Цели:
- закрепление правильного произношения звуков [Л] - [Л`];
- активизация словаря по теме "Лето".
Программное содержание:
образовательные задачи
- уточнять и закреплять правильную артикуляцию звуков [Л], [Л’];
- формировать умение выделять и различать закрепляемые звуки в различных речевых структурах, опираясь на слуховой, зрительный, кинестетический и тактильный самоконтроль;
- обогащать словарный запас по теме “Лето” и расширять грамматический строй речи.
- совершенствовать умение четко отвечать на вопросы логопеда.
коррекционные задачи
- развивать фонематический и слух и фонематическое восприятие;
- совершенствовать навык звукового и слогового анализа и синтеза;
- уметь слушать музыку, понимать ее характер и содержание;
- совершенствовать двигательные навыки, координацию движения и речь.
воспитательные задачи
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;
- воспитывать творческие способности, чувство темпа и ритма;
- прививать положительную учебную мотивацию, навыки самоконтроля.
Оборудование:
- предметные картинки;
- сигнальные фишки;
- индивидуальные зеркала;
- звуковые схемы слов;
- фонограммы.
1. Организационный момент.
“Поймай звук”.
Логопед произносит слова со звуком Л дети “ловят”.
Лето, ягода, лодка, солнышко, ракушка, параход, каникулы, шмель.
2. Объявление темы занятия.
Объявляется тему урок.
“Сегодня мы будем продолжать закрепление произношения звуков Л-Л’”.
3. Артикуляционная гимнастика.
Слушайте внимательно, повторяйте за мной. (Музыкальная артикуляционная гимнастика)
- "Лопаточка". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
- "Чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
- "Иголочка". Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.
- "Качели". Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к верхним и нижним резцам.
- "Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба и обратно.
- "Индюк". Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не услышим бл-бл (как индюк болбочет).
- "Пароход гудит". Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы].
- "Самолёт гудит". Рот приоткрыт. Губы растянуты, при длительном произнесении звука. (Приложение 1)
4. Произношение изолированного звука.
С какими звуками мы сегодня работаем? Правильно. Со звуками Л-Л’.
Произнесём хором:
- только мальчики;
- только девочки;
- поочереди.
5. Анализ артикуляции по плану.
- Дайте характеристику артикуляции звука [Л].
- губы раскрыты;
- зубы незначительно разомкнуты;
- кончик языка поднят и соприкасается с передней частью твёрдого нёба;
- воздушная струя тёплая.
- Послушайте, что изменилось? [Л’]
Звук стал мягкий.
- Изменилась ли артикуляция?
Губы раздвинулись в улыбке и язык стал шире.
6. Характеристика звука.
гласный — согласный, | Звук [Л] - согласный, |
глухой — звонкий, | - звонкий, |
твердый — мягкий. | - бывает твёрдым и мягким. |
7. Развитие фонематического слуха.
“Просигнальте” синим квадратом, если услышите твёрдый звук Л.
Зелёным квадратом, если услышите мягкий звук Л’.
Лето, Лада, Лёня, солнце, ливень, тепло, июль, лужа, туфли, шляпа.
8. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ.
Сейчас мы с вами споём необычную песенку. Вот слова этой песенки.
(Показываю слоги ЛА - ля, ЛО - лё, ЛУ - лю, ЛЫ - ли, ЛЭ - ле)
- Произносим хором.
- Сейчас будем петь нашу “песенку”
- Внимательно смотрим на меня и повторяем движения. (Приложение 2)
- Какую музыку вы сейчас услышали? Это песенка о лете.
Все ребятки любят лето. И наши гости тоже.
Сегодня у нас в гостях девочка и мальчик. Давайте попробуем угадать их имена. Я назову их по звукам, а вы целым словом. Л’ О Н’ А - Лёня.
Л А Д А - Лада
Какое время года любят дети?
- Дети любят лето.
- Составим звуковую схему слова ЛЕТО.
- Дайте характеристику каждому звуку.
Л’ – согласный, звонкий, мягкий.
Э – гласный, ударный.
Т- согласный, глухой твёрдый.
О – гласный, безударный.
9. Закрепление звука в словах.
- Что такое лето? Спрашивал в песенке дед мороз у ребят.
Мы спросили у Лёни и он ответил.
Дождь
Солнце
Тепло
Июль
Прочитайте, как вы думаете подходят эти слова к лету?
- Как вы думаете, какое слово лишнее, почему. Это слово не соответствует теме нашего занятия.
- У Лады спросили: лето какое?
Тёплое - и больше ничего не вспомнила.
- Давайте ребята поможем девочке вспомнить: лето какое?
Долгожданное
Солнечное
Длинное
Теплое.
Посмотрите, какое слово лишнее, почему? Длинное мягкий [Л].
- Какие слова называл Лёня. На какой вопрос они отвечают? (Что?)
- Какие слова назвали мы и Лада? На какой вопрос они отвечают? (Какое?)
Ребята, на что можно сказать:
Летнее - солнце, платье
Летний - ливень, полдень
Летняя – лужа, шляпа
Летние – каникулы, туфли
10. Закрепление звука в предложении.
“Предложение рассыпалось”.
Каникулы Лёни любят летние и Лада.
- Расставьте слова верно. (Лада и Лёня любят летние каникулы)
11. Физминутка. (Приложение 3)
12. 3акрепление звука в тексте.
Каникулы
Лада и Леня любят летние каникулы.
Летом дети жили у бабы Любы. Они катались на лодке. Вот луг. Здесь лютики. Дальше хлебное поле. Там васильки. Любят шмели и пчёлы летать над лугом.
Летние каникулы – самые лучшие!
- Какие каникулы любят Лёня и Лада?
- Где жили дети летом?
- На чём они катались?
- Что такое лютики и васильки?
- Где растут лютики?
- Где растут васильки?
- Кто любит летать над лугом?
- Какие каникулы самые лучшие?
- Ребята, а какие каникулы любите вы?
- Повторное чтение и пересказ.
13. Домашнее задание.
Подготовить пересказ текста и выучить стихотворение о лете.
14. Итог занятия.
15. Оценка работы детей на занятии.
Дополнительный материал. (Приложение 4)