1. Актуальность.
В настоящее время компьютеризация процесса образования в Российской Федерации весьма активизировалась. С одной стороны, учителя, логопеды, психологи активно используют в практике своей работы информационно – коммуникационные технологии. Их применение значительно повышает эффективность коррекционно – образовательного процесса. С другой стороны, процесс общения с компьютером у обучающихся вызывает большой интерес. Этот интерес лежит в основе формирования познавательной мотивации, учебной деятельности. В процессе занятий с применением компьютера дети учатся контролировать свою деятельность, стремятся к достижению положительных результатов.
С компьютером дети “общаются” и в школе, и дома. И далеко не всегда в домашних условиях этот процесс контролируем. Ребёнку часто бывает трудно разобраться, что на самом деле говорится или утверждается, оспаривается. Ещё сложнее это сделать детям с теми или иными нарушениями познавательной деятельности, с умственной отсталостью различной степени выраженности. Многие из детей имеют индивидуальный опыт психогенного характера, многочисленные трудности в поведении, общении, обучении. И этих детей очень сильно притягивает любая возможность работы с компьютером и ещё более – с выходом в локальную сеть Интернет, часто, как уход от тяжёлой реальной жизни.
В целях сбережения здоровья обучающихся педагогам необходимо не только изучать рекомендации по вопросу безопасности работы на компьютере, критерии гигиенической оценки урока и гигиенические требования к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий (письмо Министерства образования РФ от 17.12.2001 г. № 957/13-13) и применять эти рекомендации в практике своей работы по использованию средств ИКТ, но и вести разъяснительную работу с обучающимися о том, как не навредить своему здоровью при работе с компьютером, когда компьютер для детей –“друг”, а когда – “враг”, какую помощь приносит Интернет и в чём его отрицательные стороны. Работу эту нужно проводить систематически и целенаправленно, например, через специально подготовленные внеклассные мероприятия, классные часы.
Данное воспитательное мероприятие по теме “Интернет: друг или враг” ориентировано на то, чтобы помочь детям разобраться, какую помощь приносит работа с компьютером, с Интернетом и в чём отрицательные стороны. Внеклассное мероприятие построено на принципах позитивности, духовности, целостности, индивидуального подхода и саморазвития личности. В течение занятия поддерживается атмосфера доброжелательности, помощи, сотрудничества, активизируются познавательные процессы. Эти задачи решаются на трёх уровнях, на которых они должны создать пространство возможностей, обогащённую развивающую среду.
- информативном;
- на уровне осознания;
- коррекционном;
- личностном.
2.
Задачи.3. Результативность:
может быть разной для каждого из детей.Коррекционно-развивающий эффект заключается в желании обучающихся продолжать встречи, идти на контакт с учителем, логопедом, одноклассниками, искренней заинтересованности и открытости, в использовании полученных знаний, умений, опыта в других видах деятельности: игре, учении, общении.
4. Подготовительная работа.
Анкета
(для детей, выполняется совместно с родителями)
- Кто в Вашей семье пользуется Интернетом?
________________________________
- Пользуешься ли ты Интернетом?
да нет
- Как долго работаешь в Интернете?
_________________________________
- Какие сайты посещаешь чаще всего?
_________________________________
- Отметь, что тебя привлекает в Интернете (поставь
“галочку” около ответа)
игры в режиме он – лайн
возможность скачивания игр
чтение книг
другое____________________________
__________________________________
Ход внеклассного мероприятия
I. Организационный момент.
II. Введение.
1. Объявление темы классного часа.
Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о чём мы сегодня будем говорить на классном часе.
Странная штука жизнь виртуальная
Хоть электронная – все же реальная,
Здесь проще общаться, труднее обидеть,
Здесь можно любить, и увы – ненавидеть,
Все, правда, запутано этом мирочке,
Здесь чувства всегда умещаются в строчки
Высказывания детей.
Учитель: ваши анкеты показали, что вы, ребята , все знаете , что такое Интернет и каждый из вас или сам выходил в Интернет, или наблюдал, как это делают родители или друзья. Сегодня мы поговорим с вами о том, Интернет для нас –друг или враг? Что несёт для нас работа с компьютером –добро или зло? И в конце занятия мы подарим листочки , которые вы заработаете за хорошую работу, правильные ответы одному из деревьев (на доске изображены деревья с надписями “Интернет –мой друг”, “Интернет –мой враг”) .
III. Актуализация материала.
1. Беседа по вопросам.
За правильные ответы дети в ходе занятия получают жетончики в виде разноцветных листочков, чтобы в конце занятия украсить ими одно из двух деревьев, изображённых на доске.
Ребята, вы, наверное, слышали, что в играх, по телевизору часто говорят такие слова: “жизнь виртуальная, реальная”.
Как вы понимаете – что такое реальная жизнь?
Предполагаемые ответы: реальная жизнь – личная жизнь каждого человека (чтение, музыка, учеба, общение, друзья, каникулы, увлечения, спорт, взаимоотношения, семья и т.д.)
Что же из себя представляет виртуальная жизнь?
Предполагаемые ответы: виртуальность– это вымышленный, воображаемый объект или субъект, отношение или действие, которое не присутствует данный момент в реальной жизни, а созданный человеческим воображением, другими словами это фантазия и вымысел.
Виртуальная жизнь – искусственная реальность, созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку.
Как вы думаете, какие технические средства создают искусственную реальность?
Предполагаемые ответы: компьютер, Интернет.
2. Историческая справка.
Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая связывает между собой пользователей компьютерных сетей и пользователей ПК
Вы, наверное, слышали, что Интернет ещё называют Всемирной паутиной. Эта идея – Всемирной паутины – родилась в 1989 году в стенах Европейского совета по ядерным исследованиям и предложил её знаменитый британский ученый Тим Бернерс-Ли. В 1990 году состоялось первое подключение к Интернету по телефонной линии. В 90-е года Интернет проникают во все американские дома, появляются первые социальные сети. В 2000 году Интернет прочно входит в жизнь россиян.
Как вы думаете, почему Интернет стал пользоваться популярностью? Что он дает человеку?
Предполагаемые ответы: по Интернету происходит поиск информации, устраиваются конференции, выставки, интервью и т.д. Обычный, “домашний” пользователь имеет возможность заказать через Интернет – магазин необходимый товар, узнать погоду, новости , завести друзей. поиграть в компьютерные игры в режиме он-лайн.
3. Работа в группах.
Дети делятся на 2 группы: 2 класс (“Кнопочки”), 3 класс (“Смайлики”).
В ходе общения за “круглым столом” дети обсуждают положительные и отрицательные моменты виртуальной жизни по направлениям:
- поиск информации;
- общение, дружба;
- игра;
- учёба.
Задание группе 2-го класса: отметить положительные моменты виртуальной жизни ;
Задание группе 3-го класса: отметить отрицательные моменты виртуальной жизни.
Предполагаемые ответы:
“Кнопочки” |
“Смайлики” |
|
Поиск информации | Быстро, доступно, в любое удобное время, возможность получить распечатку… | Дети мало читают, не развивается речь, не приобретается навык работы с первоисточником, нет доступа к редким изданиям, подлинникам. |
Общение, дружба | Легкое общение, на большом расстоянии, легко завязываются знакомства, много друзей, в общении легко быть таким, каким хочется (смелым, успешным т.д.)… | Нет возможной поддержки и
взаимопомощи, возможности пообщаться с глазу на
глаз. Можно придумать для себя любой образ, стиль поведения, т.е. надеть маску |
Игра | Яркость, привлекательность,
проведение досуга, игра на расстоянии (он-лайн). Компьютер не выражает недовольства, прекрасный партнер, не предъявляет никаких требований. Легко стать властелином и героем, как в игре. |
Правила жестоки, можно всегда
исправить ошибку и начать заново, можно изменить
ситуацию, не доводя дело до конца. Могут быть сбои в психике, совершаться преступления в реальной жизни, человек перестает ощущать реальность и действует так как привык действовать в компьютерной игре… |
Учёба | Дистанционное обучение, обучение больных детей, инвалидов. Получение образования на расстоянии…. | Нет живого общения с преподавателем, отсутствие воспитательного аспекта… |
Выступления детей.
4. Продолжение беседы по вопросам.
Теперь мы знаем “плюсы” и “минусы” Интернета. А кто знает, что происходит, когда человек начинает злоупотреблять Интернетом?
С помощью учителя выясняют:
- появляется зависимость от Интернета;
- происходит потеря здоровья.
Каковы причины возникновения виртуальной зависимости?
Предполагаемый ответ: малообщительность, отсутствие друзей, интересов, увлечений, недовольство собой.
Какие признаки говорят о том, что человек зависим от виртуального мира?
Предполагаемый ответ :раздражительность, агрессивность, замкнутость, снижение успеваемости, нарушение режима, конфликты в семье, ложь, ухудшение настроения, уход от реального мира, повседневные заботы игнорируются, неопрятность, безответственное отношение к себе и реальной жизни.
Легко ли избавиться от такой зависимости?
Предполагаемый ответ: очень сложно, часто необходима психологическая помощь.
Так какая же жизнь интереснее и безопаснее, реальная или виртуальная?
IV. Итог
Рефлексия
Выразите свои мысли по поводу нашего занятия, употребив только одно предложение: Я выбираю ………
Какое дерево виртуальной или реальной жизни расцветет в конце нашей беседы?
Проговаривая предложение, ребёнок прикрепляет свой листочек на одно из двух деревьев, изображённых на доске (над деревьями надпись “Интернет – мой друг”, “Интернет – мой враг”)
Вывод: мы все молодцы, потому что выбрали реальную жизнь и поняли, насколько важно живое человеческое общение. Посмотрите, какое красивое у нас дерево, всё с разноцветными листочками. Так и реальная жизнь должна быть цветной и красивой. Но не забывайте о тех, кто нуждается в помощи, приходите на помощь тем, кто нуждается в вашем внимании.