Речь – одно из важнейших свойств человека, основное средство общения между людьми и главное орудие мышления. Она объединяет и мысли, и чувства, и опыт, и традиции, способствует формированию таких важнейших свойств человека, как самосознание и саморазвитие. Маленький ребенок, осваивая человеческую речь, одновременно приобщается к тем неисчерпаемым сокровищам знаний, которые были накоплены всей историей общественного развития.
Речевая функциональная система всегда достаточно уязвима. В дошкольном возрасте она наиболее чувствительна к воздействию патогенетических факторов (раннего периода развития, органических, функциональных и социальных). Сверхчувствительность и ранимость речевой функции приводит к разнообразным речевым нарушениям. Как показывает практика, наиболее распространенным нарушением в дошкольном возрасте является общее недоразвитие речи различного патогенеза.
Изучению особенностей речи у дошкольников с общим недоразвитием речи придается большое значение. На протяжении последних десятилетий данную проблему изучали такие исследователи как Т.Б. Филичева [2], А.М. Шахнарович [4], Н.С. Жукова [2], Е.М. Мастюкова [2], Т.В. Туманова [3] и многие др.
Для речевого развития детей с общим недоразвитием речи характерна несформированность всех компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Что проявляется не только в ее несформированности, но и в нарушении оперирования элементами речи на практическом уровне. Это, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к более высокому, теоретическому уровню овладения речью, на котором ребенок осознает элементы структуры слова, предложения, закономерности их сочетания и оперирования ими. Одним из основных проявлений общего недоразвития речи является недоразвитие словообразования. Это недоразвитие наблюдается как в импрессивной речи, так и в экспрессивной, и может проявляться в различной степени: от единичных ошибок в понимании и употреблении грамматических форм, до глубокого нарушения процесса словообразования. У детей данной категории недостаточно развита способность различать значения, которые заключены в лексико-грамматических формах родного языка. Дети не видят разницы между словами (например, слон и слоник – эти слова отличаются по смыслу благодаря уменьшительно-ласкательному суффиксу -ик). Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием ведет к обеднению словарного запаса, трудностям в работе над морфологическим составом слова и в овладении связной речью.
Учитывая большую степень распространенности такого нарушения как общее недоразвитие речи и тот факт, что от степени овладения словообразовательными умениями и навыками детьми в дошкольном возрасте во многом зависит успешность развития их “языковой компетенции” и возможность усвоения знаний в этой области, следует считать проблему изучения особенностей словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи актуальной. Таким образом, нарушение словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи является одним из важных вопросов теории и практики логопедии.
Исходя из вышеперечисленных данных, можно сделать вывод, что в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи особое внимание нужно уделять работе по формированию словообразования.
В процессе коррекции нарушений словообразования следует учитывать: онтогенетический принцип, поэтапность осуществляемой работы, концентричность наращивания материала, повторение пройденного материала, наличие более широкого пассивного словаря по сравнению с активным словарем, возраст ребенка, уровень сформированности лексико-грамматического строя речи.
Формированию словообразования способствуют игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, по развитию мелкой моторики, инсценировки и другие); упражнения в игровой форме и творческие задания, требующие применения полученных знаний в речевой деятельности; комментирование действий; художественная литература (ответы на поставленные вопросы, обсуждение прочитанного, пересказы), а также система методических приемов (образец речи взрослого, исправление ошибок в речи ребенка, прямая помощь в виде подсказки).
Проводя коррекционную работу в этом направлении современные авторы [1],[5]
рекомендуют придерживаться следующего содержания:
– учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-ик,
– ечк, -олк, -чик, -очк, -ок, -ичк, -ик, -к);
– учить образовывать названия детенышей животных (у кошки – кот-енок ,
у зайца – зайч-онок, у коровы – теленок);
– учить образовывать существительные с суффиксами – ниц, – инк (пудре-ниц-а,
пуш-инк-а);
– учить образовывать существительные с увеличительным значением (ручище);
– учить образовывать слова за счет словосложения (пар, варить –
пароварка);
– учить понимать значения слов с опорой на их словообразовательную структуру (волейболист
– спортсмен, который играет в волейбол);
– учить образовывать прилагательные от существительных (относительные пух
– пуховый, притяжательные грива льва – львиная);
– учить образовывать сравнительную форму прилагательных (сильнее);
– учить образовывать приставочные глаголы (гулять – перегулять,
выгулять, загулять);
– учить образовывать глаголы совершенного вида (писал – написал);
– учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец–
танцевать– танцовщик– танцовщица –танцующий).
Проведение своевременной коррекционной работы, направленной на овладение детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи словообразовательными закономерностями языка, будет способствовать предупреждению нарушений письменной речи у данной категории детей, более эффективному освоению программы по родному языку в школе.
Список литературы:
- “Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения” – СПб., 2001.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. “Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников” – Екатеринбург, 2004.
- Туманова Т.Б. “Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи” – Дефектология № 4, 2001.
- Шахнарович А.М. “Психолингвистический анализ семантики и грамматики” – М., 1990.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. “Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи” – Москва, 2010.