Логопедия
-
Типовые упражнения по восстановлению речевой функции у больных с органическими поражениями головного мозга 2011
Урок знакомит с практическими наработками в области восстановления речи у пациентов с органическими поражениями головного мозга. Комплекс упражнений предназначен для ознакомления и практического использования прежде всего логопедами-афазиологами, но может быть использован и специалистами смежных специальностей.
-
Совместное занятие для детей и родителей по развитию познавательно-речевой деятельности "Путешествие в осенний лес" 2011
Совместное занятие способствует вовлечению родителей в учебный процесс, достижению единства требований к ребенку, развивает мелкую моторику и координацию движений, речевое дыхание, слуховое и зрительное внимание, мышление, память, понимание речи, тренирует фонематический слух, звуковой анализ и синтез, создает эмоциональный контакт между родителями и детьми.
-
Двигательный игротренинг "По следам сказки" 2011
Игротренинг, основанный на методике занятий фитбол-гимнастикой, разработанной Т.С. Овчинниковой и А.А. Потапчук, призван закреплять правильное произношение звука [с] в слогах и словах, учить составлять сложносочиненные предложения с союзом а, расширять кругозор и словарный запас. Во время занятий на фитболах у детей улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия, что способствует коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.
-
Профилактика дисграфии в 1-м классе общеобразовательной школы; развитие звукобуквенного анализа и синтеза 2011
Учащиеся путешествуют по сказке, изучая свойства звуков, анализируют предложения по словам, рассматривают иносказательный смысл пословиц.
-
Комплексное итоговое занятие по декоративному рисованию: "Город народных мастеров" 2011
В материале представлено комплексное итоговое занятие по декоративному рисованию в подготовительной логопедической группе (с ОНР). Дети составляют роспись из элементов, характерных для того или иного народного промысла; у них воспитывается интерес, любовь к декоративно-прикладному искусству.
-
Виды тренировочных упражнений к уроку-тренингу "Сказка-игра Овощи" 2011
Тренировочный речевой материал направлен на развитие речи и произношения у детей с нарушениями слуховой функции и речи. Начиная с фонетической ритмики, артикуляционных упражнений и заканчивая различными упражнениями речевого характера, направленными на развитие речи, мышления и произношения, автор в полной мере раскрывает возможности речевого развития ребенка и социальной адаптации в обществе.
-
Нарушение процессов чтения у младших школьников с задержкой психического развития 2011
Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема изучения нарушения процессов чтения у школьников, имеющих задержку психического развития. Проблема нарушения чтения у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Нарушения речи при задержке психического развития преимущественно имеют системный характер и входят в структуру общего дефекта.
-
Конспект проведения занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме "Овощи" ("Приходите в огород") 2011
Учащиеся закрепляют знания детей об овощах; расширяется и активизируется их словарь. С помощью представленных упражнений развивается мелкая моторика пальцев рук, координация речи с движением, умение ориентироваться в пространстве.
-
Авторский сценарий коррекционного выпуска в подготовительной логопедической группе "Чудо-шляпки" 2011
Проведение логопедических досугов и праздников оказывает благотворное влияние на детей с тяжелыми нарушениями речи. Автоматизация звуков происходит более успешно, так как сформированный артикуляторный образ используется в различных видах речи, в разных видах деятельности и развивает чувство ритма, интонационно-мелодическую сторону, голосообразование, длительность и силу дыхания.
-
Логопедическая помощь умственно отсталым детям со сложной структурой дефекта в процессе обучения чтению глобальным методом 2011
Увеличивается количество умственно отсталых детей, патологическое развитие которых зачастую осложнено еще и сопутствующими нарушениями слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми нарушениями речи. Практическая часть работы посвящена вопросам планирования логопедической помощи обозначенной категории младших школьников, страдающих тяжелой умственной отсталостью при сложной структуре дефекта.
-
Логопедическое занятие в подготовительной группе по теме "Город красивой речи" 2011
Эффективная коррекционная работа по преодолению речевых нарушений возможна лишь при комплексном, многоаспектном подходе к ней. Предлагаемое занятие рассчитано на подготовительную к школе группу общеобразовательного дошкольного заведения. Занятие поможет воспитать внимание к изменению грамматических форм слова, способам словообразования, сформировать лексико-грамматический строй речи.
-
Конспект индивидуального логопедического занятия: "Зима. Зимние забавы" (в сотрудничестве с родителями) 2011
Работа учителя-логопеда в реабилитационном центре специфична, так как ребенок поступает на кратковременный курс реабилитации. Именно поэтому более эффективным видом корррекционной логопедической работы является проведение занятий в сотрудничестве с родителями. Занятия проводятся согласно календарному плану, в соответствии с сезоном, что позволяет ребенку знания, полученные на занятиях, перенести в окружающую действительность.
-
Коррекционно-развивающее занятие логопеда совместно с психологом на тему "Дифференциация диких и домашних животных" 2011
На уроке автор закрепляет знания о диких и домашних животных, совершенствует общую и артикуляторную моторики, идет выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
-
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе по теме "Одежда" 2011
На занятии применяется метод моделирования для построения сложного предложения. Для отработки правильного употребления слов «надевать», «одевать» используется дидактическая игра с применением авторского стихотворного текста.
-
Логоритмическое занятие в средней группе детского сада с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в психическом развитии детей: «Кошка и котята» 2011
Представлен логопедический урок, работа которого строится на развитии общей моторики и мелкой моторики пальцев рук, речевого дыхания, органов артикуляции, слухового внимания. Логопедическая работа направлена на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
-
Конспект комплексного занятия в старшей логопедической группе: "Пасха. Великий день. Светлый день" 2011
В статье представлено тематическое занятие для детей старшей группы с общим недоразвитием речи. Основная цель занятия: расширение и активизация словарного запаса детей, расширение кругозора, закрепление лексико-грамматической стороны речи, развитие у детей художественно-творческих способностей, воображения, памяти.
-
Привлечение к проектной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школьного логопункта 2011
Идеей создания данного проекта послужило изучение народных и авторских сказок. Работа проводилась в 1-м классе после изучения блока «Сказка – ложь, да в ней намёк». Нас увлекла проблема создания энциклопедии «Подари сказку детям». Мы с детьми решили найти в библиотеке все аналоги сказки «Теремок» и по мотивам этих сказок составить энциклопедию с последующей театрализацией сказки в стихах С.Я Маршака «Теремок».
-
Открытое фронтальное занятие по развитию навыков творческого рассказывания в подготовительной логопедической группе на тему "Животные жарких стран" 2011
Фронтальное занятие в логопедической подготовительной к школе группе из опыта работы по формированию навыков творческого рассказывания. Занятие ставит целью актуализацию и расширение номинативного, атрибутивного и предикативного словаря по теме «Животные жарких стран», совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи через умение передать содержание придуманных детьми сказок.
-
Программа "Инновационные педагогические технологии, обеспечивающие создание коррекционно-развивающего пространства школы, интегрирующей детей с нарушением речи" 2011
В коррекционной работе с детьми, имеющими трудности в обучении, школьный логопед сталкивается с необходимостью выстраивать методику с обеспечением разнообразной практики для развития языковой способности и наблюдательности, для формирования речевой коммуникации и развития эмоционально-волевой сферы с учетом ведущих у ребенка модальностей. Система оказания помощи таким детям определяется комплексом проблем, и задачу следует понимать шире, чем только обучение письму и чтению.
-
Самоанализ учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения № 300 СО РАН 2011
В статье представлен разработанный и апробированный комплекс коррекционно-логопедической работы по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы. Также представлены материалы по внедрению и корректировке разработанного комплекса мероприятий.
-
Логопедическое занятие в группе учащихся 1–2-х классов с недостаточным развитием языкового анализа и синтеза 2011
Совершенствование языкового анализа и синтеза играет важную роль в преодолении трудностей, возникающих у учащихся в процессе овладения письмом. На занятии формируются навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов, проводится работа по развитию слухового внимания, обогащается словарный запас учащихся, развивается умение составлять связное высказывание, внимание, память.
-
Театрализованный праздник "Кот в сапогах" для учащихся начальной школы с тяжелыми речевыми нарушениями 2011
Сценарий праздника предназначен для учащихся 1–4-х классов с ТНР. Стихотворный речевой материал является авторским и разработан с учётом возможностей учащихся, имеющих речевые диагнозы алалия, дизартрия, ОНР. Сценарий рассчитан на участие всех учеников класса. Цель спектакля: повышение эффективности коррекционной работы и закрепление речевых навыков и умений учащихся.
-
Использование игровых приемов как средство повышения мотивации в системе коррекционной работы 2011
Для каждого занятия продумывается игровая мотивация с целью вызвать у детей интерес к занятию, создать состояние увлечённости, умственного напряжения и направления усилия детей на осознанное освоение знаний, умений, навыков. Мотивация определяет «программу» игровых действий.
-
Ручной труд – средство развития волевых качеств личности у детей с ОНР 2011
Представлен цикл индивидуальных занятий лепки из воска как одного из видов ручного труда, которые повышают результативность речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи, способствуют развитию волевых качеств личности ребенка. Работа строится в два этапа. После проведения каждого этапа работы, предполагается овладение детьми определёнными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребёнком своих способностей.
-
Формирование связной речи детей с ОНР в системе занятий с использованием средств наглядного моделирования 2011
Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
-
Дифференциация звуков [л] – [в] 2011
Предлагаемый дидактический материал направлен на закрепление в речи детей произнесения исправленного логопедом звука [л] и дифференциации его со звуком [в]. Он также способствует совершенствованию навыков звуко-слогового аналиа и синтеза, формированию правильного сознательного чтения с переходом от слогового чтения к чтению целыми словами, развитию словесно-логического мышления.
-
Занятие по лексической теме "Посуда" 2011
Данное занятие ориентировано на детей с ОНР старшей логопедической группы детского сада, направлено на развитие навыков связной речи путём составления описательного рассказа по опорным картинкам.
-
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики" 2011
В статье представлена консультация для родителей. В основе консультации лежит материал для родителей о развитии мелкой моторики у детей. Особенность данной консультации в том, что родители являются активными участниками консультации.
-
Горизонтальная карьера педагога: обретение обшей значимости сделанного каждым 2011
Построение горизонтальной карьеры для педагога - не обуза, а возможность применить свои силы с различных сторон, реализовать свой творческий потенциал, постоянно повышать свой профессионализм и мастерство, обретая радостное и неустанное движение вперёд, предотвращая синдром "эмоционального выгорания". Горизонтальную карьеру необходимо рассматривать как переход от индивидуальных достижений к обретению общей значимости сделанного каждым. Это является важным и для педагогического, и для родительского и для ученического сообществ.
-
Нарушение зрения и речи у детей 2011
В статье рассматривается проблема речевого развития детей с нарушением зрения, которая чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их психолого-педагогической реабилитации, предлагаются рекомендации родителям по работе с детьми с нарушением речи и зрения.