Проект урока развития речи во 2-м классе по теме "Признаки текста. Восстановление деформированного текста". Анализ урока

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Логопедия, Коррекционная педагогика


Специальные уроки развития речи имеют своей целью формирование и совершенствование у школьников с общим недоразвитием речи полноценных форм общения и языковых средств с учетом их взаимодействия.

Указанная цель предусматривает решение ряда задач:

  • формирование, развитие и активизация словарного запаса, т.е. развитие лексической основы речи;
  • практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи;
  • обучение связной речи (устной и письменной);
  • восполнение пробелов в речевом развитии школьников и подготовка их к овладению грамотой, грамматикой и правописанием, а также чтением в соответствии со школьной программой.

Эти задачи решаются одновременно на уроке в процессе работы по определенной теме.

Обучение на уроке происходит путем специальной организации речевой практики и использования речевых упражнений, направленных на восполнение лексико-грамматических обобщений в качестве исходной основы, формирующей и развивающей самостоятельную речевую деятельность детей. Программа по развитию речи имеет разделы: “Речь. Техника и выразительность речи”, “Слово”, “Предложение и словосочетание”, “Текст”, “Культура общения”. В программе дается тематика для развития речи, предусматривающая уточнение и накопление конкретных представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях, с которыми обучающиеся сталкиваются в быту, учебе, при знакомстве с природными явлениями и общественной жизнью, с трудом и отношением к труду людей, а также обобщение нравственного опыта детей, их поведения, любви к родному краю, Родине

Программа предусматривает требования о включении в связную речь слов с различными словообразовательными показателями и группировки слов не только по тематическому признаку, но и по лексико-грамматическому, на основе сходства значения слов по общности значения корня, приставки, суффикса..

В разделах “Речь. Техника и выразительность речи”, “Текст” на основе обогащения и уточнения словарного запаса и практического овладения предложением ведется работа по овладению учащимися смыслом высказывания, развитию навыков и умений в точном выражении мысли, умения устанавливать последовательность действий в рассказе, выявлять причинно - следственные отношения.

Программой предусматривается освоение разными формами речи (диалогической (разговорной) и монологической), видами (устной и письменной), а также различными ее типами, или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение).

Для того чтобы речь детей была связной, на уроках развития речи дети учатся самостоятельно отбирать слова, синтаксические конструкции предложений, которые наиболее точно передали бы смысл высказывания, использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение для выделения наиболее важных слов, несущих смысловую нагрузку, разнообразные межфразовые средства для связи предложений и перехода от одного предложения к другому.

С этой целью необходимо педагог учит детей распределять свое внимание между содержанием и формой высказывания, требовать от них логически обоснованных и правильных в языковом отношении высказываний

Задача: раскрыть одну из особенностей текста – его тематическое единство.

Цели урока:

Обучающая:

1. Формирование умений:

  • отличать текст от группы предложений;
  • устанавливать последовательность предложений в тексте;
  • корректировать составленный текст;
  • письменно оформлять текст.

2. Познакомить с цепной связью предложений в тексте.

Коррекционно-развивающая: развитие внимания, аналитико-синтезирующего мышления, чувства ритма.

Воспитывающая: воспитание умения слушать товарищей, познавательного интереса к родному языку.

Оборудование: мяч (для игры “Он – она”); карточки с текстами для детей и демонстрационные на доску (группа предложений, текст “Белка”, “Лиса”- предложения на полосках); магнитофон ; отрывок из произведения П.И Чайковского “Времена года”; телевизор; DVD; видео материал- “Зимний лес”, “Белка”, “Лиса”; “Зарядка - часики, ножницы, лошадка”;схема цепной связи в тексте; картинки для раскрашивания “Белка”, “Лиса”.

Этапы урока. (Приложение)

Анализ урока развития речи во 2 классе по теме:
“Признаки текста. Восстановление деформированного текста”

Организация рабочего настроения прошла в игре: “Он – она” (закрепление названий диких животных женского рода).

Метод - репродуктивный.

Приём - устный опрос ранее изученного материала; учебно-познавательная деятельность обучающихся репродуктивная (воспроизведение знаний)

Актуализация опорных знаний была проведена с помощью задания: “Что сначала – что потом” (установление связей событий). При выполнении этого задания удалось вовлечь в работу всех ребят.

Далее перед обучающимися была постановлена учебная задача, и объявлена тема и цели урока.

Метод - объяснительно-иллюстративный. Приёмы - сообщение, объяснение, сравнение.

Уровень учебно-познавательной деятельности обучающихся репродуктивный (понять, воспроизвести материал).

Далее перед обучающимися была постановлена учебная задача, и объявлена тема и цели урока.

Для повторения изученного материала было взято задание на сравнение текста и группы предложений. Для привлечения внимания детей была использована загадка, видео материал (“Белка”). Так, для того чтобы ситуацию сделать более наглядной к каждому предложению был подобран рисунок., что привлекло большее внимание детей. Обучающимся была дана возможность высказывать предположения по решению учебной задачи. Был намечен совместный план её решения. Инициатива переходила из рук в руки.

Метод - частично-поисковый. Приёмы - обобщение, решение познавательных задач. Уровень учебно-познавательной деятельности обучающихся   стремление к выявлению смысла изучаемого содержания, познание связей между явлениями.

Изучение нового материала: Одной из целей урока было познакомить учеников сцепной связью предложений в тексте, при которой каждое последующее предложение соотнесено и синтаксически связано с предыдущим, отражая последовательное развитие мысли. Эта работа была проведена с помощью текста (“Белка”), в ходе анализа текста появилась схема цепной связи в тексте, что позволило обучающимся ярко представить связь предложений в тексте.

Метод - частично-поисковый. Приём коллективной учебной деятельности.

Приёмы - обобщение, решение познавательных задач. Уровень учебно-познавательной деятельности обучающихся стремление к выявлению смысла изучаемого содержания, познание связей между явлениями.

Физминутка.

Цель: развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях, речи ритмическую выразительность; умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом.

Так как наша работа строится тесно с логопедической работой поэтому упражнения для физминутки мы стараемся подбирать с максимальной пользой для обучающихся, на сколько это возможно в рамках учебного процесса.

Упражнение “Часики” позволило обучающимся закрепить произношение звука “р”, так как у большинства детей он находится в данный момент на этапе автоматизации. Подготовка к постановке звука идёт у Наумова В, Почепкина А, Клобукова В.

Упражнение “Лошадка” было взято с целью: укрепить мышцы языка, выработать подъём, гибкость и подвижность языка, формировать умение управлять кончиком языка.

Закрепление изученного материала Работа с деформированным текстом.

Прошло в игровой форме. (загадка, картинка “следы лисы”) Для закрепления изученного материала дети получили карточки с отдельными предложениями. Входе выполнения данного задания обучающиеся проявили свою находчивость, способности и свои индивидуальные умения.

Метод - частично-поисковый. Приём коллективной учебной деятельности.

Приёмы - обобщение, решение познавательных задач. Уровень учебно-познавательной деятельности обучающихся овладение способам применения знаний в измененных условиях.

Запись текста. Перед тем как начать записывать текст обучающиеся получили инструкции, самостоятельно дали объяснение как правильно записать текст.

Итог урока.