сочетании традиционных и нетрадиционных игр и упражнений, метода БОС, профилактических мероприятий и точечного массажа повышает эффективность работы учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями. В статье представлен семинар-практикум с использованием ИКТ для педагогов детских образовательных учреждений.
-
Логопедическое занятие "Дифференциация предложений по цели высказывания" 2011
Занятие проводится на III этапе коррекционной работы со школьниками с общим недоразвитием речи. Каждый ребенок пробует себя в роли своеобразного "экскурсовода". Используются элементы ароматерапии (с учетом того, что в группе детей нет аллергиков и астматиков), пальчиковая и дыхательная гимнастика.
-
Методическая разработка по развитию речевого общения со сверстниками и взрослыми путем формирования чувства ритма у детей с диагнозом заикание 2011
В разработку включены 3 этапа: построение ритмического ряда (развитие слухо-моторной координации и регулирующей функции речи); формирование фонематического контроля (освоение ритмического рисунка, оживление мелодико-интонационной стороны речи); усвоение и воспроизведение слогоритмической структуры слова, анализ слоговой и звукобуквенной структуры слова, выделение морфологических признаков слова.
-
Воспитание чувства ритма как средства речевой коммуникации у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, имеющих системное недоразвитие речи 2011
Статья посвящена воспитанию чувства ритма у детей с ОВЗ на уроках музыки в коррекционной школе VII–VIII вида. Показана целесообразность, эффективность обучения детей с ОВЗ построению и пониманию различных моделей как средства формирования знаково-символической деятельности у детей с ОВЗ. Разработан метод логоритмического воспитания детей с ОВЗ, имеющих нарушения речи. Обозначены основные направления коррекции моторики и речи средствами логоритмики.
-
Профилактику дисграфии начинаем в детском саду 2011
Основное содержание работы по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте направлено на устранение у детей возможных предпосылок этой проблемы. Работа посвящена причинам дисграфии и способам их устранения. В статье изучаются темы: «Звуки [д - д’], буквы Дд», «Приставочные глаголы».
-
Формирование лексико-грамматических конструкций у детей с нарушением речи в игре 2011
Анализ литературы показал, что, несмотря на многообразие различных пособий для развития лексико-грамматических средств, ни в одном из них не выделено прямых методик. Была поставлена цель: совершенствование системы формирования лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи в игре.
-
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группе по теме "Дифференциация звуков [л] – [л']" 2011
Задачи занятия: познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков [л] – [л'], буквой Л; формировать умение различать звуки [л] – [л'] по акустическим и артикуляционным признакам; выработать четкую дифференциацию звуков [л] – [л'] изолировано, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях на материале лексической темы "Одежда"; активизировать относительные прилагательные по лексической теме "Одежда".
-
Современный подход к формированию пространственных представлений с ОНР с целью профилактики оптической дисграфии 2011
В статье рассматриваются этапы формирования пространственных представлений у детей в норме и сравниваются с детьми, имеющими речевые нарушения. В работе предлагается использовать специально подобранные приемы и упражнения, которые учитывают индивидуальные особенности дошкольников с речевыми нарушениями.
-
Значение логопедического воздействия в социально-эмоциональном развитии младшего школьника 2011
Ребенок должен усвоить все основные виды человеческих действий, овладеть развернутой фразовой речью, правильно оформленной грамматически и фонетически, установить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми. Этому способствуют логопедические занятия, которые регулярно проводятся учителем-логопедом, как групповые, так и индивидуальные.
-
Конспект интегрированного занятия по грамоте и конструированию в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи 2011
В работе представлены 2 интегрированных занятия, в ходе которых дети в игровой форме знакомятся со звуками и буквами «Ф» и «З».
-
Открытый урок по логопедии "Предлоги". 4-й класс 2011
Уточняются конкретно-пространственные значения предлогов, с использованием информационных технологий (ИКТ). Формируется умение доказывать правильность написания предлогов. Обращается внимание учащихся на связь слов в предложении и роль предлогов в каждом случае.
-
Рекомендации логопеда родителям, имеющим детей с нарушениями письменной речи 2011
Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. К сожалению, многие дети приходят в школу недостаточно подготовленными. Это объясняется как непониманием большинством родителей всей важности этой проблемы, так и отсутствием конкретных и понятных неспециалистам рекомендаций по данному вопросу.
-
Дифференциация согласных звуков [В] [Ф] 2011
Интересная форма проведения занятия, увлекательные приемы работы с детьми позволяют провести коррекционную работу более успешно. Занятие можно провести в виде речевого праздника с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
-
Тема урока "Безударные гласные" 2011
Автором продемонстрированы увлекательные методы и приемы работы с учащимися, имеющими речевые нарушения.
-
Путешествие в страну гласных звуков 2011
Автор закрепляет знания детей о гласных звуках: механизме образования, артикуляции, акустических особенностях; о буквах, обозначающих эти звуки. Закрепление понятий: "гласный звук", "буква", "слово". Продолжает формировать умения выделять гласные звуки на фоне слова, определяя их позицию в слове. У ребят формируется навык слогового чтения, развивается оральный праксис, мелкая моторика, координация речи с движением.
-
Дифференциация звуков [л] – [в] 2011
Автору часто приходится работать с детьми, имеющими нарушение произношения звука [Л] (ламбдацизм): отсутствие данного звука, его искаженное произношение, чаще всего – параламбдацизм (замена [Л] звуком [В]). Накопленный опыт практической работы обобщен и систематизирован в виде речевого материала по дифференциации звуков [Л] – [В] в пособии «Занимательные звуки». Приведено второе занятие на дифференциацию звуков [Л] – [В] в словах со стечением согласных.
-
Автоматизация звука [р] в слогах, в словах, в предложениях 2011
Все чаще в коррекционную школу VIII вида поступают дети с дизартрией, часто со стертой формой псевдобульбарной дизартрии. Правильное, четкое произношение детьми всех звуков и слов имеет важное значение, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Занятие было подготовлено на местном материале и проведено с учащимися с недоразвитием интеллекта.