Цели занятия:
1. Коррекционные:
- закреплять навыки правильного произношения поставленных звуков;
- развивать фонематическое восприятие.
2. Развивающие:
- формировать навыки фонематического анализа и синтеза;
- закреплять умение дифференцировать звуки: гласные, твердые согласные, мягкие согласные, звонкие, глухие;
- развивать слуховое внимание;
- упражнять в образовании сложных слов;
- развивать память, внимание, мышление, активизировать словарь.
3. Воспитательные:
- воспитывать желание активно работать на занятии;
- воспитывать доброе отношение друг к другу.
Оборудование: карточки для определения места звука в слове, картинки со звуком -л- в названии, магнитная доска, Звуковички, звуковые часы, карточки для звукового анализа.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Стоя в кругу, назвать соседа ласково, протянуть руки вперед и, как "солнечные лучики", соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя солнечным лучиком.
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня я расскажу вам сказку. В одном Волшебном городе живут Звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (Гласные ). Другие звуки при произнесении встречают преграду. Какие это звуки? (Согласные).
3. Нахождение места звука в слове.
В этом сказочном городе живут Звуковички. Они очень любят играть в одну игру, и мы поиграем. Я покажу вам картинки и назову изображенные на них предметы. Вы должны услышать, где находится звук -л- (в начале слова, в середине слова или в конце слова) и просигналить карточкой.
Слова: лук, стул, лошадь, молоток, стол, колобок, лопата, сокол, лось, соловей, луна, полка, велосипед, лампа.
4. Дифференциация звуков: гласные, твердые и мягкие согласные.
У Звуковичков из Звукового города произошло несчастье. Они так долго гуляли в лесу, что заблудились и не могут найти дорогу к своему дому. Давайте поможем им найти свои дома. (Дети выбирают, Звуковичком какого звука будут и называют свой "адрес". Например:
- А- гласный,
- Б- согласный, твердый, звонкий.
5. Звуковые часы.
Посмотрите, какие интересные часы есть в домиках у Звуковичков. Давайте проверим, как они работают.
Покажите на часах картинку, название которой начинается с гласного звука, с твердого согласного звука и т. д.
(На часах картинки: ананас, бабочка, гриб, лист, лук, курица, улитка, хлеб)
6. Звуковой анализ слов.
Звуки из сказочного города любят путешествовать. У них даже есть паровозик с чудесными вагончиками. Сегодня в путешествие отправятся звуки из слов: кот, гусь, бык, конь. Каждому звуку нужно купить билет- красный, синий или зеленый.
7. Развитие слухового внимания.
Звуковички хотят посмотреть, какие вы внимательные.
Игра "Это правда или нет?"
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей,
"Га-га-га" - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ-
Это правда или нет?
8. Загадки.
Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в сказочном лесу. (Включается запись "Голоса птиц"). Какие звуки вы слышали?
К нам на полянку прилетели птицы, а какие отгадайте?
- Маленький певец лесной лучше всех поет весной. (соловей)
- Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. (кукушка)
- Мы в скворечнике живем, песни звонкие поем. (скворец)
- Под крышей я леплю гнездо из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно пуховую перину. (ласточка)
- Кто по тропочкам идет быстрыми шажками, длинным хвостиком трясет, догадайтесь сами. (трясогуска)
- Черный, проворный, кричит: "Крак!" Червякам - враг! (грач)
(На доску крепятся картинки с изображением этих птиц)
9. Словообразование.
У соловья звонкий голос - он звонкоголосый, у грача черные крылья - чернокрылый, у ласточки белая грудка - белогрудая, у трясогуски тонкий хвост - тонкохвостая, у скворца желтый клюв - желтоклювый, у кукушки громкий голос - громкоголосая.
Мы с вами побывали в сказочном лесу и послушали звуки леса. Что мы можем делать со звуками? (Звуки мы слышим и произносим) А буквы мы видим, пишем и читаем.
10. Конструирование букв.
Смотрите! Это проделки злого гнома! Он превратил звуки в буквы, но у каждой из них отнял один элемент. Помогите буквам, напишите недостающие элементы. (Дети дописывают недостающие элементы)
11. Итог занятия.