Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Дифференциация звуков [ш] - [ж]"

Разделы: Логопедия


Цели:

  • Развивать фонематический слух.
  •  Закрепить навык правильного произношения и различения звуков [ш] –  [ж] в слогах, словах, фразах.
  • Совершенствовать  навыки звукового и слогового анализа слов.
  • Учить определять количество слов в предложении, их последовательность.
  • Совершенствовать навыки образования формы родительного падежа существительных.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: картинки с изображениями жука и змеи; картинки на звук [ш]: шкаф, шапка, мешок, дедушка, карандаш, ландыш; картинки на звук [ж]: жук, жаба, лыжи, художник, пижама, жёлуди; картинки для игр «Кто лишний?», «Что больше?»;  сундучки (для звукового анализа слов); цифры 1, 2, 3 (для слогового анализа); карандаши, буквы Ш, Ж.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Логопед показывает картинки с изображениями жука и змеи.

– Какой звук издаёт жук? (ж-ж-ж)
– Какой звук издаёт змея? (ш-ш-ш)

2. Сообщение темы занятия

– Сегодня на занятии мы будем сравнивать 2 звука –  [ш] и [ж].  

3. Сравнение звуков по артикуляции и по характеристикам

– Чем звуки [ш] и[ж] похожи? Чем отличаются?
– Звуки  [ш] и[ж]  – согласные, всегда твёрдые. Звук [ш] – глухой, звук  [ж] – звонкий. При произнесении звука [ж] работают голосовые связки, а при произнесении звука [ш] – нет.

4. Дифференциация звуков [ш]-[ж] в слогах. Развитие фонематического слуха

–  Когда услышите звук [ш], изобразите рукой змею, а когда услышите звук [ж], изобразите руками жука:

а) Ж, ш, ш, ж, ж, ш, ш, ж, ш, ш, ж, ж, ш, ш;
б) Ша, жа, жу, шу, ши, жи, жа, жо, шу…

5. Речевая зарядка

Повтори за мной цепочку слогов: ша-ша-жа, жа-ша-ша, ша-жа-ша, жа-ша-жа …

6.  Дифференциация звуков в словах. Развитие фонематического слуха

– Вспомните, на кого похожа буква Ж? (На жука). А буква Ш? (На расчёску). Садитесь за столы, возьмите карандаш и листок. Я буду говорить слова. Если в слове есть звук [ш] – напишите букву Ш, если звук  [ж], то букву Ж.

Жираф, шуба, шлем, ёжик, кошка, клавиши, этажи, жеребёнок, Маша, Женя.

– На слух определите, какое слово лишнее и почему.

Машина, ежевика, кожура, крыжовник.
 Камыши, пирожок, школьник, уши.
 Шляпа, шуба, кошка, ёжик.

7. Развитие звукового анализа. Определение позиции звука в слове

– У вас по 2 картинки. Поднимите и назовите  ту картинку, в названии которой есть звук [ш].  Определите место звука в слове и положите картинку в нужный сундучок.

8. Развитие слогового анализа. Определение количества слогов в слове

– Назовите картинки, которые остались. Какой звук слышится в каждом слове? (Ж). Сосчитайте, сколько слогов в вашем слове, поместите картинку под нужную цифру.

9. Физминутка

На лужайке, на ромашке
Жук сидел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу,  жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.

10. Дифференциация звуков [ш]-[ж] в словах. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Д/и  «Кто лишний?»

– Перед вами домики.  Какая буква написана на крыше каждого домика? Расскажите, кто живёт  в этих домиках. Назовите  того, кто попал не в свой домик.

1 домик (Ш) – кукуШка, лягуШка, коШка, Жук.
2 домик (Ж) – уЖи, еЖи, Жираф, мыШка.
3 домик (Ш) – Шмель, лоШадь, коШка,  Журавль.

11. Дифференциация звуков [ш]-[ж] в предложении. Анализ предложения.  Развитие зрительного внимания, логического мышления. Д/и  «Что больше?»

– На картинках предметы одинакового размера, а на самом деле это не так. Скажите, кто на самом деле больше.

Дети составляют предложения. Например: Журавль больше кукушки. Лягушка больше жука. Жираф больше кошки. И т.п.

– Назови первое (второе, третье) слово в предложении. Какой звук [ш ] или [ж] слышится в этом слове?

12. Итог. Оценка работы детей

– Какие звуки мы сегодня учились различать? Чем они похожи? Чем отличаются?

Литература: Баскакина И.В., Лынская М.И. Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков Ш и Ж. – М.: Айрис-пресс, 2009.