Коррекция фонетико-фонематического недоразвития учащихся 1-х классов

Разделы: Логопедия


Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Исходя из механизмов каждого вида дисграфии авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.), предлагают различные методики коррекционной работы.

На основе анализа специальной литературы и авторского опыта работы по использованию ТРИЗ-педагогики в логопедической практике сделана попытка создания системы работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития у учащихся 1х классов.

Характеристика группы учащихся с ФФН.

1. Фонетическое недоразвитие выражается в дефектном произношении 2-5 звуков, распространяющееся на одну– две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным (“смазанным”).

2. Фонематическое недоразвитие речи выражается в том, что ребенок недостаточно или совсем не различает звуки, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками, соответственно.

Ученики испытывают трудности в обозначении при письме того или иного звука буквой, так как не могут не только выделить его из слова, но и обобщить выделенный звук в устойчивую фонему на основе его слухопроизносительной дифференциации. Умение выделить фонемы из слова и правильно их дифференцировать является одним из необходимых условий развития звукового анализа. Для правильного звукового анализа необходимо и другое условие – умение представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его, выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове.

Звуковой анализ, как подчёркивает Д. Б. Эльконин, есть не что иное, как овладение определённой учебной операцией, умственным действием “по установлению последовательности звуков в слове”.

Ошибки на правила правописания, которые можно встретить и у учащихся с нормальным речевым развитием, у детей с фонетико– фонематическим недоразвитием являются более распространёнными и более стойкими. Так, ребёнок, плохо различающий мягкие и твёрдые согласные, испытывает затруднения в усвоении правописания слов с твёрдыми и мягкими согласными перед гласными. Ребёнок, слабо различающий и противопоставляющий звонкие и глухие согласные, делает ошибки на правила правописания сомнительной согласной в середине и в конце слова. Несмотря на знание заученного правила, он не может применить его на практике, т. к. не различает, какой согласный звонкий или глухой даже в тех случаях, когда звук стоит в сильной позиции, т. е. перед гласной.

3. Лексический запас без грубых нарушений. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу и т. п.

4. Грамматический строй речи может быть в пределах нормы. Аграмматизмы возможны в предложениях сложных синтаксических конструкций.

5. Психологические особенности: неустойчивое внимание; недостаточное развитие словесно– логического мышления, способности к переключению, к запоминанию вербального материала; недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям; трудности формирования учебных умений. Перечисленные особенности препятствуют полноценной учебной деятельности и ведут к стойкой неуспеваемости.

Основные направления работы.

Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим основным содержанием коррекционного обучения учеников с фонетико– фонематическим недоразвитием является:

  1. Коррекция звукопроизношения.
  2. Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков.
  3. Дифференциация смешиваемых звуков.
  4. Формирование представлений о звукобуквенном составе слова; формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
  5. Развитие языкового анализа и синтеза.
  6. Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
  7. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса.
  8. Развитие навыков построения связного высказывания.
  9. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению, коммуникативной готовности к обучению; формирование полноценных учебных умений.

Содержание коррекционно-логопедического воздействия строится с учётом основных теоретических положений ( принципов).

Патогенетический принцип предполагает учёт коррекции нарушенных механизмов. Поскольку одним из механизмов, приводящим к трудностям при обучении грамоте, является недоразвитие различных операций фонематического анализа и синтеза, работа логопеда направлена на развитие у учеников фонематического восприятия, представления, фонематического анализа и синтеза.

Онтогенетический принцип предполагает учёт той последовательности и тех закономерностей формирования функций фонематической системы, которые имеют место в онтогенезе. С первых занятий ведётся работа по формированию фонематического восприятия, т.к. данная функция в процессе становления речи учеников формируется одной из первых и является основной для развития операций анализа и синтеза.

Принцип дифференцированного подхода осуществляется на основе этиологии, симптоматики нарушения с учётом уровня сформированности высших психических функций и особенностей эмоционально-волевой сферы, а также с учётом сложности речевого материала.

Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала предполагает постепенное включение сложного материала в коррекционную работу с учётом уровня ближайшего развития каждой речевой функции: занятия начинаются с того уровня знаний и умений, которым ребёнок владеет достаточно прочно.

Принцип поэтапного формирования умственных действий. При овладении фонематическим анализом определение места звука в слове, последовательности звуков в слове, положение звука по отношению к другим звукам в слове происходит постепенно, сначала с опорой на вспомогательные средства (фишки, готовые схемы слов), затем в плане громкой речи и — как заключение – формирование во внутреннем плане.

С первых же занятий привлекается внимание учеников к работе артикуляционного аппарата, чтобы приучить их оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическим раздражителем.

В начальном периоде отрабатываются артикуляции гласных 1го ряда. Опираясь на гласные, ученики подводятся к пониманию и практическому, усвоению одного из способов соединения согласных.

Обязательным этапом коррекции фонематического недоразвития является этап дифференциации звуков. Эта работа проводится по следующему плану:

  1. Уточнение артикуляции звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
  2. Выделение звуков на фоне слога, слова, определение места звука.
  3. Сравнение звуков в произносительном и слуховом плане.

На любом этапе логопедической работы решаются задачи организации деятельности учеников, расширение объёма всех форм внимания и памяти.

К концу обучения дети должны уметь:

  • проводить устный звуковой анализ слов, правописание которых не расходится с произношением;
  • различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
  • обозначать мягкость согласных гласными, мягким знаком;
  • различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
  • подбирать слова на заданный звук;
  • сравнивать слова со сходными звуками;
  • составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
  • восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
  • без ошибок писать слуховые и зрительные диктанты

У учащихся должны быть:

  • сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
  • выполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
  • уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
  • поставлены и отдифференцированы все звуки;
  • уточнён и активизирован имеющийся у учеников слоговой запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
  • введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, звонкие, глухие согласные, предложение и т.д.

Предлагаемая система коррекционного воздействия направлена на упорядочение представления о звуковой стороне речи, устранение у учащихся имеющихся пробелов в развитии языкового анализа и синтеза, фонематического восприятия и обусловленных ими затруднений в овладении программных материалов.

Коррекция фонетико – фонематического недоразвития предполагает работу по предупреждению нарушений письма и чтения путём тренировки зрительного восприятия букв, упражнений на развитие буквенного гнозиса. Учитывая психологические особенности учеников младшего школьного возраста, делается акцент на игровой мотивации обучения, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

Планирование является примерным, а поэтому не исключает творческой самостоятельности логопеда.

Перспективное планирование занятий по коррекции фонетико-фонематического недоразвития учащихся 1-классов

1 этап:

Недели

Занятия

Темы и содержание коррекционной работы

Примерное количество часов

Сентябрь

I

Фронтальное обследование

II

Диагностика.

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесённых заболеваниях.

Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения, дыхательной, голосовой функций и артикуляционного аппарата. Состояние речевой и мелкой моторики. Фонематическое восприятие. Исследование лексико-грамматического строя речи, связной речи. Процессы чтения и письма. Логопедическое заключение.

 

Подготовительный этап.

III

1.

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

1

2.

Развитие общей и мелкой моторики.

1

IV

 

3.

Развитие артикуляционной моторики. Комплексы упражнений для свистящих и шипящих звуков.

1-2

4.

Тренировочные упражнения в развитии артикуляции. Комплексы упражнений для звуков [ л ], [ л’].

1

V

5.

Тренировочные упражнения в развитии артикуляции. Комплексы упражнений для [ р ], [ р’]

1

Октябрь

Основной этап.

I

6.

Речь. Предложение.

1

7.

Предложение. Слово. Различение понятий.

1

II

8.

Предложение; формирование умений определять количество слов в предложении; позицию слова в предложении.

1-2

9.

Звуки речи; наблюдение за образованием речевых звуков.

1

III

10.

Звуки речи; гласные звуки. Звук и буква А.

1

11.

Звук и буква О.

1

IV

12.

Звук и буква У.

1

13.

Звук и буква ы.

1

Ноябрь

Каникулы

II

14.

Звук и буква И.

1

15.

Звук и буква Э. Гласный звук в начале слова.

1

III

16.

Гласный звук в середине слова.

1

17.

Гласный звук в конце слова.

1

IV

18.

Согласные звуки (и пройденные в классе буквы).

Твёрдые и мягкие согласные, наблюдение за произнесением.

1-2

19.

Звонкие и глухие согласные, наблюдение за произнесением.

1

Декабрь

I

20.

Буква Н. Звуки [ н ], [ н ’].

1

21.

Буква М. Звуки [ м ], [ м’].

1

II

22.

Буква Л. Звуки [ л ], [ л’].

1

23.

Буква Р. Звуки [ р ], [ р’].

1

III

24.

Деление слов на слоги; слогообразующая роль гласных.

2

25.

Ударение; ударный слог; ударный гласный звук.

Тренировочные упражнения в определении ударности.

1-2

IV

26.

Буква П. Звуки [ п ], [ п’].

1

 

27.

Буква Б. Звуки [ б ], [ б’].

Проверочная работа.

1-2

Январь

I

Каникулы

II

28.

Различение Б – П в слогах, словах, предложениях.

2

III

29.

Буква К. Звуки [ к ], [ к’].

1

30.

Буква Г. Звуки [ г ], [ г’].

1

IV

31.

Различение К – Г в слогах, словах, предложениях.

2

 

32.

Буква Т. Звуки [ т ], [ т’].

1

Февраль

I

33.

Буква Д. Звуки [ д ], [ д’].

1

34.

Различение Д – Т в слогах, словах, предложениях.

2

II

35.

36.

Буква С. Звуки [ с ], [ с’].

Буква З. Звуки [ з ], [ з’].

1

1

III

Дополнительные каникулы

IV

37.

Различение С – З в слогах, словах, предложениях.

2

38.

Буква В. Звуки [ в ], [ в’].

1

Март

I

II

39.

Буква Ф. Звуки [ ф ] ,[ ф’].

1

40.

Различение В – Ф в слогах, словах, предложениях.

 

2

III

41.

Буква Ж.

1

42.

Буква Ш.

1

III

43.

Различение Ж – Ш в слогах, словах, предложениях.

1-2

44.

Различение С – Ш в слогах, словах, предложениях.

1

IV

Каникулы

Апрель

I

45.

Различение З – Ж.

1

46.

Буква Ц.

1

II

47.

Различение С – Ц.

1-2

48.

Буква Ч.

1

III

49.

Буква Щ.

1

50.

Различение Ч – Щ.

1-2

IV

51.

Буква Х. Звуки [ х ], [ х’].

1

52.

Различение К – Х – Г.

1

Май

I

53.

Звук и буква Й. Гласные Е, Ё, Ю, Я.

2

II

54.

Буква ь. Твёрдые и мягкие согласные. Повторение.

 

2-3

55.

Проверочная работа.

1

III

IV

56.

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.

Фронтальное обследование