Цели:
- Развивать фонематический слух.
- Закрепить навык правильного произношения и различения звуков [ш] – [ж] в слогах, словах, фразах.
- Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов.
- Учить определять количество слов в предложении, их последовательность.
- Совершенствовать навыки образования формы родительного падежа существительных.
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: картинки с изображениями жука и змеи; картинки на звук [ш]: шкаф, шапка, мешок, дедушка, карандаш, ландыш; картинки на звук [ж]: жук, жаба, лыжи, художник, пижама, жёлуди; картинки для игр «Кто лишний?», «Что больше?»; сундучки (для звукового анализа слов); цифры 1, 2, 3 (для слогового анализа); карандаши, буквы Ш, Ж.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед показывает картинки с изображениями жука и змеи.
– Какой звук издаёт жук? (ж-ж-ж)
– Какой звук издаёт змея? (ш-ш-ш)
2. Сообщение темы занятия
– Сегодня на занятии мы будем сравнивать 2 звука – [ш] и [ж].
3. Сравнение звуков по артикуляции и по характеристикам
– Чем звуки [ш] и[ж] похожи? Чем отличаются?
– Звуки [ш] и[ж] – согласные, всегда
твёрдые. Звук [ш] – глухой, звук [ж] – звонкий.
При произнесении звука [ж] работают голосовые
связки, а при произнесении звука [ш] – нет.
4. Дифференциация звуков [ш]-[ж] в слогах. Развитие фонематического слуха
– Когда услышите звук [ш], изобразите рукой змею, а когда услышите звук [ж], изобразите руками жука:
а) Ж, ш, ш, ж, ж, ш, ш, ж, ш, ш, ж, ж, ш, ш;
б) Ша, жа, жу, шу, ши, жи, жа, жо, шу…
5. Речевая зарядка
Повтори за мной цепочку слогов: ша-ша-жа, жа-ша-ша, ша-жа-ша, жа-ша-жа …
6. Дифференциация звуков в словах. Развитие фонематического слуха
– Вспомните, на кого похожа буква Ж? (На жука). А буква Ш? (На расчёску). Садитесь за столы, возьмите карандаш и листок. Я буду говорить слова. Если в слове есть звук [ш] – напишите букву Ш, если звук [ж], то букву Ж.
Жираф, шуба, шлем, ёжик, кошка, клавиши, этажи, жеребёнок, Маша, Женя.
– На слух определите, какое слово лишнее и почему.
Машина, ежевика, кожура, крыжовник.
Камыши, пирожок, школьник, уши.
Шляпа, шуба, кошка, ёжик.
7. Развитие звукового анализа. Определение позиции звука в слове
– У вас по 2 картинки. Поднимите и назовите ту картинку, в названии которой есть звук [ш]. Определите место звука в слове и положите картинку в нужный сундучок.
8. Развитие слогового анализа. Определение количества слогов в слове
– Назовите картинки, которые остались. Какой звук слышится в каждом слове? (Ж). Сосчитайте, сколько слогов в вашем слове, поместите картинку под нужную цифру.
9. Физминутка
На лужайке, на ромашке
Жук сидел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
10. Дифференциация звуков [ш]-[ж] в словах. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Д/и «Кто лишний?»
– Перед вами домики. Какая буква написана на крыше каждого домика? Расскажите, кто живёт в этих домиках. Назовите того, кто попал не в свой домик.
1 домик (Ш) – кукуШка, лягуШка, коШка, Жук.
2 домик (Ж) – уЖи, еЖи, Жираф, мыШка.
3 домик (Ш) – Шмель, лоШадь, коШка, Журавль.
11. Дифференциация звуков [ш]-[ж] в предложении. Анализ предложения. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Д/и «Что больше?»
– На картинках предметы одинакового размера, а на самом деле это не так. Скажите, кто на самом деле больше.
Дети составляют предложения. Например: Журавль больше кукушки. Лягушка больше жука. Жираф больше кошки. И т.п.
– Назови первое (второе, третье) слово в предложении. Какой звук [ш ] или [ж] слышится в этом слове?
12. Итог. Оценка работы детей
– Какие звуки мы сегодня учились различать? Чем они похожи? Чем отличаются?
Литература: Баскакина И.В., Лынская М.И. Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков Ш и Ж. – М.: Айрис-пресс, 2009.