Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе

Разделы: Логопедия


Цели занятия:

1. Коррекционные:

  • закреплять навыки правильного произношения поставленных звуков;
  • развивать фонематическое восприятие.

2. Развивающие:

  • формировать навыки фонематического анализа и синтеза;
  • закреплять умение дифференцировать звуки: гласные, твердые согласные, мягкие согласные, звонкие, глухие;
  • развивать слуховое внимание;
  • упражнять в образовании сложных слов;
  • развивать память, внимание, мышление, активизировать словарь.

3. Воспитательные:

  • воспитывать желание активно работать на занятии;
  • воспитывать доброе отношение друг к другу.

Оборудование: карточки для определения места звука в слове, картинки со звуком -л- в названии, магнитная доска, Звуковички, звуковые часы, карточки для звукового анализа.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Стоя в кругу, назвать соседа ласково, протянуть руки вперед и, как "солнечные лучики", соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя солнечным лучиком.

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня я расскажу вам сказку. В одном Волшебном городе живут Звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (Гласные ). Другие звуки при произнесении встречают преграду. Какие это звуки? (Согласные).

3. Нахождение места звука в слове.

В этом сказочном городе живут Звуковички. Они очень любят играть в одну игру, и мы поиграем. Я покажу вам картинки и назову изображенные на них предметы. Вы должны услышать, где находится звук -л- (в начале слова, в середине слова или в конце слова) и просигналить карточкой.

Слова: лук, стул, лошадь, молоток, стол, колобок, лопата, сокол, лось, соловей, луна, полка, велосипед, лампа.

4. Дифференциация звуков: гласные, твердые и мягкие согласные.

У Звуковичков из Звукового города произошло несчастье. Они так долго гуляли в лесу, что заблудились и не могут найти дорогу к своему дому. Давайте поможем им найти свои дома. (Дети выбирают, Звуковичком какого звука будут и называют свой "адрес". Например:

- А- гласный,

- Б- согласный, твердый, звонкий.

5. Звуковые часы.

Посмотрите, какие интересные часы есть в домиках у Звуковичков. Давайте проверим, как они работают.

Покажите на часах картинку, название которой начинается с гласного звука, с твердого согласного звука и т. д.

(На часах картинки: ананас, бабочка, гриб, лист, лук, курица, улитка, хлеб)

6. Звуковой анализ слов.

Звуки из сказочного города любят путешествовать. У них даже есть паровозик с чудесными вагончиками. Сегодня в путешествие отправятся звуки из слов: кот, гусь, бык, конь. Каждому звуку нужно купить билет- красный, синий или зеленый.

7. Развитие слухового внимания.

Звуковички хотят посмотреть, какие вы внимательные.

Игра "Это правда или нет?"

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей,
"Га-га-га" - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ-
Это правда или нет?

8. Загадки.

Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в сказочном лесу. (Включается запись "Голоса птиц"). Какие звуки вы слышали?

К нам на полянку прилетели птицы, а какие отгадайте?

- Маленький певец лесной лучше всех поет весной. (соловей)

- Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. (кукушка)

- Мы в скворечнике живем, песни звонкие поем. (скворец)

- Под крышей я леплю гнездо из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно пуховую перину. (ласточка)

- Кто по тропочкам идет быстрыми шажками, длинным хвостиком трясет, догадайтесь сами. (трясогуска)

- Черный, проворный, кричит: "Крак!" Червякам - враг! (грач)

(На доску крепятся картинки с изображением этих птиц)

9. Словообразование.

У соловья звонкий голос - он звонкоголосый, у грача черные крылья - чернокрылый, у ласточки белая грудка - белогрудая, у трясогуски тонкий хвост - тонкохвостая, у скворца желтый клюв - желтоклювый, у кукушки громкий голос - громкоголосая.

Мы с вами побывали в сказочном лесу и послушали звуки леса. Что мы можем делать со звуками? (Звуки мы слышим и произносим) А буквы мы видим, пишем и читаем.

10. Конструирование букв.

Смотрите! Это проделки злого гнома! Он превратил звуки в буквы, но у каждой из них отнял один элемент. Помогите буквам, напишите недостающие элементы. (Дети дописывают недостающие элементы)

11. Итог занятия.