Логопедия
-
Тема урока "Согласные звуки [Т-Т']" 2010
Конспект открытого занятия по инновационной деятельности в старшей группе ОНР с целью продолжить знакомство детей с согласными звуками, их артикуляцией и характеристикой; научить детей правильно и чётко произносить данные согласные звуки, дифференцировать звуки [Т-Т’], а также развития мелкой моторики, координации речи с движением, фонематического восприятия, слухового и речевого внимания, памяти, мышления, кинестетических ощущений.
-
Развитие эмоциональной выразительности речи детей в условиях логопедического пункта 2010
В статье рассматриваются особенности формирования интонационно-выразительных средств речи при речевом расстройстве (дизартрии) в условиях логопедического пункта общеразвивающего детского сада. Наряду с дефектами звукопроизношения и недоразвитием лексико-грамматической стороны речи отмечаются недостаточные возможности в использовании интонационных средств.
-
Использование мнемотаблиц при формировании грамматического строя речи у детей с ОНР 2010
С помощью данных мнемотаблиц решаются следующие задачи: формирование практических навыков словоизменения и словообразования; закрепление грамматических категорий; обогащение словарного запаса; развитие связной речи.
-
Развитие речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2010
Для более качественного формирования и развития речевой компетентности необходимо дидактическое обеспечение. Обобщив свой многолетний опыт логопедической работы, мною разработано практическое пособие, в котором представлена система занятий направленных на развитие коммуникативной функции речи и активизации познавательной деятельности.
-
Звук и буква Ш 2010
Занятие направлено на развитие умения успешно соотносить звук с символом и буквой, формировать навыки слогового анализа, фонематического анализа и синтеза, развитие фонематического слуха, внимания, памяти. В ходе занятия ведется работа по обогащению словарного запаса, развитию грамматического строя речи, связной речи.
-
Подгрупповое логопедическое занятие в старшей речевой группе с использованием методики sand-play (пескотерапия) "Путешествие в страну Лалилэ" (автоматизация звука Л) 2010
Дети отправляются в путешествие в волшебную страну Лалилэ. В именах, в названиях предметов одежды жителей этой страны и в названиях окружающих их предметов есть звук Л. Необходимо научиться произносить звук Л в словах и предложениях четко и выразительно.
-
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических компонентов речи с использованием метода наглядного моделирования с детьми с ОНР "Проделки Снежной Королевы" 2010
Закрепляющее занятие в старшей логопедической группе по формированию лексико-грамматических компонентов речи по лексической теме «Времена года. Зима». При составлении конспекта учтены речевые и возрастные особенности детей данной группы. Во всех заданиях использован метод наглядного моделирования, красочный дидактический материал, яркие наглядные пособия, приёмы активизации самостоятельного мышления.
-
Особенности логопедической работы при стертой форме дизартрии 2010
В статье раскрываются виды симптоматики дизартрии и особенности планирования коррекционной работы.
-
Путешествие в лесную школу "Звук Зь и буква З" 2010
Конспект игрового занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (2 период обучения) с целью развития познавательной активности, звуко-буквенного и слогового анализа слова, фонематического слуха; совершенствования словарного запаса; формирования умений строить предложения с заданным словом; развития общей моторики, координации движений, произвольного внимания, слухо-речевой памяти, логического мышления.
-
Автоматизация звука "Р" в слогах, словах, предложениях 2010
Занятие на закрепление навыка правильного произношения звука «Р» в слогах, словах, предложениях, развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие фонематического слуха, формирования навыка самоконтроля за собственной речью.
-
Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОНР "Звук и буква С" 2010
Занятие направлено на формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, грамматического строя речи, а также коррекцию психических процессов, которые являются базой для развития речи.
-
Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте "Звуки [в], [в']" 2010
Занятие построено в игровой форме со сменой различных видов деятельности. Целью занятия является как развитие речевых процессов у детей с общим недоразвитием речи, так и психических - внимания, мышления, произвольного поведения.
-
Дизорфография или Как подружиться с орфографическими правилами? 2010
В работе рассказывается, что такое дизорфография и предлагаются методы, как помочь ребёнку с ней справиться. Рассматриваются три этапа пропедевтики дизорфографии.
-
Ловкие пальчики – развитая речь 2010
Регулярные игры и упражнения для пальчиков стимулируют развитие речевой функции, будят детское воображение, фантазию, смекалку, а также готовят руку ребёнка к предстоящему в школе овладению письмом.
-
Занятие в подготовительной к школе группе для детей с ОНР "Несклоняемые существительные" 2010
Занятие продолжает упражнять детей в употреблении несклоняемых существительных в различных падежных конструкциях, учит составлять предложения с этими существительными и различными предлогами.
-
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте детей с ОНР подготовительной группы "В гостях у медвежонка Топа" 2010
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте детей с OНP подготовительной группы с целью уточнения артикуляции звука, акустических признаков; развития слухо-речевой памяти, фонематического восприятия, интонационной выразительности при проговаривании слоговых рядов, чистоговорок; знакомства с буквой: связь звукового образа со зрительным (графическим); коррекции психофизических функций: пробуждение интереса к познанию, создание положительного настроя на учение.
-
Работа над синонимами на занятиях логопедии с учащимися 5–7-х классов в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида 2010
Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. В самом деле, понятие о предмете, о действии, о признаке имеет множество вариантов, оттенков. Чем больше в словаре синонимов, их обозначающих, тем богаче выразительные возможности как языка в целом, так и каждого его носителя. Система практических упражнений по синонимам складывается из определенных элементов. Главная цель упражнения — использование слов в собственной речи.
-
Мастерская по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза 2010
В наше время, в эпоху компьютерной революции, как показывает практика, взрослые реже читают детям книги, тем более сказки, сами дети мало времени уделяют чтению, предпочитают книге компьютерные игры. Обследование показывает, что зачастую дети не знают сказок и даже не слышали названия той или иной сказки. В работе совершенствуются навыки составления предложений из данных слов, определение границы и последовательности предложений в тексте.
-
Слоговой состав слова. 2-й класс 2010
Представленное автором занятие направлено на развитие навыков фонематического анализа, синтеза и входит в общую систему работы по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
-
Логоритмическое занятие "День рождение у куклы Маши" 2010
На уроке происходит обучение ритмичному исполнению стихотворного текста, согласованного с движением. Развиваются продолжительные, равномерные выдохи и мелодико-интонационная сторона речи. Воспитывается эмоционально-выразительные и творческие способности детей.
-
Коррекция стертой дизартрии в условиях логопедического пункта 2010
В статье описаны симптоматика, этиология, диагностика стертой дизартрии и программа восстановительного обучения. Подробно рассматривается этиология речевых нарушений, связанных с поражением ЦНС. В приложении дается направление к невропатологу с перечнем возможных симптомов, характерных для дизартрий. Его будет удобно использовать в работе как логопеду, так и невропатологу, так как будут обозначены неврологические симптомы в артикуляторной моторике.
-
Индивидуальное логопедическое занятие "Различение звуков [з]–[з'] на слух" 2010
Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Комарик». Ребенок вместе с Комаром и Комариком уточняет характеристику звуков [з] - [з’] по артикуляционным и акустическим признакам, перебирает бусинки, поет слоговые песенки, выполняет игровые задания на развитие зрительного и слухового внимания, проговаривает веселые скороговорки.
-
Система работы логопеда с родителями детей с речевыми нарушениями 2010
В статье описана система работы логопедов с родителями, которая включает в себя: собрания, консультации, открытые занятия, информационные выставки.
-
Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи 2010
Представленный урок позволяет сделать выводы, что – процесс усвоения слогового состава слова тесно связан с речевым развитием в целом, в частности, с состоянием фонематических и моторных возможностей ребёнка. Характер слоговой структуры слова влияет на звуконаполняемость слова и на особенности звукопроизношения. При разработке системы логопедической работы необходимо учитывать усвоение слоговой структуры слова в норме.
-
Формирование связной письменной речи у учащихся младших классов. Специфические ошибки, коррекционная работа по предупреждению и коррекции ошибок в письменной речи 2010
Овладение письменной речью оказывает влияние на становление личности ребенка, его индивидуальности, а так же на формирование его мировоззрения и культуры. Современной наукой достигнуты большие успехи в разработке системы обучения связной речи, как в средней, так и в начальной школе.
-
Итоговое открытое занятие в подготовительной логопедической группе "Путешествие по сказкам" 2010
Формируется звуковая выразительность речи, развивается дикция и фонематическое восприятие, обогащается словарь детей, углубляется интерес к сказкам; развивается творческое воображение, логика. Совершенствуется диалогическая и монологическая форма речи, развивается память, воображение и интонационная выразительность речи, эстетические чувства. Воспитывается интерес к художественной литературе.
-
Обозначение мягкости согласных на письме посредством буквы "Ь" 2010
На уроке в классах коррекционного обучения дети учатся с опорой на различные каналы восприятия обозначению мягкости согласных на письме с помощью буквы "мягкий знак". Фонетическая ритмика даёт возможность закрепить звук в сочетании с движением, что значительно облегчает усвоение материала занятий.
-
Индивидуальное логопедическое занятие по теме "Автоматизация звука [л] в слогах, словах" 2010
Занятие направлено на то, чтобы формировать критическое отношения к своей речи; вырабатывать умения удерживать язык в спокойном состоянии; учить правильно выполнять артикуляцию звука; закреплять навыки произношения звука «л» в слогах, словах; развивать мелкую моторику, фонематический слух, подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять; развивать восприятие и ориентировку в пространстве, отрабатывать понятия «правый» и «левый».
-
Формирование фонематического слуха у детей с ОНР посредством театрализованных игр 2010
Театрализованные и сюжетно-ролевые игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. А игра является одним из интересных и доступных средств обучения и воспитания детей, нуждающихся в логопедическом воздействии.
-
Дифференциация Й-Е 2010
В тетрадях учеников также часто встречаются смешения букв Й и Е (майка – «маека», мой – «мое»). Причина возникновения этой ошибки – несовершенство слуховой дифференциации звуков. В тетрадях некоторых учеников данный вид смешения букв может встречаться 6-7 раз за одну письменную работу. Представленный материал помогает научить различать эти буквы при письме.