Цели.
Задачи.
Ообразовательные
- Закрепление практического навыка употребления в речи слова “мир”.
- Развитие умения подбирать синонимы слова “мир”.
- Развитие умения подбирать однокоренные и родственные слова.
- Расширение и активизация словарного запаса по теме: “мир”.
- Формирование коммуникативного умения употреблять усвоенную учебную терминологию в связных высказываниях.
- Формирование навыка адекватного применения интерактивной доски при выполнении логопедического задания.
Коррекционные
- Развитие наблюдательности к языковым явлениям, умения осмысливать материал, работать в определённом темпе.
Воспитательные
- Воспитание мотивации к учению.
- Воспитание интереса к поисковой деятельности и сотрудничеству.
- Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, его богатству и красоте.
Оборудование:
- интерактивная доска для слайдов,
- карточки со словами,
- карточки с заданиями,
- бумага для оригами.
I. Организационный момент.
Логопед: Ребята! Вспомните, над какой темой мы с вами работали на прошлом занятии? (Ответы детей)
(Данное занятие входит в цикл занятий по теме “Синонимы”, всего 5 занятий)
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия. Слайд №1.
Логопед: Сегодня мы продолжим говорить о синонимах. А о каких синонимах - для этого прочитаем небольшой рассказ. Слайд №2
(На интерактивной доске изображение журавля с хокку, читают “птичьим базаром”, затем по одному выразительно читает каждый ученик)
С белого неба
Стая летит журавлей
Снежные крылья. Лю Ко
Логопед: Что вы на доске прочитали и увидели?
(Ответы учеников, в 3 классе они проходили тему: японская поэзия -хокку).
Почему вы считаете, что данное стихотворение - хокку? (Ответы детей).
В какой стране пишут такие стихи в стиле хокку? (Ответы детей)
О какой птице идет речь в хокку? (Ответы детей)
Что вы можете рассказать о журавле? (Ответы детей)
Логопед:
Да, журавль - перелётная птица, но ещё журавль в далекой стране Японии является символом чистоты, счастья, честности, готовности к бескорыстной помощи. В Японии существует примета — тот, кто сложит 1000 бумажных журавликов, тот гарантирует себе отменное здоровье. В 1955 году со смертью 12-летней японской девочки Садако Сасаки, погибшей от последствий ядерной бомбардировки Хиросимы, бумажные журавлики стали символом мира — дети со всего мира посылали в Японию журавлики, которые девочка не успела доделать. Каждый год в День памяти жертвам атомной бомбардировки все приносят бумажных журавликов к памятнику.
Вот сегодня и мы попробуем сделать оригами – журавля из бумаги.
Что такое оригами? (Ответы детей)
Логопед дополняет, что это слово пришло также из Японии и означает искусство складывания фигурок из бумаги.
2. Оригами. Слайд № 3 и Слайд № 4
(Дети складывают фигурки журавля по образу, логопед объясняет, как делать, помогает детям, по окончании работы все любуются журавликами и читают на слайдах № 3 и № 4 хокку).
Опустели поля -
Только где-то вдали маячат
Хохолки журавлей… Сики
Лежу в траве без дум и без печали.
А высоко над головой —
Летит журавль в ясном небе. Басё
3. Физкультминутка.
Подвижная игра “Журавли учатся летать”
(Воспитание правильного физиологического дыхания, развитие координации движений).
Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают на уровне плеч - вдох через нос. При опускании рук - выдох. Одновременно выполняют движение по кругу.
4. Игра “Найди синонимы к слову “мир”.
Лексическое значение слова “мит”.
Логопед: Мы уже узнали, что журавлики стали символом мира.
Что такое мир? Как вы понимаете? (Ответы детей)
Логопед сообщает, что сегодня в кабине есть что-то необычное, посмотрите внимательно и скажите, что вы увидели необычное?
(Дети говорят, что на стенах висят бумаги с записями).
(В кабинете на стенах развешаны слова, которые являются или не являются синонимами. Дети ходят, собирают записи со словами. Каждое слово на отдельных листочках).
Примерные слова: дружба, война, счастье, ссора, Вселенная, космос, спокойствие, жизнь без войны, согласие, покой, планета.
1 группа - Вселенная, планета, космос, сообщество людей.
2 группа - дружба, спокойствие, согласие, покой, жизнь без войны.
Логопед: Дети! Какие слова вы собрали? Почему вы считаете данные слова синонимами? (Ответы детей)
Логопед: Слово “мир” имеет два значения:
Первое - это значение космоса, вселенной, планеты,
Второе - это спокойствие, жизнь без войны, тишина, согласие, перемирие, покой.
5. Упражнение “Подчеркните пословицы со словами в значении мир - планета, сообщество людей, а второе - согласие, покой.
Логопед: Сейчас мы будем выполнять задание в группах. У детей карточки с пословицами и дублирует записи на интерактивной доске. Слайд №5
Первая группа - подчеркните из данных пословиц значение слова мир - планета, сообщество людей, а вторая группа - спокойствие, покой. Дети обсуждают, совещаются.
Слайд № 6 (мир - спокойствие). Слайд № 7 (мир - планета). Слайд № 8 (миру - мир).
Как еще называются слова, которые имеют много значений? (Ответы детей)
Мир – дело великое. (Спокойствие)
Красота спасет мир. (Планета)
Мирская слава сильна. (Спокойствие)
Мир за себя постоит. (Планета)
Люби ссору, люби и мир. (Спокойствие)
Худой мир лучше доброй ссоры. (Спокойствие)
В мире жить — с миром жить.
Мир заревет, так лесы стонут. (Спокойствие)
С людьми мирись, а с грехами бранись! (Спокойствие)
Если мир не мирится с тобой – ты мирись с миром.
Что миром положено, тому быть так. (Спокойствие)
Дружно за мир стоять – войне не бывать. (Спокойствие)
Логопед: Почему данные пословицы мы соотносим со словами спокойствие и планета? Почему мы можем назвать их синонимами? (Ответы детей)
Логопед: А почему никто не выбрал эти две пословицы? (Ответы детей)
Логопед: Да, мы можем сказать, что данные пословицы одновременно говорят о мире как о сообществе людей и о мире как о спокойствие. Одним из таких выражений можно сказать МИРУ - МИР! Слайд № 9.
6. Упражнение “Найди и запиши однокоренные и родственные слова к слову мир”.
Логопед: Из данных слов выберите и напишите в своих тетрадях слова, которые вы можете назвать однокоренными и родственными.
Слайд №10. На слайде слова, которые будут однокоренными и родственными к слову Мир - мирный, мировой, примирение, перемирие, миротворец, мириться, мировоззрение, мироздание, миролюбие, мироощущение, мирно, всемирный и другие слова, которые не будут родственными: примерка, размер, кумир, смирно, замерзать, приморозить.
Логопед: объясняет совместно с учениками слова, смысл которых дети не знают или встречаются впервые, или малознакомые слова.
Проверка задания. Дети читают свои записи и объясняют, как они понимают данные слова.
Логопед: Как вы думаете, если слова синонимы, то они будут относиться к одной части речи? (Ответы детей). К каким частям речи относятся данные слова? (Устные ответы детей).
III. Итог занятия.
Логопед: Что интересного вы узнали?
Что особенно вам понравилось и запомнилось? (Ответы детей)
Спасибо, занятие закончено.
Литература
1. Волина В.В.Занимательное азбуковедение, М.: “Просвещение”, 1994.
2. Лопухина И.С. Логопедия 550, “Аквариум”, М.: 1996.
3. Городилова В.И, Кудрявцева М.З., Чтение и письмо. “Дельта”, М.: 1995.
4. Нищеева Н.В. Система коррекционной работы, “Детство-Пресс”, С-П.: 2003.