Здоровьесберегающие технологии по теме "Интернет: друг или враг?"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Логопедия, Коррекционная педагогика


1. Актуальность.

В настоящее время компьютеризация процесса образования в Российской Федерации весьма активизировалась. С одной стороны, учителя, логопеды, психологи активно используют в практике своей работы информационно – коммуникационные технологии. Их применение значительно повышает эффективность коррекционно – образовательного процесса. С другой стороны, процесс общения с компьютером у обучающихся вызывает большой интерес. Этот интерес лежит в основе формирования познавательной мотивации, учебной деятельности. В процессе занятий с применением компьютера дети учатся контролировать свою деятельность, стремятся к достижению положительных результатов.

С компьютером дети “общаются” и в школе, и дома. И далеко не всегда в домашних условиях этот процесс контролируем. Ребёнку часто бывает трудно разобраться, что на самом деле говорится или утверждается, оспаривается. Ещё сложнее это сделать детям с теми или иными нарушениями познавательной деятельности, с умственной отсталостью различной степени выраженности. Многие из детей имеют индивидуальный опыт психогенного характера, многочисленные трудности в поведении, общении, обучении. И этих детей очень сильно притягивает любая возможность работы с компьютером и ещё более – с выходом в локальную сеть Интернет, часто, как уход от тяжёлой реальной жизни.

В целях сбережения здоровья обучающихся педагогам необходимо не только изучать рекомендации по вопросу безопасности работы на компьютере, критерии гигиенической оценки урока и гигиенические требования к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий (письмо Министерства образования РФ от 17.12.2001 г. № 957/13-13) и применять эти рекомендации в практике своей работы по использованию средств ИКТ, но и вести разъяснительную работу с обучающимися о том, как не навредить своему здоровью при работе с компьютером, когда компьютер для детей –“друг”, а когда – “враг”, какую помощь приносит Интернет и в чём его отрицательные стороны. Работу эту нужно проводить систематически и целенаправленно, например, через специально подготовленные внеклассные мероприятия, классные часы.

Данное воспитательное мероприятие по теме “Интернет: друг или враг” ориентировано на то, чтобы помочь детям разобраться, какую помощь приносит работа с компьютером, с Интернетом и в чём отрицательные стороны. Внеклассное мероприятие построено на принципах позитивности, духовности, целостности, индивидуального подхода и саморазвития личности. В течение занятия поддерживается атмосфера доброжелательности, помощи, сотрудничества, активизируются познавательные процессы. Эти задачи решаются на трёх уровнях, на которых они должны создать пространство возможностей, обогащённую развивающую среду.

  • информативном;
  • на уровне осознания;
  • коррекционном;
  • личностном.

2. Задачи.

  • дать обучающимся знания о локальной сети Интернет, учить рассуждать по теме “Интернет: друг или враг”, учить делать выводы о негативных и позитивных сторонах виртуальной и реальной жизни;
  • обогащать словарный запас обучающихся;
  • развивать речь обучающихся через создание ситуаций, провоцирующих речевую активность;
  • коррегировать мыслительные операции анализа, синтеза через умение рассуждать;
  • воспитывать ответственность в выборе своих приоритетов

3. Результативность: может быть разной для каждого из детей.

Коррекционно-развивающий эффект заключается в желании обучающихся продолжать встречи, идти на контакт с учителем, логопедом, одноклассниками, искренней заинтересованности и открытости, в использовании полученных знаний, умений, опыта в других видах деятельности: игре, учении, общении.

4. Подготовительная работа.

Анкета

(для детей, выполняется совместно с родителями)

  • Кто в Вашей семье пользуется Интернетом?
    ________________________________
  • Пользуешься ли ты Интернетом?
    да нет
  • Как долго работаешь в Интернете?
    _________________________________
  • Какие сайты посещаешь чаще всего?
    _________________________________
  • Отметь, что тебя привлекает в Интернете (поставь “галочку” около ответа)
    игры в режиме он – лайн
    возможность скачивания игр
    чтение книг
    другое____________________________
    __________________________________

Ход внеклассного мероприятия

I. Организационный момент.

II. Введение.

1. Объявление темы классного часа.

Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о чём мы сегодня будем говорить на классном часе.

Странная штука жизнь виртуальная
Хоть электронная – все же реальная,
Здесь проще общаться, труднее обидеть,
Здесь можно любить, и увы – ненавидеть,
Все, правда, запутано этом мирочке,
Здесь чувства всегда умещаются в строчки

Высказывания детей.

Учитель: ваши анкеты показали, что вы, ребята , все знаете , что такое Интернет и каждый из вас или сам выходил в Интернет, или наблюдал, как это делают родители или друзья. Сегодня мы поговорим с вами о том, Интернет для нас –друг или враг? Что несёт для нас работа с компьютером –добро или зло? И в конце занятия мы подарим листочки , которые вы заработаете за хорошую работу, правильные ответы одному из деревьев (на доске изображены деревья с надписями “Интернет –мой друг”, “Интернет –мой враг”) .

III. Актуализация материала.

1. Беседа по вопросам.

За правильные ответы дети в ходе занятия получают жетончики в виде разноцветных листочков, чтобы в конце занятия украсить ими одно из двух деревьев, изображённых на доске.

Ребята, вы, наверное, слышали, что в играх, по телевизору часто говорят такие слова: “жизнь виртуальная, реальная”.

Как вы понимаете – что такое реальная жизнь?

Предполагаемые ответы: реальная жизнь – личная жизнь каждого человека (чтение, музыка, учеба, общение, друзья, каникулы, увлечения, спорт, взаимоотношения, семья и т.д.)

Что же из себя представляет виртуальная жизнь?

Предполагаемые ответы: виртуальность– это вымышленный, воображаемый объект или субъект, отношение или действие, которое не присутствует данный момент в реальной жизни, а созданный человеческим воображением, другими словами это фантазия и вымысел.

Виртуальная жизнь – искусственная реальность, созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку.

Как вы думаете, какие технические средства создают искусственную реальность?

Предполагаемые ответы: компьютер, Интернет.

2. Историческая справка.

Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая связывает между собой пользователей компьютерных сетей и пользователей ПК

Вы, наверное, слышали, что Интернет ещё называют Всемирной паутиной. Эта идея – Всемирной паутины – родилась в 1989 году в стенах Европейского совета по ядерным исследованиям и предложил её знаменитый британский ученый Тим Бернерс-Ли. В 1990 году состоялось первое подключение к Интернету по телефонной линии. В 90-е года Интернет проникают во все американские дома, появляются первые социальные сети. В 2000 году Интернет прочно входит в жизнь россиян.

Как вы думаете, почему Интернет стал пользоваться популярностью? Что он дает человеку?

Предполагаемые ответы: по Интернету происходит поиск информации, устраиваются конференции, выставки, интервью и т.д. Обычный, “домашний” пользователь имеет возможность заказать через Интернет – магазин необходимый товар, узнать погоду, новости , завести друзей. поиграть в компьютерные игры в режиме он-лайн.

3. Работа в группах.

Дети делятся на 2 группы: 2 класс (“Кнопочки”), 3 класс (“Смайлики”).

В ходе общения за “круглым столом” дети обсуждают положительные и отрицательные моменты виртуальной жизни по направлениям:

  • поиск информации;
  • общение, дружба;
  • игра;
  • учёба.

Задание группе 2-го класса: отметить положительные моменты виртуальной жизни ;

Задание группе 3-го класса: отметить отрицательные моменты виртуальной жизни.

Предполагаемые ответы:

 

“Кнопочки”

“Смайлики”

Поиск информации Быстро, доступно, в любое удобное время, возможность получить распечатку… Дети мало читают, не развивается речь, не приобретается навык работы с первоисточником, нет доступа к редким изданиям, подлинникам.
Общение, дружба Легкое общение, на большом расстоянии, легко завязываются знакомства, много друзей, в общении легко быть таким, каким хочется (смелым, успешным т.д.)… Нет возможной поддержки и взаимопомощи, возможности пообщаться с глазу на глаз.

Можно придумать для себя любой образ, стиль поведения, т.е. надеть маску

Игра Яркость, привлекательность, проведение досуга, игра на расстоянии (он-лайн).

Компьютер не выражает недовольства, прекрасный партнер, не предъявляет никаких требований.

Легко стать властелином и героем, как в игре.

Правила жестоки, можно всегда исправить ошибку и начать заново, можно изменить ситуацию, не доводя дело до конца.

Могут быть сбои в психике, совершаться преступления в реальной жизни, человек перестает ощущать реальность и действует так как привык действовать в компьютерной игре…

Учёба Дистанционное обучение, обучение больных детей, инвалидов. Получение образования на расстоянии…. Нет живого общения с преподавателем, отсутствие воспитательного аспекта…

Выступления детей.

4. Продолжение беседы по вопросам.

Теперь мы знаем “плюсы” и “минусы” Интернета. А кто знает, что происходит, когда человек начинает злоупотреблять Интернетом?

С помощью учителя выясняют:

  • появляется зависимость от Интернета;
  • происходит потеря здоровья.

Каковы причины возникновения виртуальной зависимости?

Предполагаемый ответ: малообщительность, отсутствие друзей, интересов, увлечений, недовольство собой.

Какие признаки говорят о том, что человек зависим от виртуального мира?

Предполагаемый ответ :раздражительность, агрессивность, замкнутость, снижение успеваемости, нарушение режима, конфликты в семье, ложь, ухудшение настроения, уход от реального мира, повседневные заботы игнорируются, неопрятность, безответственное отношение к себе и реальной жизни.

Легко ли избавиться от такой зависимости?

Предполагаемый ответ: очень сложно, часто необходима психологическая помощь.

Так какая же жизнь интереснее и безопаснее, реальная или виртуальная?

IV. Итог

Рефлексия

Выразите свои мысли по поводу нашего занятия, употребив только одно предложение: Я выбираю ………

Какое дерево виртуальной или реальной жизни расцветет в конце нашей беседы?

Проговаривая предложение, ребёнок прикрепляет свой листочек на одно из двух деревьев, изображённых на доске (над деревьями надпись “Интернет – мой друг”, “Интернет – мой враг”)

Вывод: мы все молодцы, потому что выбрали реальную жизнь и поняли, насколько важно живое человеческое общение. Посмотрите, какое красивое у нас дерево, всё с разноцветными листочками. Так и реальная жизнь должна быть цветной и красивой. Но не забывайте о тех, кто нуждается в помощи, приходите на помощь тем, кто нуждается в вашем внимании.