Коррекционно-образовательные цели урока:
- Упражнять в правильном произношении звука “Ш” в слогах, словах и предложениях.
- Закреплять умения пользоваться моделями при анализе характеристики звуков.
- Уточнять и расширять словарь через формирование семантического поля слова “МЫШЬ”
- Развивать функцию словоизменения.
Коррекционно-развивающие цели урока:
Развивать артикуляционную моторику, длительный речевой выдох, фонематическое восприятие, память, внимание, самоконтроль.
Коррекционно-воспитательная цель урока:
Воспитывать интерес к учебной деятельности, усидчивость, аккуратность в работе.
Оборудование: зеркало, карточки для анализа артикуляции и характеристики звука, модели звуков и образ буквы “Ш”, картинки на звук “Ш”, изображение: мыши, игрушка Мышонок, фишки.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Послушайте загадку:
– Маленькая крошка, боится кошки, в норке живет, туда все несет.
– Кто это?
– Мышь.
Выставляется картинка – “МЫШЬ”
– Каким звуком заканчивается это слово?
– Звуком “Ш”
– Сегодня мы будем работать над правильным произношением этого звука.
А чтобы правильно говорить этот звук, должны хорошо работать губы, язык и челюсти.
2. Логопедическая зарядка
.артикуляционные упражнения:
“Блинчик, Чашечка, Индюк, Катушка”
развитие подвижности нижней челюсти
– как мышка жует твердую корочку? Напряженные и расслабленные жевательные движения
– как мышка жует мягкий сыр?
Работа над речевым выдохом
– давайте на выдохе скажем:
Ах, вкусный сыр…
Ах, вкусный душистый сыр…
3
. Анализ акустико-артикуляционного образа звука “Ш” (опора на таблицу).Произнесение изолированного звука “Ш” с подключением орального, тактильного, зрительного и акустического контроля
Характеристика звука “Ш” и соотнесение его с буквой “Ша”
Звук согласный , глухой, твердый (Почему вы так считаете?)
4. Автоматизация звука “Ш” в слогах (слоговые дорожки).
– Помогите мышке добежать до норки
Картинка с мышонком , бежащим по дорожке к норке А, О, У, И и обратно.
Ребята произносят хором слоговые ряды: Ш----А, Ш----О, Ш---У, Ш---И
А—Ш, О—Ш, У—Ш, И—Ш,
5. Автоматизация звука “Ш” в словах и словосочетаниях.
На ковре лежат картинки, логопед предлагает ребятам выбрать , только те в которых есть звук “Ш” и назвать их (кошка, мышка, пышка, шкаф, мышеловка, шкурка)-картинки выставляются на мольберте.
Подбор однокоренных слов.
– Послушайте слова и положите столько фишек, сколько раз вы услышите слово “МЫШЬ”
Мышь, Мышка, Мышонок, Мышеловка, Мышковать, Мышиная.
Сколько фишек вы положили? (6)
Логопед просит детей повторить слова и объяснить значение слов:
мышеловка (западня для мышки), мышковать (охотиться на мышку).
Подберите слово-определение к нашим словам
– Мышь какая? – большая, пушистая
– Мышонок какой? – крошечный, шаловливый
– Мышеловка какая? – шумная, большая
– Шерстка какая? – мышиная, пушистая
6. Развитие функции словоизменения
.– Мышка-раз, мышка – два, будем мы считать слова. Изменим наши слова, отвечая на вопрос – Сколько?
Логопед выставляет цифры: 1, 2, 6 и предлагает каждому ребенку посчитать словосочетание
Одна большая пушистая мышь, две большие пушистые мыши, шесть больших пушистых мышей.
Один крошечный шустрый мышонок, и т.д.
Одна большая шумная мышеловка, и т.д
– Шу-Шу-Шу – продолжаем мы игру
Закончите предложение, используя слово МЫШКА.
Под шкафом шуршит МЫШКА.
Чуткие ушки у МЫШКИ.
Пушистая кошка подкралась к МЫШКЕ.
Не поймать кошке МЫШКУ
Мы наблюдаем за МЫШКОЙ.
7
. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.Ребята, посмотрите, у меня в руках волшебная палочка и я превращаю вас в поэтов. Давайте вместе попробуем с вами сочинить стихотворение.
Я начну, а вы продолжайте:
Ошка-ошка – села кошка у окошка.
Ышка-ышка – побежала в норку мышка.
Ша–ша–ша – поймай-ка, кошечка, мыша
Ошки– ошки – мышка любит крошки
Ша – ша – ша – игра наша хороша! Составьте предложение правильно.
Кошка боится мышки. – Мышка боится кошки.
Пышка ест мышку. – Мышка ест пышку.
Шкаф сидит под мышкой. – Мышка сидит под шкафом.
Бумажка шуршит мышкой. – Мышка шуршит бумажкой.
Корка тянет мышку в норку. – Мышка тянет корку в норку.
8. Анализ предложения.
Шустрая мышка боится пушистой кошки.
Сколько слов в предложении? (5)
Назовите первое слово в предложении. (Второе, третье, пятое)
В каких словах встречается звук “Ш”
9. Заучивание стихотворения.
У мышонка глазки – пуговки-фонарик,
У мышонка носик – кругленький как шарик.
Глазки зорко видят, ушки чутко слышат.
Мышку не пугайся, она не обидит.
Разбор стихотворения:
На что похожи глазки у мышонка?
С чем сравнивается носик мышонка?
Как видят глазки у мышонка?
Как слышат ушки?
Мышка добрая? Она не обидит?
Еще раз читается стихотворение вместе с детьми.
10. Итог занятия.
С каким звуком мы сегодня работали?
Какие новые слова вы узнали?
Домашнее задание:
выучить стихотворение о мышонке, и нарисовать его.
Рассказы детей. Подготовительная к школе группа.
“Знаете, о какой игрушке я мечтаю?”
- Илья Д.
- Илья Г.
- Алина Б.
Я хочу красивую куклу-малыша, которую можно заворачивать, менять тряпочки, памперсы. Эта кукла плачет, писает, пьет водичку, поет всякие песенки.
Я буду ее в колясочке катать. - Ваня Ф.
Я хочу на Новый год вертолет на пульте управления, он будет летать, и все будут кричать, я прицеплю к его ногам что-нибудь, и он будет звенеть, все будут смеяться.
Скоро Новый год, и я мечтаю, чтобы у меня была игрушечная собачка, которая выполняет разные команды. Стучишь, и она поднимается на ножки, а потом стукнешь, и она лает и прыгает. Я очень, очень хочу, чтобы у меня была такая собачка!
Моя любимая игрушка робот Валли, только мама не может ее купить, она нигде не продается, а мне так хочется. У меня есть игра на компьютере и мультфильм, а вот игрушки нет. А у меня даже подушка есть такая с Валли.
- Маша Т.
- Лена Г.
- Максим М.
А я не хочу игрушку, я мечтаю о самокате, я его очень сильно хочу. И тогда я бы на нем гонял у нас во дворе вместе с моим другом. У Ромы есть, а у меня нет.
Знаете , я мечтаю о кукле Барби, она красивая, у нее есть друг, у них много разной одежды, всяких предметов. Я бы с ними ходила на улицу, играла бы с подружками и со мной тоже бы играли другие девочки.
Я мечтаю о Рапонци, это такая кукла, ей можно делать разные прически. У нее есть дружок – Хамелеон, когда ему грустно он меняет цвет и становится красным, а если все хорошо и ему весело он разноцветный.
Детский сад, в котором я работаю, посещают дети с микобактерией туберкулеза. 30% наших детей с неблагополучных неполных семей, дети проблемных асоциальных родителей. У многих детей вообще нет родителей, потому, что они умерли или от туберкулеза или от наркотиков. Желание ребенка ребенка об игрушке, которой он мечтает, для многих просто несбыточна. Я считаю выбранную тему актуальной, потому что на пороге Новый год, а для ребенка этот праздник связан с подарками и исполнением его маленькой мечты.
Вместе с воспитателями мы провели среди детей опрос и предложили детям закончить фразу: “А знаете, о какой игрушке я мечтаю …”.
Ответы детей мы оформили письменно и предложили родителям, преследуя несколько целей:
Обратить внимание родителей, на то, что ребенок с нетерпением ждет праздник и конечно исполнения желания, нежности, любви.
Показать родителям, насколько, последовательно связно и логично ребенок может выразить свою мысль.
Показать детям, как выглядит письменно их рассказ с мечтой об игрушке.
Во время проведения этого заняния, я постаралась, чтобы у детей было хорошее настроение.