Цель: Активизировать речевую деятельность детей, через художественно-эстетическое воспитание.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнить и расширить представления детей о телепередачи «Спокойной ночи, малыши». Закрепить героев этой телепередачи. Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие:
- Продолжать знакомить со свойствами пластилина мягкий, способен принимать заданную ему форму (шар, круг, треугольник). Закрепить приёмы лепки – раскатывание, сплющивание, сглаживание.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формирование положительной установки детей на участие в занятии.
- Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при просмотре телепередачи «Спокойной ночи, малыши».
Методы и приёмы:
- Словесный – беседа – диалог, д/у «Отгадайка»; сюрпризный момент: в гости к детям приходит герой телепередачи «Спокойной ночи, малыши» – Хрюша; Использование худ. слова: «Весёлые стихи для лепки»;
- Наглядный – используемая литература: И.А. Лыкова «Лепим сказку», Г.Н. Давыдова «Пластилинография. Анималистическая живопись»;
- Практический – физ. минутка «Поросятки», разминка для рук;
- Игровой.
Материал и оборудование: Костюм Хрюши, пластилин розового цвета, доски для лепки, стеки, тренажёр «весёлый мячик» – для разминки пальцев перед началом работы, картон яркого цвета 1/2, бумажная салфетка, тканевая салфетка (на каждого ребёнка).
Предшествующая работа:
Просмотр фрагмента телепередачи «Спокойной ночи, малыши», беседа о героях передачи «Спокойной ночи, малыши». Разучивание логоритмической физминутки «Поросятки», беседа о домашних животных.
Рассматривание книги «Хрюша любовь моя». Рассматривание иллюстраций. Знакомство с приёмом лепки пластинография. Работу выполняли «Котик». Изготовление детьми из картона рамочек для фотографий. Разучивание подвижных игр малой подвижности о домашних животных, их повадках.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Учитель-логопед: Здравствуйте! Ребята, а вы любите смотреть детские телепередачи?
Ответы детей.
– Хотя сейчас и утро, но мы с вами очутимся в этой детской телепередаче. Попробуйте отгадать в какую детскую телепередачу, мы сейчас с вами попадём.
Фрагмент «Спокойной ночи, малыши».
– А кого мы встретили в этой телепередаче.
Ответы детей.
– Какие вы молодцы! К нам сегодня придёт в гости, герой из этой телепередачи. Отгадав эту загадку, вы узнаете, кто это будет.
Чок-Чок, пятачок,
Сзади розовый крючок,
Посреди бочонок,
Голос тонок, звонок.
В луже я лежать люблю,
И похрюкивать: «Хрю-Хрю!»
Дети. Это свинья (поросёнок).
– Правильно. Входит Хрюша.
С Филей и Степашкой очень я дружу,
И с Каркушей также потрещать люблю,
А зовусь Я (Хрюшей) милые друзья,
Так встречайте гостя
Здравствуйте, а вот и я!
– Ребята, наш гость приехал посмотреть, чем мы занимаемся.
II. Специальная артикуляционная гимнастика. Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к произношению свистящих звуков.
-
«Улыбочка»
-
«Лопаточка»
Язычок наш, как лопатка:
Закруглённый, плоский, гладкий. -
«Иголочка»
Язычок наш, как иголка,
Отойди, уколет колко! -
«Горка»
Выше, горка, поднимись,
Мы помчимся с горки вниз! -
«Колесо»
Покатилось колесо,
Отвалилось, вот и всё.
Колесо, вернись назад!
Пожалей мой самокат.
Во что играем, и он очень хочет найти друзей. Но с дороги он устал, да и мы засиделись. Давайте покажем нашему гостю, как мы умеем снимать усталость и поднимать настроение.
III. Физкультминутка «Поросятки».
Звучит спокойная музыка.
Лентяи-поросятки (округлить руки вдоль туловища)
Не делают зарядки.
И стали неуклюжи (раскачиваются из стороны)
Не вылезти из лужи (в сторону)
Никак, никак, никак.
А наши-то ребятки (руки поднять вверх, к плечам)
Все делают зарядку (пальцы сжаты в кулачки)
И делают как нужно (руки в сторону, пальцы разжать)
Вот так, вот так! (Руки к плечам)
Шагают в ногу дружно (ходьба на месте)
Вот так, вот так!
– Ребята, Хрюша мне по секрету сказал, что очень хотел бы иметь свой портрет. А давайте, по поводу нашего знакомства, нарисуем портрет Хрюши и подарим ему? (ответы детей). Для того, чтобы начать эту работу, нам надо размять пальчики.
У меня есть волшебные мячики, которые разогреют наши пальчики (раздать тренажёры).
IV. Разминка для рук.
Жили-были поросятки (мяч сжимать в руках)
На полянке у реки.
Рано утром просыпались (круговые движения)
Умывали пятачки (около носа, пальцами)
Мыли ушки и копытца. (Переминая мяч)
Ох, и тёплая водица!
– Ну вот, мы разогрели наши ладошки и пальчики, отложили мячики.
V. Лепка.
Воспитатель: Свои фотографии мы вставим вот в такие красивые рамочки.
А рисовать мы будем не красками, а пластилином. Кусочек пластилина стекой разделим пополам. Один кусочек отложим, а другой возьмём в руки.
Кусочек пластилина на ладошку положи,
И ладошкою прикрыли.
В ручках пластилин крутился,
В шарик быстро превратился.
Затем шарик прижмём руками, и получится туловище Хрюши, а затем мы приложим его к рамочке.
Приложили и прижали,
Ручки наши не устали.
Скатаем два шарика – горошины, из чёрного цвета, то будут глазки.
Глазки сделаем легко,
Наши ручки могут всё.
Оставшийся кусочек пластилина разделим ещё раз пополам.
Один кусочек мы оставим, а из другого нужно скатать короткую толстую колбаску.
Толстую, колбаску раскатаем мы сейчас,
Вперёд-назад ладошки движутся у нас.
Стекой отделим небольшой кусочек для пяточка, а оставшуюся колбаску разделим пополам. Это получатся ножки, стекой сделаем надрезы – получатся копытца и приложим их к туловищу.
Сейчас на клеёночке у нас два кусочка пластилина.
От большого куска отщипнули кусочек,
и сделали Хрюшке хвостик-крючочек.
Скатаем тонкую колбаску, закрутим и прикрепим сбоку.
У нашего поросёнка не хватает ушек.
Шарик быстро мы скатаем.
Вместе в блинчик превращаем,
Чтобы ушки получить,
надо стеком разделить.
Делим круг на четыре части, берём два треугольника и прикрепляем к основе.
Чего не хватает? Пятачка.
Скатаем маленький шарик, приплюснем, и приложим к туловищу.
Снова шарик мы скатаем,
И в ладошках прижимаем.
Получился чок-да-чок
Аккуратный пятачок.
Вот портрет готов.
Салфетками вытираем руки.
VI. Танец.
Учитель-логопед: А ещё Хрюша, мы для тебя приготовили танец.
Исполняется танец «Поросятки»
Раз, два, три, повернись:
«В поросяток превратись!».
VII. Рефлексия.
Пройдём сядем и вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.
Ответы детей.
Хрюша в благодарность дарит детям шоколадные яйца из серии «Спокойной ночи, малыши».