Панно используется на занятиях при прохождении недельных тем как на разных видах занятий (формирование лексико-грамматических средств языка, связной речи), так и при разных формах работы (подгрупповой, индивидуальной, в свободное от занятий время). Практические действия с предметами, выполняемые самим ребенком, способствуют возникновению у него желания называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них, создает такие ситуации, которые актуализируют потребность ребенка в речевых высказываниях.
Использование показа с включением действий самого ребенка удовлетворяет его естественную потребность – воспринимать и действовать одновременно. Это очень важно для накопления сенсорного опыта. Подобная смена видов деятельности с включением двигательного анализатора активизирует внимание детей, поддерживает интерес к занятию.
Цели предлагаемого пособия:
- обогащение словаря ребенка и формирование у него грамматических категорий;
- развитие связной речи в процессе обучения рассказыванию;
- развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания);
- формирование пространственно-временных представлений;
- эмоциональное восприятие образов, окружающей природы, что дает толчок в познавательной деятельности;
- формирование мотивационно – потребностностной речевой деятельности (желание общаться) на фоне зрительно – игровых сюжетов, что важно для профилактики перегрузки вербальной системы у детей, а также для предупреждения дидактического напряжения;
- возможность освобождения детей от постоянной статической позы (они постоянно действуют с картинками, т.е.моторно не напряжены).
Пособие изготовлено в виде аппликации. Дети размещают на “полянке” съемный дидактический материал, обновляемый в зависимости от темы занятий.
Съемные элементы (на магнитах):
- Времена года;
- Фрукты
- Овощи
- Грибы
- Дикие животные и их детеныши;
- Домашние животные и их животные;
- Домашние птицы;
- Дикие птицы;
- Транспорт;
- Насекомые;
- Речные рыбы;
- Герои сказок “Репка”, “Колобок”.
Формирование лексико-грамматических компонентов языка |
|
Задачи | Приемы, дидактические игры |
Образование единственного числа имени существительного | “Кто это? Что это?” “Угадай по описанию” |
Образование множественного числа имени существительного в именительном и родительном падежах | “Один – много” |
Предложный падеж существительных | “Кто где живет?” “Где что (кто) находится?” |
Согласование существительного с личным местоимением | Мой, моя, мое, мои |
Согласование имени существительного с именем числительным | “Один – три – пять” “Мы считаем” |
Образование уменьшительной и ласкательной форм имени существительного и имени прилагательного в единственном и множественном числе | “Назови ласково” “Большой – маленький” “Назови детеныша” |
Образование качественных имен прилагательных и согласование их с именами существительными | “Какой? Какая? Какое? Какие?” |
Образование относительных прилагательных | “Назови, какой, какая?” “Если в доме два этажа” |
Образование сравнительной степени прилагательных | “Большой – поменьше – маленький – огромный” “Хвастуны” “Сравни и назови по образцу” |
Образование притяжательных прилагательных мужского, женского рода и множественного числа | “Чей, чья, чье, чьи?” |
Образование глаголов | “Кто как кричит?” “Назови действие” “О ком (о чем) можно так сказать?” |
Согласование существительного единственного и множественного с глаголами | “Один предмет – много предметов” |
Образование причастий | “Что делающий?, Что делавший?, Что сделавший?” |
Классификация, слова-обобщения | “Четвертый лишний” |
Работа над предлогами (в, на, из, за, над, перед, между, из-за, из-под, по, к) | “Исправь ошибку” |
Работа над антонимами | “Скажи наоборот” |
Работа над синонимами | “Скажи по-другому” |
Развитие фонематического слуха | “Угадай, чей голос” “Исправь ошибку” “Только один(два, три слога” |
Работа над звукослоговым и звукобуквенным анализом слов | “Назови на звук “…” “Определи место звука в слове” |
Работа над предложением. Развитие связной речи |
|
Поиск соответствующего понятия | “Угадай и назови” |
Поиск фактических ошибок | “Исправь ошибки” |
Формирование сложноподчиненного предложения с противительным союзом “а” | “Сравни” |
Сложноподчиненные предложения | “Что за чем?” |
Поиск соответствующего понятия | “Я начну, а ты закончи” |
Формирование контекстной речи | Чтение и заучивание стихотворения по лексической теме |
Описательный рассказ | по вопросам “Загадки-описания” |
Построение монолога | “Расскажи по плану” |
Развитие высших психических функций | |
Развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления | “Что изменилось?” “Так или не так” “Подумай и ответь” “Кто где спрятался?” |
Развитие мелкой моторики |
|
Игры с предметами | “Ловкие пальчики” |