Мультфильм был всегда интересен детям, а в настоящее время, благодаря современным технологиям, его популярность значительно возросла. Искусству мультипликации подвластно практически все, что доступно человеческой фантазии и может быть выражено визуально.
К сожалению, в современном мире, мультфильм чаще используется взрослыми, как основное средство занять детей на какое-то время и носит исключительно развлекательный характер. Большую часть свободного времени ребёнок проводит перед экраном телевизора, монитором компьютера, наслаждаясь обществом любимых мультипликационных героев. Но из-за того, что восприятие окружающего мира ребёнком дошкольного возраста несовершенно, он не можем самостоятельно, без участия взрослого, осмыслить и до конца понять сюжет мультфильма, пережитые во время просмотра эмоции и чувства. Дети копируют поведение и манеру разговора мультипликационных персонажей, но, к сожалению, стихийный просмотр зачастую приводит к тому, что ребёнок практически не пользуется активной речью, снижается качество общения.
Одна из задач, которая встаёт перед педагогами - это поиск новых, более эффективных способов передачи информации. Одним из таких методов является использование мультипликации, так как она является доступной формой воздействия и имеет в руках специалиста особое развивающее влияние на ребёнка.
Благодаря специфике и неограниченным выразительным возможностям мультипликации, значительно расширяется кругозор ребёнка, активизируются познавательные процессы, происходит накопление жизненного опыта и способов взаимодействия с окружающим, развивается речь, совершенствуются коммуникативные навыки.
Обладая особыми возможностями, мультипликация находит широкое применение в совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога ГОУ детский сад комбинированного вида №2427. Так как, мультфильм выстроен на доступном для понимания ребёнка сказочном сюжете, богат яркой образностью, музыкальностью, лаконичностью, динамичностью, может быть использован как наглядный метод воздействия на ребёнка, значительно повышающий учебную мотивацию.
Опыт работы показывает, что, как правило, у детей 5-7 лет, имеющих речевое нарушение (ОНР), наблюдается недостаточное развитие познавательной компетенции; проблемы в эмоционально-волевой сфере (низкий уровень саморегуляции, плохо развита произвольность ребенок не умеет выражать свои чувства и эмоции и понимать чувства и эмоции окружающих) и, как следствие, несформированность коммуникативных навыков и умений.
При организации работы с мультфильмом необходимы следующие технические средства и оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, ноутбук (компьютер), диски с видеозаписью мультфильмов, диски с аудио записи музыки, используемой в мультфильмах.
Коррекционно-развивающая деятельность строится на основе знакомых дошкольникам мультфильмов. Важным условием при подготовке к занятиям является предварительная работа. Накануне дети с воспитателем или родителями просматривают мультипликационный фильм или читают сказку, на основе которой он был создан (подробного обсуждения и анализа не требуется). В развивающей деятельности специалисты учитель-логопед и педагог-психолог, используют сюжет одного или нескольких мультипликационных фильмов, подбирая к нему разнообразные игры и упражнения, позволяющие закрепить с детьми уже знакомый материал и реализовать коррекционные задачи.
Использование мультипликации в совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога способствует решению следующих задач:
ПСИХОЛОГ | ЛОГОПЕД | |
Совместная коррекционно-развивающая деятельность | ||
развитие познавательных процессов
(восприятие, внимание, речь память, мышление,
воображение) расширение представления у детей о личностной сфере человека развитие умения понимать и транслировать свои чувства через мимику, позу, жесты, речь создание условий, направленных на снятие психомышечного напряжения. |
Развитие коммуникативных навыков | активизация и расширение словарного
запаса преодоление лексико-грамматических нарушений совершенствование навыков связной выразительной речи: умение строить рассказ, вести диалог. развитие фонематического восприятия формирование произносительных умений и навыков, просодической стороны речи. |
Объединяющим, ключевым моментом в деятельности, как психолога, так и логопеда является:
- развитие коммуникативных навыков
- формирование познавательной сферы
- развитие эмоционально-волевой сферы
Важным условием при проведении коррекционно-развивающей деятельности с использованием мультипликации, является соблюдение требований к индивидуально-возрастным особенностям детей 5-7 лет: продолжительность непосредственной работы с мультимедийным экраном не должна превышать 10 минут, после чего, необходимо сделать гимнастику для глаз.
К структуре коррекционно-развивающей деятельности относятся:
I. Организационный момент (ритуал-приветствия).
II. Работа по сюжету мультфильма.
- упражнения на развитие познавательных процессов (речь, восприятие, внимание, память, мышление) - работа с экраном (мультимедийная презентация)
- двигательная минутка (гимнастика для глаз)
- упражнение на развитие коммуникативных навыков
- продуктивная деятельности (работа с бросовым материалом - шнурки, прищепки, пуговицы и т.д.).
III. Подведение итога (рефлексия, ритуал-прощания).
Предлагаем вашему вниманию примерный конспект коррекционно-развивающей деятельности с использованием мультипликации для детей старшего дошкольного возраста по сюжету мультфильма "Однажды утром".
("Союзмультфильм", 1981 г., автор сценария и текста песен - М. Пляцковский, режиссер - И. Ковалевская, композитор В. Шаинский).
Приложение 1.
Таким образом, при работе с мультипликационными фильмами, для расширения познавательных способностей, большое внимание уделяется расширению представления ребёнка об окружающем мире, формированию познавательного интереса, коммуникации, учебной мотивации.
В настоящее время наглядный метод мультипликации в работе специалистов коррекционно-развивающего направления методологически не достаточно переработан в литературных источниках, но исходя из практики, он достойно занимает одно из важных мест в трансляции жизненного, эмоционального, коммуникативного опыта.
Используемая литература.
- Гуськова А.А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2010. (Развитие речи шаг за шагом).
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., Просвещение,1990.
- Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2005.
- Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии/сост. СВ. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. - Волгоград: Учитель, 2008.
- Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
- Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
- Нордгеймер Ю. Р., Гончарюк Г.Ф. Мультимедийные средства и компьютерные игры в преддошкольной подготовке // Управление ДОУ, 2008. №6
- Пляцковский. М. Разноцветные зверята, - М.: Издательство "Малыш", 1992.
- Саранская O.K. Психологический тренинг для дошкольников "Давайте дружить!". - М.: Книголюб, 2008.
- Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006.
- Сперанская Г.Л., Ледник И.А. Развитие речи дошкольников с использованием сюжетной видеозаписи. Методическое пособие. - СПб.: Речь, 2007.
- Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. - Издание 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004.
- Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. - М.: Генезис, 2005.
- Цейтлин С. Н., Погосян В. А., Еливанова М. А., Шапиро Е. И. Язык. Речь. Коммуникация. Междисциплинарный словарь. - СПб., Каро, 2006.