Дети с недоразвитием речи, владеющие крайне ограниченным словарём, не понимающие значений некоторых даже простых слов, испытывают большие трудности в усвоении и употреблении слов с отвлечёнными значениями, например предлогов. Для ребёнка, ещё не имеющего в своём словаре обозначения многих окружающих его предметов и явлений, эти служебные слова лишены предметного содержания и не выступают в качестве самостоятельных слов.
В ходе работы расширяется познавательная деятельность детей, развиваются произносительные возможности, накапливается словарь. На этом этапе удобно провести работу над предлогами, над правильным их употреблением и использовании их в предложении.
О.В.Правдина считает это особенно важным потому, что неправильное использование предлогов в речи, опускание их встречается у детей с общим недоразвитием речи чаще, чем все другие виды аграмматизмов.
Ошибки, связанные с трудностями в употреблении предлогов, И.Н.Садовникова также относит к аграмматизмам.
В работе над предлогами рассматриваются те предлоги, которые не употребляются детьми или смешиваются с другими. Например, часто дети заменяют предлог из предлогом с (пришёл с магазина; вернулся со школы). Сложные предлоги из-за, из-под заменяются предлогом из (выглянул из спины; выскочил из пола).
При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов. По мере того, как дети учатся понимать значение предлогов и правильно их употреблять, в задания постепенно включается другой предлог, ранее не изучавшийся.
В работе с более старшими детьми следует уделить внимание вопросу о представлении о предлоге как отдельном слове. В школе детям придётся встретиться с правилом о раздельном написании предлогов со словами. Это правило заключается в следующем: между предлогом и словом, к которому он относится, можно вставить одно или несколько слов. Трудность для ребёнка разделения речевого потока на какие-то отдельные части вполне понятна. Ведь в устной речи ему важно просто выразить свою мысль, на задумываясь над тем, из каких «речевых отрезков» она состоит.
В работе над предлогами важно:
- формирование представлений о смысловой значимости предлогов
- формирование навыка правильного употребления предлогов
- формирование представления о предлоге как отдельном слове
В работе над смысловым значением предлогов следует:
- развивать и уточнять пространственные представления
- перемещать различные предметы в пространстве
- определять расположение предмета (его изображения)
- определять расположение предмета относительно другого
- узнавать и употреблять предлоги в устной речи без зрительной опоры
- использование графических схем и графического изображения предлогов
Предлагается последовательность изучения предлогов:
- в, из, на, с
- у, к, от
- в, за
- под, над, из-под
- за, из-за
- из, из-за
(Л.Н. Ефименкова)
Р.И. Лалаева указывает, что в работе по устранению оптических дислексий следует развивать пространственные представления и формировать речевые обозначения пространственных соотношений, т.е. уточнять понимание и употребление предложных конструкций и наречий, обозначающих пространственные отношения. При определении последовательности работы над предложными конструкциями учитывается последовательность их появления в онтогенезе у ребёнка, поэтому сначала она предлагает отрабатывать предлоги В НА, ПОД с ярко выраженным конкретным содержанием, а позднее – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др.
Необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога: так, сначала необходимо отработать понимание и употребление предлога – «В» в значении местонахождения (где?), а затем – в значении направления действия (куда?): лежит в столе; кладёт в стол.
Как правило, нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется не только в неправильном использовании предлогов, но и в нарушении падежных окончаний. Поэтому работу надо проводить не только над усвоением значения предлогов, но и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях. Первоначально предлог отрабатывается с существительными только одного склонения, постепенно включая существительные других склонений. Например, сначала «кладёт в стол, в шкаф, в ящик», затем «кладёт в книгу, в машину, в сумку».
Использование предложных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, т.к. от глагола зависит значение предлога и падежная форма существительного: лежит (где?) в книге; кладёт (куда?) в книгу.
Работа над предлогом проводится в двух направлениях: над уточнением его значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется.
Материалом для работы с предлогами могут быть игры, загадки, физминутки.
Примерные виды работы
Игры
Тема: предлог (С)
- Игра с мячом. С чем пьют чай? (С вареньем). С чем пекут пироги? (С мясом). С кем ты дружишь? (С Колей).
- Игра «День рождения». Что ты приготовишь для гостей? (Бутерброды – с сыром, торт – с кремом, пирожки – с капустой, кекс – с орешками.)
- Игра «Дружные ребята». Дети стоят в кругу и передают друг другу игрушку со словами: я буду играть с Таней, с Машей, с Димой.
- «Что с чем?» Каша – с маслом, чай – с лимоном, коробка – с конфетами, чашка – с блюдцем, куртка – с капюшоном, пакет – с молоком.
- «Найди ошибку» (внимание к окончаниям слов). Мама с дочка пошла гулять. Кошка с котёнок лакают молоко. Бабушка принесла сумку с продукты.
Тема: предлог (НА)
- Игра «На чём можно ездить?» с мячом. Лексическая тема «Транспорт». Можно ездить на … (машине, поезде, велосипеде,…)
- Игра «Что на чём?» с предметными картинками. (Стол, книга; крыша, кошка; листок, дерево).
- Игра «Что – куда» по демонстрации действия. Что куда положили? (Книгу – на стол; карандаш – на стакан; цветок – на ладошку.)
- Игра «Где – что» по картинкам. Где сидит жучок? (Жучок сидит на ромашке) где висит картина? (Картина висит на стене).
- Игра «Украсим комнату». Куда поставим вазу с цветами?
Авторская игра
Цель: наглядная демонстрация значения предлогов, закрепление предлогов и предложно-падежных конструкций в речи.
Оборудование: игрушки или маски (шапочки, костюмы, нагрудные картинки); предметы-заменители или макеты: деревья, пенек, солнышко, кочки, домики, избушка, печка; предметы: коврик, валенок, корзинка; магнитофон.
Варианты игры:
– логопед читает текст, дети изображают
животных и выполняют их действия
– дети выполняют действия с игрушками
– проводится беседа по вопросам после прочтения
сказки, делается акцент на словосочетания с
предлогами, подбираются другие словосочетания
аналогичных предложно-падежных конструкций
Текст:
«В один погожий летний день зайчишка вышел погулять.
Забравшись на высокий пень, он стал других зверюшек звать.
Бегут играть его друзья: ежонок и лисёнок,
Бельчонок шустрый прискакал и мишка-медвежонок.Играть хотят зверятки в пятнашки или в прятки.
Зверятам весело играть: между деревьями скакать,
И прыгать по пенёчкам, и прятаться за кочками.Играли долго малыши. Никто и не заметил,
Как скоро вечер наступил, и солнышко не светит.Огляделись малыши – страшно и обидно:
Тишина в лесной глуши, домиков не видно.Куда же им теперь идти и как дома свои найти?
И где же будут спаленки для зверяток маленьких?Но тут в лесу зверюшки увидели избушку!
Ночь пришла, зверята спят, только носики сопят. (Музыка)
Спит на коврике лисёнок, а в корзинке спит ежонок,
Медвежонок маленький спать улёгся в валенке.
И уснула белочка, притаясь за печкою.Утром лучик солнца заглянул в оконце.
Просыпаются зверятки, поднимаются с кроваток:
С коврика вскочил лисёнок,
Из корзиночки – ежонок,
Рыженькая белочка вышла из-за печки,
А мишутка маленький выбрался из валенка
Поглядели из окошка и увидели дорожку.К своим домикам зверюшки побежали из избушки
И, увидев своих мам, разбежались по домам!
Деток мамы обнимали, но немножко поругали:
Всем ребяткам нужно знать – допоздна нельзя гулять!»
Загадки
«С хозяином дружила, домик сторожила, живёт под крылечком, хвостик колечком»
1. Кто это? (Собака)
(«Приходит» игрушечная собачка.)
2. С кем живёт собачка? (С хозяином)
3. У кого из вас есть собачка? Значит, с кем из вас
живут собачки? (С Таней, с Димой)
4. Где жила собачка в нашей загадке? (Под
крылечком)
5. Где ещё могут жить собачки? (В конуре, в будке,
в доме)
6. Где живут ваши собачки? (В доме, в квартире, в
комнате)
7. Где ваши собачки любят спать? (На диване, на
коврике)
8. Куда мы уложим спать нашу собачку? (На коврик)
9. Возьмите листочки бумаги и нарисуйте коврик
для собачки.
Физминутки
«Чайки летают».
Логопед даёт инструкцию, дети изображают чаек.
– Чайки полетели к окну,
чайки полетели на коврик,
чайки залетели в домик,
чайки прилетели под дерево,
чайки полетели над морем.
Примерное занятие с детьми 4 лет
Тема: В комнате у куклы Светы.
Цели:
- повторение слов по теме «мебель»;
- закрепление предлогов в, на, под;
- работа над выделением и произнесением звука «С»;
- составление двусложного предложения и короткого рассказа.
Материалы: кукла, игрушечная мебель
Ход занятия:
1. В этой комнате живёт кукла Света. Какие
предметы находятся в комнате? (Шкаф, стол, стул,
кровать)
Как можно назвать это одним словом? (Мебель)
Где сидит Света? (На стуле)
2. У Светы живут зайчата, котята, утята. Они любят
прятаться. Вышла Света из комнаты, а они начали
прятаться: котята – под стол, зайчата – в шкаф,
утята – под кровать. Пришла Света в комнату,
стала искать малышей. Поможем ей.
Где котята? Где зайчата? Где утята?
Опять Света вышла из комнаты. Давайте поиграем в
прятки! (Дети прячут малышей и проговаривают,
куда)
– А теперь снова поможем Свете найти малышей.
3. Света устала, хочет спать. Уложим её в кровать. Что делает Света? (Света спит.) Какой звук вы услышали? (Логопед выделяет голосом «С»)
4. Послушайте, что можно рассказать про Свету и
её малышей: У Светы жили малыши – котята, зайчата
и утята. Однажды они спрятались. Света искала их.
Мы ей помогали.
Кто жил у Светы? Что они сделали? Что делала Света?
(Дети отвечают на вопросы, затем сами повторяют рассказ.)
5. Итог занятия.
Примерное занятие с детьми 6 лет
Тема: Закрепление в речи предлогов У, К, ОТ.
Цели:
- закрепить представление о предлогах как о маленьких словах;
- учить составлять предложения и схемы к ним;
- тренировать в определении места слова в предложении;
- развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: мяч, схемы, чистые карточки, фломастеры, книжка С.Маршака «Где обедал воробей».
Ход занятия:
1. Сегодня мы будем заниматься с предложениями. Из чего состоят предложения? (Из слов) Приведите примеры слов; предложений.
2. Игра «Послушный мяч»: дети перекидывают друг другу мяч со словами: «Лети, мяч, от меня к …»
3. Какие маленькие слова мы использовали? (Логопед произносит фразу и выделяет голосом предлоги: к, от)
4. Возьмите полоски, будем составлять схемы предложений.
К Тане пришли гости.
__ ____ ______ ____.
– Сколько слов в предложении? (4 слова)
– Какое маленькое слово вы услышали в этом
предложении? (К)
–На своих карточках напишите фломастером это
слово; определите его место в предложении на
схеме; положите эту карточку на нужную полоску.
К
__ ____ ____ ____.
– О ком говорится в предложении? Кто пришёл к Тане? Что сделали гости?
5. Следующее предложение:
Гуси опустились у реки.
(Количество слов в предложении; определение маленького слова, его места в предложении)
6. Предложение:
Витя отошёл от дома. (Аналогичная работа)
7. Посмотрим, кто у нас самый внимательный. Вспомним стихи С.Маршака «Где обедал воробей?»
(Логопед читает по одной строчке, дети находят маленькие слова)
– Где обедал воробей?
В зоопарке у зверей. (В, У)
(Чтение сопровождается показом иллюстраций книжки.)
8. Итог занятия.