Одна из важнейших задач в методике развития речи – обучение восприятию и анализу речевых сообщений. Усвоение знаний по всем школьным предметам во многом зависит от восприятия и понимания учебных текстов, воспринимаемых аудитивно и зрительно. Для детей с нарушениями речи проблема восприятия и анализа текста приобретает особую актуальность. Несформированность процесса восприятия и анализа учебных текстов (художественных и нехудожественных) является препятствием на пути к овладению школьными знаниями.
Учащиеся младших классов, имеющие проблемы чтения и письма, испытывают значительные трудности анализа содержательной информации текста, что в значительной степени определяется структурой дефекта. Обучение умению анализировать информацию художественного текста целесообразно строить на основе анализа его содержательной информации и дифференцированной работы над текстом.
Начиная работу над этой темой мы поставили перед собой следующие задачи:
– проанализировать возможности смыслового восприятия текста при чтении младшими школьниками с ОНР (общим недоразвитием речи);
– апробировать методику смыслового восприятия текста при чтении младшими школьниками с ОНР;
– определить направления работы по обучению чтению младших школьников с ОНР.
Работа включала в себя несколько текстов, каждое из которых имело по 2 задания.
1. Задание было направлено на выявление возможностей аналитической деятельности учащихся в процессе анализа текста. Дети должны были озаглавить текст.
а) путём установления главного действующего
лица рассказа на основе его содержания:
выделение опорных слов и выражений в тексте.
б) озаглавливание текста из ряда предложенных
вариантов.
2. Задание было направлено на прогнозирование на уровне текста (языковая и контекстуальная догадка, как форма вероятного прогнозирования).
Эти задания предполагали восстановление недопечатанных слов в тексте в процессе чтения. Целью этих заданий явилось: проверка умений смысловой обработки текста, ориентация на языковый опыт; выявление возможностей вероятного прогнозирования. При разработке заданий мы опирались мы опирались на методику, созданную немецким психолингвистами У .Рац и К. Клейн-Брелей. Данная методика содержит в себе так называемый «Ц-текст», представленный в виде текста, включающего недопечатанные слова, подлежащие восстановлению при чтении.
а) в первом задании слова были пропущены полностью.
Фрагмент 1 задания: Пришла зима. С севера … студёный ветер, и с неба … снежинки. Кружатся в воздухе и … . На землю – одна красивее другой!
б) во втором задании недопечатанные слова имели первую букву.
Фрагмент 2 задания: В лесу часто можно встретить ежа. Летом под к ..., в густой траве, устроила ежиха гнездо. И р… у неё ежата маленькие, с виду голенькие, а на самом деле у них были кр… иголочки.
3 серия имела 2 задания и была направлена на контекстуализацию текстов (контекстуально обоснованная подстановка пропущенных словообразовательных элементов в условии выбора и без выбора). Целью этого задания являлось выявление умений семантического ориентирования в тексте.
а) учащиеся должны были дописать к словам недостающие приставки при полном их отсутствии.
Фрагмент задания из 3 серии: Медведь …снулся в берлоге и опять сладко …снул. …снулся он ночью. Кто-то …бежал по снеговой крыше берлоги, …шуршал настом. …ворчал, …кряхтел мишка, одно ухо лапой …крыл и …снул.
б) это задание было направлено на контекстуально обоснованную подставку пропущенных словообразовательных элементов (приставок) в условияхвыбора.
Фрагмент текста для выполнения детьми: Давно это было, но из памяти не … ходит (за, при, у). …тихла (с, за, по) стрельба. Солдаты … сели (за, от, при) у берега реки на отдых. На их лицах лежала страшная усталость. Четыре года боёв …стались (о, у, на) позади. …ступила (на, по, от) тишина.
4 серия заданий направлена на текстовое ориентирование. Семантическое и логико-синтаксическое. Задание было дано на выделение границ конкретных единиц контекста в составе целого текста. Детям была предложена сказка «Аист и соловей», после прочтения которой они должны были выделить границы текста, в которых описывалось поведение Аиста и Соловья в разговоре с волшебником. Дети должны были подчеркнуть следующие фрагменты. «Аист очень торопился. Он очень хотел стать первой в мире птицей – музыкантом. Он вбежал к волшебнику в дом и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, а изо всех сил крикнул ему прямо в ухо: – Эй, старик! Ну-ка научи меня музыке!»
«Соловей на маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучал в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал что ему хочется хорошо петь».
В результате наша работа с детьми с ОНР над анализом художественных текстов способствовала не только становлению необходимых механизмов чтения, но и привела к выполнению сложных мыслительных операций, непосредственно связанных с пониманием смыслового содержания текста.