Леворукий ребенок в школе и дома

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика, Логопедия, Коррекционная педагогика


Исследования ученых показали, что “полных правшей” (т.е. лиц с правой ведущей рукой и ногой, ведущим правым глазом, ведущим правым ухом) около половины (50-55%), “полных левшей” - всего 6-7%, а остальные обладают смешанным типом доминантности полушарий – у них одни области активнее в левом, а другие в правом полушарии. В тесной связи с доминантностью этих зон находятся и их размеры – доминантные лучше развиты, занимают большую площадь мозга. Значит, доминантность полушария может быть полной, а может – и частичной или смешанной.

Берег левый, берег правый

Причем, доминантность полушарий непостоянна – она может меняться в зависимости от возраста, функционального состояния или выполняемой деятельности. При этом разные зоны правого и левого полушарий определенным образом взаимодействуют друг с другом. Например, у детей примерно до 8 лет и у многих похожих людей, а также при стрессе доминирует правое полушарие. При зрительном восприятии пейзажей (или при управлении автомобилем) в большей степени активируются затылочные области правого, а во время чтения печатного текста – левого полушария. Музыкальный ритм в основном анализируется правым полушарием, а мелодия – левым. В последнее время выяснилось, что даже разные элементы и функции речи “управляются” разными полушариями. Например, глаголы связаны с левым, а существительные – с правым полушарием. Понимание интонации, переносного смысла слов выражений, а также юмора осуществляется только при сохранении правого полушария.

Смех без причины…

Убедительно доказано, что активность правого полушария связана в основном с переживанием отрицательных эмоций (горя, страха, гнева), тогда как активность левого – с эмоциями положительными (удовлетворением, радостью). При стрессе, тревоге, депрессии у правшей отмечается смещение активации из левого в правое полушарие.

Если использовать зрительную аналогию, то можно упрощенно представить, что правое полушарие “видит” окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, со всеми деталями, как фотоаппарат или видеокамера. Эта избыточность информации воспринимается как потенциально опасная неопределенность, непредсказуемость, что и вызывает отрицательные эмоции. Левое же полушарие “смотрит” на мир как будто через фильтр знания. Оно сортирует информацию, опускает детали, “видит” только основное и скорее то, что “чаще бывает” или “должно быть”. Такая упорядоченная, объяснимая, осознанная картина мира вызывает положительные эмоции.

В норме у человека более активно левое полушарие. Однако эта доминантность сильнее выражена у лиц мужского пола. Таким образом, у женщин – правшей правое полушарие относительно более активно, чем у правшей – мужчин. Это обстоятельство объясняет многие психологические различия между мужчинами и женщинами. Хорошо известно, что женщины более внимательны к деталям, у них сильнее развита интуиция. Но за это они “платят” повышенной тревожностью вдвое больше подвержены депрессивным расстройствам. Один американский психолог по этому поводу грустно пошутил: “Мужчины более склонны к патологическому смеху, а женщины – к патологическим слезам”.

За все надо платить

Отклонения от средней “нормы” в сторону как явного преобладания активности одного из полушарий, так и сглаживания межполушарных различий проявляются в выраженных личностных особенностях. Так, “мыслительный” и “художественный” типы высшей нервной деятельности, по И.П. Павлову, связаны с выраженной доминантностью, соответственно, левого и правого полушария. Однако многие великие мыслители и художники не отличались крепким психическим здоровьем – у первых снижена эмоциональная сфера, а у вторых часто страдает логика.

В истории и литературе встречаются и примеры гармонической личности, достаточно вспомнить великого Леонардо да Винчи, психологический портрет которого прекрасно написан З. Фрейдом, или не менее знаменитого Шерлока Холмса. Оба, казалось бы, счастливо совмещали лево – и правополушарные черты, но…за все надо платить. И тот и другой страдали от приступов меланхолии, испытывали проблемы с противоположным полом, а Шерлок Холмс еще и употреблял наркотики.

Следует подчеркнуть, что сами по себе ни “леворукость”, ни “левшество” не являются патологией. Однако у лиц с повышенным содержанием правополушарных признаков действительно повышена предрасположенность к различным психическим расстройствам. Например, у знаменитого лесковского Левши часто случались депрессивные настроения; он злоупотреблял алкоголем.

Мозги по наследству

Современные методы исследования функциональной активности головного мозга показали, что правшество/левшество тесно связано с асимметрией содержания в головном мозге многих биологических активных веществ, прежде всего, опосредующих и модулирующих передачу возбуждения и торможения. В связи с этим многие психотропные препараты, применяемые для лечения психических расстройств, воздействуют преимущественно на одно из полушарий головного мозга. В свою очередь, нейрохимическая асимметрия определяется генетическими факторами, то есть является врожденной.

Именно поэтому врачи не рекомендуют переучивать детей – левшей пользоваться правой рукой – это оказывает слишком большую нагрузку на мозг ребенка и может привести к нервно – психическому “срыву”.

Как подготовить леворукого ребенка к письму

Подготовка к письму – особый и отдельный вид занятий с леворуким ребенком до школы. Это особая система пошаговых занятий, где важно все: как сидит ребенок, как держит ручку, как лежит лист бумаги или тетради, как выполняет элементарные графические движения. Решая любой из этих вопросов, мы обязательно должны учитывать, насколько подготовлен ребенок к письму, можно ли начинать процесс обучения или нужна подготовительная работа.

Мой опыт показывает, что значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму, а это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно – моторных координаций, пространственного восприятия и зрительной памяти. Большинство не умеют правильно держать ручку и карандаш, не умеют правильно сидеть, не знают, как расположить бумагу (тетрадь). Редко кто владеет основами звукобуквенного анализа. Все это делает невозможным успешное формирование навыка письма и создает много проблем в процессе обучения.

Еще больше проблем возникает, когда курсивному письму начинают учить леворуких детей. Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. “Каракули” и “небрежный” почерк в тетрадях чаще всего не от нежелания постараться, не от невнимательности и лени, а от несоответствия наших требований и возможностей ребенка.

Можно ли помочь детям избежать серьезных трудностей при обучении письму?

Безусловно, да. Но мы должны понимать, что это во многом зависит от уровня функционального развития ребенка. Не менее важно и то, какая методика обучения используется.

Выделяя последовательность того, чему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать, следует подчеркнуть три основных момента:

  • научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;
  • научить правильно держать карандаш (ручку);
  • научить правильно координировать движение пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.

Почему это так важно? Главное потому, что правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движения позволяют сформировать правильную технику письма графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.

Безусловно, писать можно и в не очень удобной позе, выворачивая постоянно немеющую руку и затекшее плечо, но тогда трудно говорить о качестве и скорости письма. Да и вряд ли можно надеяться, что при такой технике удастся не думать о том, как это делается.

Очень часто ребенок видит, что плохо пишет, и не редко это бывает связанно с неправильной техникой письма, но сам он этого не осознает, не знает и не понимает, какие именно движения более эффективны, просты и доступны. Не следует забывать, что исправить неправильную позу или неверную технику письма, к которой привык ребенок, не просто трудно, но чаще всего невозможно.

Все эти правила не сложны, но освоить правильную посадку, способ держать ручку и технику письма возможно только при постоянном и направленном внимании взрослых (педагога, воспитателя, родителей). К сожалению, на практике постоянного и целенаправленного внимания к этим “мелочам” не получается. Сказывается и то, что нередко дети сидят за чересчур маленькими или не по росту большими столами, а ручку держат “как удобно”.

Следует подчеркнуть, что замечания взрослых, типа “опять сидишь неправильно” или “неправильно держишь ручку”, а чаще – “плохо сидишь” и “плохо держишь ручку”, ничего не меняют, а главное, не могут изменить. Ребенок должен понимать и четко представлять себе, что значит “хорошо”, “правильно” и что именно “неправильно”, “плохо”. При этом нужно не только объяснить , как правильно, но и показать, найти вместе с ребенком наиболее удобный для него вариант правильной позы и правильного положения ручки.

Как надо сидеть при письме?

Вот эти правила.

  1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.
  2. Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.
  3. Придерживать тетрадь (бумагу) правой рукой (для леворуких).
  4. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги).

Парта, стол и стул, за которыми сидит ребенок, должны соответствовать его росту. Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же должна отстоять на 7 – 10 см от линии края стола. Туловище следует держать прямо, не сгибая ни вперед, ни в стороны, не отпуская плечи, оба плеча должны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги согнуты под прямым углом в бедрах и коленях, опираются все стопой на подставку для ног или на пол. Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20 – 30 см от тетради (бумаги). Локти пишущего ребенка должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около 10 см от туловища. Такая не только делает письмо удобным, но и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки.

Правильная поза при письме:

  • сидеть прямо;
  • опираться спиной на спинку стула;
  • не опираться грудью на стол;
  • ноги держать прямо, стопы на полу или на подставке;
  • туловище, голову, плечи держать ровно;
  • обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола.

Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку.

Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая сильно указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.

  • Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 4 см. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.
  • Цвет пасты должен быть темно – синим, темно – фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки – 15см, очень коротки и очень длинные ручки, лучше не использовать.
  • Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7мм и т.п. Слишком твердый стержень, толщина “не по руке”, ребристые грани не просто не удобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.

Внимание! Пи выполнении любых графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.

  • Перед каждым заданием объясните ребенку его цель: “что будем делать, для чего и как”. Объясняя, используйте только знакомые слова. Объяснив – покажите.
  • Убедитесь, что ребенок понял инструкции.
  • Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь не перешагивайте через ступеньки.
  • Не переходит к последующим занятиям, если не освоены предыдущие.
  • Не забывайте, что дети 5–6 лет лучше осваивают все в игре, чем в работе.
  • Продолжительность выполнения графических занятий не должна быть больше 3–5 минут.

Первый шаг: учимся правильно сидеть.

Второй шаг: учимся правильно держать ручку и бумагу.

Третий шаг: учимся рисовать прямые линии – вертикальные, горизонтальные, наклонные.

Четвертый шаг: учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии.

Пятый шаг: учимся рисовать полуовалы – верхние, нижние.

Шестой шаг: учимся рисовать круги и овалы.

Седьмой шаг: учимся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку).

Восьмой шаг: учимся рисовать линии, полуовала, овалы определенной величины (вводим ограничительную линейку – строку).

Девятый шаг: учим печатные буквы и учимся писать их правильно.

Десятый шаг: учим элементы письменных букв.

Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:

  • нужно особо зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;
  • особое внимание следует уделить направлению письма: слева направо;
  • необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы);
  • вместе с ребенком очень подробно разобрать инструкцию;
  • несколько раз выполнить движение в замедленном темпе;
  • попросить ребенка “продиктовать” инструкцию взрослому, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать;
  • выполнить все задания в медленном темпе.

Предупреждение ошибок у леворуких детей в написании близких по форме букв

Наблюдения за письмом леворуких детей, анализ их рабочих тетрадей показывает, что самыми распространенными являются ошибки, в которых дети путают близкие по форме буквы и затрудняются в их расположении. Чтобы правильно организовать работу по предупреждению ошибок такого рода, следует подробнее рассмотреть эти буквы.

Первая группа букв имеет ориентацию при их написании слева направо, а также симметричное строение: Е, З, С, Э, к, н, г. При написании этих букв часто возникают ошибки зеркального письма. Чтобы предупредить зеркальное изображение, необходимо включить в предварительную работу зрительный анализ букв (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов состоит), конструирование буквы из ее элементов. Это лучше делать в специальных альбомах с письменными буквами и их элементами, где в каждой букве начало обозначено стрелкой красного цвета, а траектория движения – стрелками черного цвета. При письме данных букв желательно начало каждой буквы обозначить красным цветом.

Во второй группе букв верхняя часть одной буквы соответствует нижней части другой: т, ш, п, и, в, д. Для предупреждения ошибок в изображении этих букв следует проводить их зрительное сопоставление, а также накладывание буквы на другую. При письме в тетради следует ввести для них специальные указатели и опорные точки. После написания букв необходимо сравнить их с образцом путем сопоставления или накладывания образца, написанного учителем на прозрачной бумаге.

Буква О не имеет ориентации в пространстве. При письме овалов особенно необходимы опоры и указатели, которые показывали бы начало и направление движения.

Встречаются ошибки, которые вызываются забыванием редко встречающихся форм букв: Ч, ч, Х, х, Ф, ф. Для более прочного запоминания их конфигурации следует ввести образное изображение этих букв. Например, букву Х можно увидеть в шагающем человечке, Ч – в носике чайника, Ф – в очках и т.п.

Подобная предварительная работа по предупреждению ошибок зрительного характера, подготовки руки и траектории движений хорошо помогает снять отрицательные явления при обучении письму леворуких детей.

Практические рекомендации для учителей, родителей, воспитателей

  1. Не переучивайте леворукого ребенка – дело не в руке, а в организации мозга. Переучивание приведет к невротизации ребенка. Леворукий ребенок подвержен невротизации.
  2. Для леворукого ребенка жесткое соблюдение режима дня может быть непомерно трудным.
  3. Леворукость – достоинство ребенка, его уникальность и неповторимость.
  4. Обучение леворуких детей должно быть более ярким и красочным. Необходимо использовать их визуальное восприятие и пространственное мышление.

Презентация

На этих страницах я постаралась рассказать об одном из множества признаков, составляющих индивидуальную неповторимость леворукого ребенка. Признаком, на первый взгляд, не самым важным, которым, как считают многие, можно пренебречь, подравнять под большинство, переучив малыша.

  • леворукость сама по себе – не патология, а один из возможных вариантов нормы;
  • леворукий ребенок очень раним, и требует бережного, внимательного и доброго отношения;
  • у леворукого ребенка есть особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Надеюсь, мне удалось убедить вас в том, что этого не стоит делать.

Литература

  1. Агаева С.П. Функциональные асимметрии рук и некоторые психофизические особенности дошкольников и первоклассников // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981.
  2. Арианов О.С. Актуальные проблемы учения об организации функций мозга: Методологические аспекты науки о мозге. М., 1983.
  3. Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. Владивосток, 1988.
  4. Баллонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. Л., 1976.
  5. Ильюченок Р.Ю. Взаимодействие полушарий мозга у человека: Установка, обработка информации, память. Новосибирск, 1989.
  6. Макарьев И. Если ваш ребенок левша. СПб., 1995.
  7. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.
  8. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.
  9. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учеб. Пособие. М., 1999.
  10. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.