Цель занятия: научить различать звуки [с] – [з] в слогах и словах.
Задачи занятия:
Образовательные:
- закреплять умение различать звуки [З] – [С] на слух изолированно;
- формировать умение различать звуки [З] – [С] в слогах и словах;
- обогащение словарного запаса;
- научить дифференцировать буквы С – З в письменной речи;
Коррекционно-развивающие:
- развивать навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать логическое мышление и память;
- развивать общую и мелкую моторику;
Воспитательные:
- воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Здоровьеразвивающий компонент:
- Организация обучения в режиме смены “динамических поз”. Используются конторки, за которыми ученики работают стоя, а рядом находятся обычные парты, где ученики работают сидя;
- Использование сенсорных крестов;
- Использование зрительно-поискового тренажера;
- Использование зрительно-поискового метода на занятии.
Оборудование:
- Сенсорные кресты, к которым прикрепляется картинным материал.
- Карточки со слогами.
- Предметные картинки на соответствующие звуки.
- Зрительно-поисковый тренажер.
- Раздаточный материал – корректурная проба.
- Рабочие тетради, ручки, простые карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята! Сегодня у нас в гостях учителя нашей школы и школ города. Давайте поздороваемся с гостями. (Дети здороваются с гостями.)
А теперь каждый из вас назовет свое имя и правильно разделит его на слоги. Назовите, пожалуйста, имя и количество слогов в нем. (Дети называют и по очереди садятся.)
(Меня зовут Алина, в моем имени 3 слога.)
I. Сообщение темы и целей занятия.
Логопед: Ребята, сейчас я назову слова, а вы определите первый звук каждого слова.
Логопед: заяц, звон, зонт;
– Какой первый звук в словах? (Звук з.)
Логопед: стул, собака, сад.
– Какой первый звук в словах? (Звук с.)
Логопед: Сегодня на занятии мы будем закреплять ранее пройденный материал, и дифференцировать звуки [с] – [з] в слогах и словах.
II. Повторение и закрепление пройденного материала.
1. Дифференциация звуков изолированно
Логопед: Сейчас я буду произносить различные звуки. Если называю звук “с” – вы делаете наклоны влево – вправо, а если “з” – приседаете, руки вытянув вперед.
Логопед называет звуки: с, ш, ж, з, ч, с, т , з ,щ, с, п, з.
Логопед: А как называется буква, которая обозначает звук з на письме? (Зе)
А как называется буква, которая обозначает звук с на письме? (Эс)
Развитие мелкой моторики.
Логопед: А теперь, я Вам раздам пластилин желтого и фиолетового цвета. Из желтого пластилина Вы вылепите букву С, а из фиолетового букву З.
(Логопед показывает, заранее изготовленные из пластилина, буквы с и з.)
Корректурная проба.
Логопед: Я Вам раздам небольшие листочки, вам нужно будет подчеркнуть букву С – одной чертой, а букву З – двумя чертами.
Логопед раздает раздаточный материал: КЛМНСШТЗПРОСТРЗАУВЗМЕТСДЫЦСЖАЗ
III. Изучение нового материала.
1. Дифференциация звуков [с] – [з] в слогах
Логопед: Ребята, мы сейчас с вами поиграем в игру “Наоборот”.
Вы сейчас будете ходить по классу, и искать, расклеенные по стенам слоги. Каждый из вас должен найти по 2 слога. Затем вы подходите к своей парте и по очереди читаете вслух свои слоги, а затем читаете их наоборот, заменяя букву с на з, а з на с.
На стенах, партах расклеены слоги: са , зо , зу , зы , ос ,за , ус ,аз, ус, са, со, сы.
Учащиеся находят по два слога, а затем читают их наоборот.
2. Дифференциация [с] – [з] на уровне слова.
Развитие зрительного внимания и звуко-буквенного анализа и синтеза.
На крестах прикреплены картинки.
Рис. 1
Логопед: Ребята, посмотрите на крест. Сейчас каждый из Вас по очереди подходит к кресту, выбирает 1 картинку, а потом на доске ищет подходящее зашифрованное слово, прикрепляет рядом картинку, и затем это слово изменяет так, чтоб оно было правильным.
На доске записаны: нтоз, амозк, устл, стом, ораз, асыч.
Рис. 2
Проверочные слова: зонт, стул, мост, замок, часы, роза.
Упражнение “Закончи слово”.
Логопед: Мы с Вами поиграем в игру “Закончи слово”. Вы будете подходить к доске по очереди парами, и также парами подбирать пропущенный слог в слове ЗА или СА, а после выполнения задания тихонечко меняться местами (к доске подходят 1 ученик, стоящий за конторкой, 1 ученик, сидящий за партой, после выполнения задания пара меняется местами).
Рис.3
Слоги: СА – ЗА
Речевой материал: паруса – кукуруза, заноза – оса, береза – лиса
– Полученные слова запишите в тетрадь.
Зрительно-поисковый тренажер. В кабинете под потолком в разных частях кабинета находятся изображения желтого листочка, тучки, белочки, красного листочка, капельки, зонтика, оранжевого листочка, солнышка, птички, зеленого листочка.
Рис. 4
Логопед просит учащихся посмотреть на верх и найти: желтый листочек, тучку, белочку, красный листочек, капельку, зонтик, оранжевый листочек, солнышко, птичку, зеленый листочек.
3. Дифференциация [с] – [з] на уровне слов и словосочетаний. Использование сенсорно-моторного тренажера.
Карточки со словами помещаются на кресты. Дети читают слова, вставляя пропущенные буквы, в момент вращения крестов. Непроизвольно учащиеся “пробегают” глазами по словам, выполняют вращение глазами, головой, туловищем. Таким образом, повышается не только физическая, но и психическая активность детей на уроке.
Все словосочетания напечатаны на разноцветных листах цветной бумаги.
Рис. 5
Логопед: Сейчас вы по очереди читаете слова на карточках, вставляя пропущенные буквы з или с, а затем из этих слов составляете словосочетания.
Словосочетания учащиеся составляют на доске.
поздняя | осень |
осенний | листопад |
красные | листья |
страшная | гроза |
Логопед: Получившиеся словосочетания запишите в тетрадь.
Логопед: Какие предложения можно придумать с данными словосочетаниями?
IV. Итог занятия.
Логопед: Какие звуки и буквы мы учились различать на занятии?
(Звуки [с] – [з], буквы С – З.)
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Спасибо ребята за вашу активную работу, все были молодцы.