Логопедия
-
Конспект занятия во 2-й младшей группе "Гласные звуки [а], [у], [и], [ы]. Закрепление" 2013
Непосредственно организованная образовательная деятельность проводится во второй младшей диагностической группе для детей с системным недоразвитием речи во II полугодии. Игровое занятие способствует развитию фонематического восприятия и физического слуха, зрительного и слухового внимания, позволяет в игровой форме закреплять формирующиеся навыки выделения гласных звуков в слове и определении их места: в начале слов для гласных [а, у, и, о] и в конце слов для гласного [ы].
-
Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Дифференциация звуков [ш] - [ж]" 2013
Представлено занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на автоматизацию правильного произношения и дифференциацию звуков [ш] – [ж] в слогах, словах, фразах. На занятии происходит формирование навыков звукового и слогового анализа слов, совершенствование грамматического строя речи.
-
Логопедическое занятие-путешествие по формированию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе детей с ОНР с элементами моделирования по теме "Транспорт" 2013
Занятие проводится в форме игры-путешествия и является итоговым в тематической неделе. Широко используется связь с другими образовательными областями (ручной труд, музыка, рисование). Занятие насыщенно разнообразными приемами в упражнении над лексико-грамматическим материалом, а в составлении описательного рассказа используются схемы-модели.
-
Тема урока "Звуки и буквы Б-П. Их дифференциация" 2013
Подгрупповое логопедическое занятие проводится с использованием интерактивной доски, где используются задания для развития зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления, а также фонематического слуха, анализа и синтеза слов и предложений в игровой форме. Задания даются как индивидуальные, так и подгрупповые. Для выполнения заданий используется различный материал, представленный в презентации.
-
Сценарий открытого занятия на тему "Как важно быть вежливым" 2013
Урок направлен на закрепление умения составлять предложения и связывать их в текст. Одновременно показывается значимость вежливого и дружелюбного отношения в ситуации общения с любыми людьми, умение с пониманием относиться к людям с ограниченными возможностями здоровья, воспитание толерантности.
-
Конспект речевого праздника в подготовительной группе "Умницы и умники" 2013
Представлен итоговый речевой праздник в подготовительной группе «Умницы и умники». Игры формируют практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
-
Конспект занятия "Веселый язычок, ловкие пальчики, ушки на макушке" 2013
В ходе проведения урока у детей развивается подвижность и точные движения органов речевого аппарата. Развивается слуховое и зрительное внимание; мелкая моторика. Проводится обучение правильному дыханию.
-
Что мы знаем об интонации? 2013
В статье рассматривается вопрос о значении выразительной речи в жизни человека, а также содержит речевой материал по диагностике интонационной выразительности речи детей младшего школьного возраста. Статья адресована родителям, логопедам и учителям начальных классов.
-
Автоматизация звука [р] в словах и предложениях 2013
Занятие на закрепление правильного произношения звука [P]. Разнообразные игровые упражнения и задания с использованием наглядного материала позволяют ускорить автоматизацию звука, активизировать слуховое и зрительное восприятие, развить фонематические процессы, артикуляционную, мелкую и общую моторику, правильное речевое дыхание, произвольную память, внимание и мышление.
-
Телесно-ориентированные и когнитивные методы в системе работы при дизартрии 2013
Характеризуя детей с дизартрией, мы видим комплексное нарушение на всех трех уровнях функционирования головного мозга (по А.Р. Лурия). Учитель-логопед в коррекционно-развивающей работе должен применять методы воздействия на все иерархические ступени мозговой организации, начиная работу "снизу-вверх" (с энергетического уровня). Основой нейропсихологического подхода является "Метод замещающего онтогенеза", автор А.В. Семенович.
-
Формирование навыков развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у дошкольников с ОНР 2013
Работа по формированию связной речи ведется в двух направлениях: формирование речи ребенка с опорой на ранее данный готовый сюжет – работа над пересказом прочитанного и составлением рассказов по сюжетным картинкам и сериям последовательных картин; формирование речи ребенка без опоры на готовый сюжет. И в том и в другом случае используется один из основных дидактических приемов – переход от простого к сложному, от называния детьми отдельных предметных картинок до развернутого самостоятельного повествования.
-
Развитие фразовой речи у старших дошкольников с ОНФ (III уровень) 2013
Воспитатель должен уделять внимание формам работы, стимулирующим инициативу, речевую активность ребенка, способствовать снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом. Коррекционная работа по развитию фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня должна предполагать обучение верному использованию слов в различных грамматических формах, последовательному выражению мыслей. При усвоении типов фраз образцом для детей должна являться речь педагога.
-
Формирование навыков словоизменения имен прилагательных у младших школьников с использованием метода цветотерапии и логопедических рассказов 2013
Ошибки в согласовании прилагательных с существительными в роде встречаются часто в письменных работах учащихся, поэтому важно проводить логопедические занятия с младшими школьниками по данной теме. Целесообразно использовать на начальном этапе коррекции имена прилагательные, обозначающие цвета "зелёный" и "синий", так как учащимся легче на этом примере показать зависимость рода прилагательных от рода существительных, можно использовать метод цветотерапии.
-
Закрепление произношения звука [р]. Загадки 2013
Занятие направлено на закрепление правильного произношения звука «Р».
-
Логопедическое занятие для детей подготовительной группы "Времена года. Весна" 2013
Цель урока: помочь детям непроизвольно запомнить информацию о временах года, порядок их следования; закрепить названия весенних месяцев в чтении стихотвений, репродукциях пейзажей, фрагментах музыкальных произведений, рисунках; расширить представление детей о величине, богатстве, красоте русского языка, поэзии; совершенствовать навыки планирования речи, развивать умение рассуждать; развивать память.
-
Автоматизация звука Р в связной речи. Тема: "Путешествие со звуком Р в замок Дракона" 2013
Логопедическое занятие направлено на закрепление произношения звука “Р” в связной речи с учетом образовательных, коррекционных, воспитательных целей. Упражнения и задания с использованием наглядного материала помогут обучить детей навыкам выразительной речи, чтению стихов и составлению рассказов, а так же активизировать общую, мелкую моторику, развить артикуляционный аппарат, речевое дыхание и фонематическое восприятие.
-
Организация и содержание фронтальных коррекционных занятий с детьми речевых групп ДОУ 2013
В рекомендациях описываются требования к организации и содержанию коррекционных занятий. Коррекционный час – это обязательный, ежедневно выполняемый комплекс упражнений и заданий, предлагаемый учителем-логопедом согласно календарного и перспективного планирования. В работе содержится как теоретический аспект, так и практический – полный комплекс игр и упражнений для коррекционной работы воспитателей младшей логопедической группы ДОУ по лексической теме «Игрушки».
-
Сказкотерапия как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми имеющими речевые нарушения 2013
В настоящее время очень популярно использование сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Развитием связной речи детей в детском саду занимается не только логопед, но и воспитатели. Мы работаем в тесном контакте, дополняя друг друга. Логопед развивает речь детей в определенной последовательности. Воспитатель на своих занятиях и в повседневной жизни закрепляет речевые навыки детей, полученные на занятиях логопеда.
-
Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза во 2-м классе 2013
Занятие нацелено на закрепление навыков звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в слогах и словах. Дети учатся дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки и закрепляют знания о гласных и согласных звуках.
-
Тема "Зимующие птицы" в логопедических группах 2013
В разработке лексической темы в старшей и подготовительной логопедической группах для детей с диагнозом ОНР (3-й уровень) приведены примеры лексико-грамматических упражнений по разным возрастам, конспекты занятий по развитию речи с детьми-логопатами .
-
Моделирование в развитии связной речи детей 2013
Процесс развития логического мышления и связной речи формируется разнообразными средствами. Одним из них является – моделирование. Особенность данного метода в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, явлений при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям, позволяет запомнить последовательность событий, помогает уловить связи между персонажами, их отношениями.
-
Конспект НОД по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы по теме "Составление описательных рассказов о профессиях с опорой на план-схему 2013
Статья содержит конспект НОД в старшей логопедической группе как пример метода формирования связной речи у дошкольников 5–7-и лет с общим недоразвитием речи. При составлении рассказов-описаний рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; выделение и перечисление основных признаков предметов; обучение развернутому описанию предмета; закрепление полученных навыков.
-
Занятие в старшей логопедической группе "Овощи, фрукты" 2013
В ходе занятия у детей закрепляются знания об овощах и фруктах: где растут, как их убирают, как употребляют в пищу. Дети упражняются в употреблении глаголов действия; глаголов, связанных с уборкой урожая, способами обработки и приготовления овощей и фруктов. Развивается слуховое внимание. Закрепляется умение согласовывать существительные с прилагательными, дети учатся составлять описательные рассказы.
-
Групповое логопедическое занятие по теме "Звуки [л], [л'] и буква Л" 2013
Занятие направлено на развитие умения успешно соотносить звук с символом и буквой, формирование навыков слогового анализа, фонематического анализа и синтеза, развитие фонематического слуха, внимания, памяти, обогащению словарного запаса, развитие грамматического строя речи и связной речи.
-
Проект работы с детьми группы ОНР: "Дышим правильно – развиваем речь – болеем мало" 2013
Проект рассчитан на весь период пребывания детей в логопедической группе. Группа набирается сроком на два-три года. Цель проекта: обучить детей доступными средствами через игру, игровые упражнения, тренажер БОС механизму правильного речевого дыхания.
-
Программа логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий для дошкольников с общим недоразвитием речи 2013
Программа составлена с учетом опыта автора и примерами конкретных занятий.
-
Индивидуально-подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука [л] в старшей группе 2013
Занятие реализует комплексно-игровой метод коррекции речевых нарушений, коррекционное развитие, обучение и воспитание. Единый сюжет, логика, взаимосвязь этапов поддерживает интерес и внимание детей. Виды деятельности разнообразны, каждый этап преследует ряд задач. Содержит комплекс приемов и методов для развития всех видов моторики, речевого дыхания, голоса, фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, навыков словоизменения, расширения и активизации словаря, развития связной речи.
-
Твердые и мягкие согласные перед гласными Ы–И 2013
Цель занятия: уточнить артикуляцию звуков "ы-и"; закрепить связь звука и буквы; формировать умения выбирать нужную гласную букву, определять твердость или мягкость впереди стоящей согласной; формировать навыки чтения и письма слогов, слов с буквами "ы-и" в позиции после согласного; развитие навыка фонематического анализа и синтеза слов с гласными "ы-и"; уточнение и расширение словаря по темам «Профессии», «Животные».
-
Логопедическое занятие в подготовительной группе "Сравнение предметов по нескольким признакам" 2013
Занятие в подготовительной группе направлено на развитие слухового внимания, чувства ритма, фонематического слуха; развитие умения составлять сложноподчиненные предложения; закрепление умения сравнивать предметы по нескольким признакам; закрепление умения объединять предметы на основе вычленения одного классификационного признака.
-
Логопедическое занятие в средней группе "Кто живет в деревне" 2013
На занятии работа по расширению словарного запаса детей построена на использовании лексического материала по теме «Домашние животные и птицы». Используются различные игровые упражнения, направленные на: развитие фонематического слуха; закрепление образования уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласования существительных со словами «мой», «моя», «мои», «один», «одна»; словообразования названий детенышей домашних животных и птиц; изменение существительных по падежам.