В настоящее время большое количество выпускников детских садов, в анамнезе которых присутствуют различные речевые расстройства, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе.
У учеников наблюдается плохая ориентация на плоскости листа, неусвоенные понятия «верх – низ», «лево – право», смешение сходных по начертанию букв, зеркальное написание элементов и букв. В результате формируется оптическая дисграфия, страдает успеваемость.
Причиной этих трудностей у детей с речевой патологией является несформированность зрительно – пространственного восприятия (анализа, синтеза, внимания), зрительно – моторной координации движений, слабо развитая мелкая моторика пальцев рук. И.Н.Садовникова, А.Н.Корнев в этой связи говорят о недостаточности пальцевогопраксиса.
Вопрос о повышении эффективности коррекционно – педагогической работы по профилактике оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста является актуальным, а использование в коррекционной работе графических диктантов по клеткам – один из резервов логопедического воздействия.
Для решения данной проблемы мною разработаны серии графических диктантов по клеткам двух видов:
- ведение линий в заданном направлении от исходной точки (Приложение 1);
- построчное раскрашивание клеток (Приложение 2).
Так же предложены памятки – рекомендации по проведению этих диктантов, применение которых позволит логопедам оптимизировать коррекционно – педагогический процесс обучения детей с речевой патологией и реализовать ряд целей:
- Сформировать слуховое восприятие и память;
- Развить зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез;
- Улучшить зрительно-моторную координацию;
- Укрепить зрительную память;
- Научить ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- Активизировать и укрепить мелкую мускулатуру пальцев рук;
- Продолжить работу по закреплению речевых навыков.
В соответствии с памятками представлены образцы конспектов занятий.
Итогом выполнения графического диктанта является схематическое изображение предмета, что поможет организовать деятельность детей в занимательной форме. Этому же будет способствовать специально составленный, подобранный или адаптированный для каждой фигуры занимательный материал, предложенный в виде речевых игровых приёмов: авторских пальчиковых игр, чистоговорок, логоритмических упражнений, загадок и пр., который позволит учителю – логопеду или воспитателю продолжить отработку тех или иных навыков правильного произношения звуков и употребления форм слов за границами традиционных логопедических занятий и обеспечит вариативность коррекционно – педагогической работы.
Так как графические диктанты по клеткам являются элементом пропедевтической работы по предупреждению возникновения оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией, то выполнение предлагаемых заданий поможет повысить качественный уровень подготовки их к школьному обучению.
Памятка для проведения графического диктанта по клеткам от исходной точки
- Загадывание загадки о предмете (объекте) рисования;
- Рассматривание натурального предмета, игрушки или репродукции;
- Беседа о предмете (объекте) рисования (название группы, свойств, качеств);
- Активизация мышц мелкой мускулатуры посредством проведения комплекса пальчиковых упражнений (5 – 6 упражнений);
- Актуализация пространственных понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз»;
- Определение исходной точки рисования;
- Диктант. Указание направления движения линии и количества клеток в изображаемом отрезке;
- Промежуточный контроль за точностью и аккуратностью выполнения задания, своевременное исправление ошибок;
- Дорисовывание недостающих деталей фигуры по инструкции или образцу;
- Оценка результатов графического диктанта;
- Динамическая пауза с проговариванием чистоговорок о предмете;
- Самостоятельное копирование полученных схем рисунков;
- Оценка самостоятельной работы;
- Подведение итога.
Конспект подгруппового занятия – проведение графического диктанта от исходной точки (подготовительная группа детского сада)
Тема: Корова.
Цели:
- формировать графомоторные навыки:
- продолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку (актуализировать пространственные представления: вверх, вниз, вправо, влево.);
- учить проводить прямые линий определённой длины в заданном направлении;
- развивать зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез;
- продолжать работу над развитием пальцевогопраксиса: координацией движений и силы;
- улучшать зрительн-моторную координацию посредством копирования фигур;
- работать над развитием и коррекцией речи:
- актуализировать знания о домашнем животном – корове;
- автоматизировать произношение [р] во фразах и связной речи;
- работать над просодической стороной речи – ритмизацией посредством чистоговорок;
- активизировать слуховое восприятие, память.
Оборудование: репродукция коровы, простые карандаши, стирательные резинки, тетради в клетку.
Ход занятия
I. Оргмомент.
II. Постановка целей.
– Отгадайте загадку и узнаете, кого мы будем рисовать по клеткам.
Рыжий молокозавод
День жуёт и два жуёт,
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко.
Сегодня мы научимся рисовать корову по клеточкам.
III. Беседа. Рассматривание репродукции с изображением коровы.
– Давайте вспомним, что мы знаем о корове.
– К какой группе относится корова?
– Какое это животное? Почему?
– Опишите внешний вид коровы.
– Какие действия она может совершать?
– Подберите ласковые слова, которыми можно назвать корову?
– как называется детёныш коровы? И т.д.
IV. Пальчиковая игра.
– Приготовьте свои руки, мы немножко поиграем, пальчики поразминаем.
По мосту корова шла. (ладони соединить средними пальцами – мост, собрать кисть в кулак, выдвинуть указательный палец и мизинец)
Молоко она несла. (ладони чашечкой)
Воробью, синице, зайчику, лисице, (разгибать по порядку пальцы)
Котику усатому, тигру полосатому,
Белке и кунице, ёжику и львице.
Накормила всех опять. (гладить живот)
И на луг пошла гулять. (пальцы идут по столу)
V. Актуализация пространственных представлений (в форме пальчиковой игры).
Вот ладошка левая.
Вот ладошка правая.
Руки вверх мы поднимаем
И зарядку делаем.
Будет сильной правая,
Будет сильной левая.
Будут пальчики у нас
Ловкие, умелые.
Вниз – вверх, вниз – вверх,
Мы рисуем лучше всех.
VI. Определение исходной точки рисования.
– Отсчитайте от полей две клеточки и на пересечении голубых линий поставьте точку. От неё начнём рисовать. (На начальных этапах обучения точку ставит логопед).
VII. Диктант. Схематическое изображение коровы.
1 клетка вверх, 5 клеток вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 9 клеток вправо, 8 клеток вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 6 клеток вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево.
VIII. Дорисовка.
– Посмотрите, получилась ли у вас корова такой, чтобы всем понравиться?
По-моему, у неё не хватает некоторых деталей. Дорисуйте глаза, нос, рога, хвост, пятна.
IX. Оценка результатов (взаимопроверка).
X. Динамическая пауза. Проговаривание чистоговорок сопряжённое с движениями.
Рова – рова – рова (хлопки) – на траве стоит корова (руки на поясе, повороты туловища).
Рову – рову – рову (хлопки) – мы смотрим на корову (руки «биноклем» поднести к глазам).
Рова – рова – рова (хлопки) – хороша корова (руки в стороны).
XI. Копирование.
– Скопируйте ниже (или справа) такую же корову.
Была у вас одна корова, а станет…(две коровы), у всех у нас будет … (много коров), целое … (стадо коров).
XII. Проверка выполнения задания.
XIII. Подведение итога занятия.
Памятка для проведения графического диктанта по строчному закрашиванию клеток
- Определение предмета (объекта) рисования по вычленению наложенных силуэтных картинок;
- Загадывание загадки о предмете (объекте) рисования;
- Рассматривание натурального предмета, игрушки или репродукции;
- Беседа о предмете (объекте) рисования (название группы, свойств, качеств);
- Активизация мышц мелкой мускулатуры посредством проведения комплекса пальчиковых упражнений (5–6 упражнений);
- Актуализация пространственных понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз»;
- Актуализация понятия «цвет»;
- Знакомство с рабочим полем, поделённым на клетки, расположенные строчками;
- Привлечение внимания к нумерации строк;
- Указание направления и количества раскрашиваемых клеток заданного цвета;
- Промежуточный контроль за точностью и аккуратностью выполнения задания, своевременное исправление ошибок;
- Дорисовывание недостающих деталей фигуры по инструкции или образцу;
- Оценка результатов графического диктанта;
- Динамическая пауза с проговариванием чистоговорок о предмете;
- Самостоятельное копирование полученных схем рисунков;
- Оценка самостоятельной работы;
- Выставка работ, обсуждение;
- Подведение итога.
Конспект подгруппового занятия – проведение графического диктанта по строчному закрашиванию клеток (подготовительная группа детского сада)
Тема: Жук.
Цели:
- формировать графомоторные навыки:
- продолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку (актуализировать пространственные представления: вверх, вниз, вправо, влево.);
- учить аккуратно раскрашивать необходимое количество клеток названного цвета в заданной строке;
- развивать зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез;
- продолжать работу над развитием пальцевогопраксиса: координацией движений и силы;
- улучшать зрительно-моторную координацию посредством копирования фигур;
- работать над развитием и коррекцией речи:
- актуализировать знания о насекомом - жуке;
- автоматизировать произношение [ж], [ч] во фразах и связной речи;
- работать над просодической стороной речи – ритмизацией посредством чистоговорок;
- активизировать слуховое восприятие, память.
Оборудование: наложения насекомых, репродукция жука, цветные карандаши, тетради в клетку.
Ход занятия
I. Оргмомент.
Дети стоят около двери кабинета.
– На своё место пройдёт только тот, кто любое насекомое назовёт.
(Дети называют слова и занимают свои места.)
II. Постановка целей.
Рассматривание наложений, узнавание, называние.
– Отгадайте загадку и узнаете, кого из этих насекомых мы будем рисовать по клеткам.
Жу – жу – жу, я на ветке сижу,
И звук [ж] я твержу.
Сегодня мы научимся рисовать жука по клеточкам.
III. Беседа.
Рассматривание репродукции с изображением жука.
– Давайте вспомним, что мы знаем о жуке.
– К какой группе относится жук?
– Опишите внешний вид жука.
– Какие действия он может совершать?
– Каких жуков вы знаете?
– Чем питаются жуки? И т.д.
IV. Пальчиковая игра.
– Приготовьте свои руки, мы немножко поиграем, пальчики поразминаем.
Жуки бежали по тропинке, (пальцы бегут по столу)
Блестели шёлковые спинки. (поглаживание тыльных сторон ладоней)
Их опрокинул ветерок. (ладони положить тыльной стороной на стол)
Кто бы тем жукам помог? (быстрые движения пальцами)
V. Актуализация пространственных представлений (в форме пальчиковой игры).
Руку вправо, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Руку влево, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Завершается игра – (руки перед грудью – движение «моторчик»)
За дело браться нам пора. (сжимание – разжимание пальцев)
VI. Актуализация понятия цвет.
– Какого цвета вы встречали жуков? Где можно часто их увидеть?
Нам понадобится два цвета: коричневый и зелёный.
Что бывает коричневым? Что бывает зелёным?
VII. Знакомство с рабочим полем.
(Рассматривание, называние цифр, которыми пронумерованы строчки.)
VIII. Диктант. Схематическое изображение жука.
- 1 р. – 3 клетки зелёные, 1 клетка коричневая, 2 клетки зелёные, 1 клетка коричневая, 3 клетки зелёные.
- 2 р. – 4 клетки зелёные, 2 клетки коричневые, 4 клетки зелёные.
- 3 р. – 1 клетка коричневая, 3 клетки зелёные, 2 клетки коричневые, 3 клетки зелёные, 1 клетка коричневая.
- 4 р. – 1 клетка зелёная, 1 клетка коричневая, 1 клетка зелёная, 4 клетки коричневые, 1 клетка зелёная, 1 клетка коричневая, 1 клетка зелёная.
- 5 р. – 2 клетки зелёные, 6 коричневых клеток, 2 клетки зелёные.
- 6 р. – 2 клетки зелёные, 6 коричневых клеток, 2 клетки зелёные.
- 7 р. – все клетки коричневые.
- 8 р. – 2 клетки зелёные, 6 коричневых клеток, 2 клетки зелёные.
- 9 р. – 2 клетки зелёные, 6 коричневых клеток, 2 клетки зелёные.
- 10 р. – 1 клетка зелёная,1 клетка коричневая, 1 клетка зелёная, 4 клетки коричневые, 1 клетка зелёная, 1 клетка коричневая, 1 клетка зелёная.
- 11 р. – 1 клетка коричневая, 8 клеток зелёных, 1 клетка коричневая.
IX. Дорисовка.
– Посмотрите, получился ли у вас жук такой, чтобы всем понравиться?
По-моему, у него не хватает некоторых деталей. Дорисуйте глаза и линию крыльев.
X. Оценка результатов выполнения графического диктанта (взаимопроверка).
XI. Динамическая пауза. Проговаривание чистоговорок сопряжённое с движениями.
Чок – чок – чок (хлопки) – на листе сидит жучок (присесть на корточки).
Чка – чка – чка (хлопки) – не боимся мы жучка (руки на пояс, повороты головы).
Чка – чка – чка (хлопки) – мы посмотрим на жука (ладонь козырьком к глазам, повороты туловища).
Чка – чка – чка (хлопки) – на ладонь возьмём жука (поочерёдно руки в стороны).
Чок – чок – чок (хлопки) – улетел с руки жучок (взмахивание руками).
XII. Выставка детских работ, выбор самой аккуратной.
XIII. Копирование.
– Скопируйте ниже (или справа) такого же жука.
Был у вас один жук, а станет…(два жука), у нас с вами будет … (много жуков).
XIV. Проверка выполнения задания.
XV. Подведение итога занятия.