Цели занятия:
- Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ц].
- Дифференцировать звуки [С] – [Ц] в слогах, словах и предложениях, выделять звуки в начале, середине и конце слова.
- Уточнять и обогащать словарь детей, упражнять в подборе родственных слов.
- Упражнять детей в умении работать с таблицами.
- Упражнять в умении составлять предложения.
- Развивать речевой слух, психические процессы: память, внимание, мышление.
- Воспитывать умение работать сообща.
Оборудование: соговые таблицы (демонстрационные), зеркала (индивидуальные), грамматические карточки, предметные картинки, карточки со слогами, карточки со схемой слова (начало, середина, конец слова), карточки с буквами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
– Сядет тот, кто назовёт одно слово со звуком [С] и одно слово со звуком [Ц].
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
а) «Заборчик»
Верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.
б) «Киска сердится»
Выгибать вверх и продвигать вперёд спинку языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.
в) «Почистим зубы»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние передние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
г) «Заморозим подбородок»
Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно
подуть холодным воздухом вниз по подбородку,
выполнять молча и на одном выдохе.
(Упражнения выполняются с использованием
индивидуальных зеркал.)
3. Уточнение артикуляции звуков.
– Произнесём звук [С]. Какое положение
принимают губы при произнесении звука [С]? (При
звуке [Ц]?)
– В каком положении верхние и нижние зубы? (При
звуке Ц?)
– Как работает язык? Где он находится? (При звуке
[Ц]?)
– Приложите ладони тыльной стороной к горлышку.
Оно дрожит или нет? Почему?
– Если поднести ладони ко рту и произносить звук
[С], мы ощущаем холод или тепло? (При звуке [Ц]?)
(При работе используются индивидуальные зеркала.)
Вывод: звуки [С] и [Ц] согласные, глухие.
4. Игра «Повторяй за мной» (воспроизведение слоговых рядов)
Игра проводится устно. Логопед называет слоговой ряд, ребёнок отвечает (стоя, с закрытыми глазами). Затем называются чистоговорки, дети повторяют хором.
АС-АС-АЦ УЦ-УЦ-УС УС-УС-УЦ
ЦИ-ЦИ-СИ СУ-СУ-ЦУ СО-ЦО-ЦО
АЦ-АЦ-АС СЕ-ЦЕ-СЕ ЦА-ЦА-САЦА-ЦА-ЦА – Нигде нет продавца.
СА-СА-СА – В лесу бегает лиса.
СО-СО-СО – У Вовы колесо.
ЦО-ЦО-ЦО – Выйти на крыльцо.
5. «Прочитай слово»
Детям предлагаются две таблицы. Дети читают, составляют слова и по очереди называют их.
(ЦА – пуговица, цари, курица, овца, умница, птица, хлебница, царапина; СА – самолёт, полоса, сало, крыса, лиса, коса, самокат, роса)
6. Игра «Отгадай загадку»
Детям раздаются карточки со схемой слова и карточки с буквами [С], [Ц].
– Я загадаю загадки, а вы их отгадайте. В словах-отгадках выделите звуки [С] и [Ц] и покажите место их расположения в слове с помощью предложенных вам карточек и букв.
1) Согнута в дугу,
Летом на лугу,
Зимой на крюку. (Коса.)2) Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ту-у». (Пылесос.)3) Летом – в огороде, свежие, зелёные,
А зимою – в бочке, жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы.)4) Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)5) На шесте дворец,
Во дворце певец.
А зовут его… (Скворец.)6) Все следы находит точно,
Охраняет склады ночью.
Уши чуткие и нос –
Это друг наш верный… (пёс.)7) Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (Цыплёнок.)8) Белая бочка, нет в ней
Ни сучочка. (Яйцо.)
7. Физминутка
Раз – подняться, подтянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
8. Грамматические карточки
Детям раздаются карточки, на которых написаны однокоренные слова двух групп (свет, цвет). Логопед показывает первую карточку-корень. Дети должны по очереди выкладывать карточки с однокоренными словами, называя слово и объясняя его значение. Когда заканчиваются карточки на этот корень, берётся второе слово-корень. Игра продолжается до последней карточки. Тот, у кого останется карточка, считается проигравшим.
СВЕТ – освещать, светлый, световой, засветить,
освещение, свеча, рассветает, просвещать.
ЦВЕТ – цветущий, цветник, расцветать, цветочный,
цветной, отцветать, цветок, цветастый.
9. Игра «Добавь нужный слог»
Детям предлагаются две таблицы. Нужно составить слово, правильно подобрав слог. Записать получившиеся слова.
(Лицо, колесо, яйцо, просо, кольцо; село, цена, целый, серебро, серый, сено, цепи)
В конце работы проводится проверка. Дети по цепочке читают записанные ими слова и по ходу чтения показывают карточку с нужным слогом (СО или ЦО, СЕ или ЦЕ).
10. Пальчиковая гимнастика «Игра на музыкальных инструментах»
Дети, сидя за партами, напевают мотив знакомой песни с помощью слогов (например, са-са-са-са…). При этом пальцами имитируют игру на музыкальных инструментах (фортепиано, дудочка, барабан, гармошка и другие).
11. Игра «Составь предложение»
Каждому ребёнку даются две карточки с картинками. Они составляют по ним одно предложение, называют его и записывают в тетрадях.
Картинки:
ОСЫ – ЦВЕТЫ ЯЙЦО – ПТЕНЦЫ
СУМКА – ОГУРЦЫ СОВА – ЦАПЛЯ
КУРИЦА – ЦЫПЛЁНОК КОЛЬЦО – БУСЫ
12. Итог
– О каких звуках мы говорили на занятии?
– Что вы можете сказать о них?
– Что вам больше всего понравилось?