Автоматизация звука Р в связной речи. Тема: "Путешествие со звуком Р в замок Дракона"

Разделы: Логопедия


Образовательные цели:

  1. Закрепить понятие "звук", "слово", "предложение".
  2. Закрепить слуховой и моторный образ звука Р.
  3. Учить навыкам звукового анализа и синтеза при составлении схемы слова.
  4. Учить составлять предложения с данными словами.
  5. Учить анализировать предложение, используя графическую схему.
  6. Обучать связной речи при составлении рассказа о дружбе.
  7. Познакомить детей с буквой Р.

Коррекционные:

  1. Развивать артикуляционный аппарат при выполнении специальных упражнений.
  2. Развивать общую моторику и моторику мелких мышц пальцев рук.
  3. Развивать мимические мышцы с помощью массажа лица.
  4. Развивать речевое дыхание.
  5. Развивать кинестетические ощущения.
  6. Развивать силу и высоту голоса при повторении слоговых цепочек.
  7. Развивать фонематический слух с помощью упражнения "Хлопни в ладоши, если услышишь звук Р".
  8. Обогащать словарный запас при подборе антонимов к существительным.
  9. Развивать навыки выразительной речи при чтении стихов наизусть.

Воспитательные: Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Оборудование: Сказочный лес (горы, березы, ели, озеро, камыши, птицы, утки), картина замок Дракона, мягкие игрушки (Дракон, Крокодил Гена, Буратино, Петрушка, тигр), мяч, снежинки, предметные картинки, синий гномик – звук Р, звуковые замки, символы звуков, схема слова, схема предложения, мозаика, индивидуальные зеркала.

Ход занятия

I. Организационный момент. Релаксация.

– Какое сейчас время года? (Зима).

– На улице холодно. Покажите, как вы замерзли, когда вышли на улицу (тело напряжено).

– А потом вы зашли в помещение и отогрелись (тело расслаблено).

Психогимнастика.

Все леса посеребрились и ребята удивились (удивление).
Это белые наряды примерять деревья рады (радость).
И все же...
В небе солнышка не видно,
Стало нам чуть-чуть обидно (огорчение)
И напрасно...
Пусть улыбки ваши дети, словно лучики всем светят,
Как прекрасно! (радость).

II. Массаж лица.

Смотрят дети из окна:
По дорожке ледяной,
В гости к нам пришла зима
В белой шубке меховой (поглаживающие движения).

На ветвях раскинул иней
Добрый Дедушка Мороз,
Он сегодня очень сильный
Щиплет щеки, лоб и нос (пощипывающие движения).

За снежинками, снежинки,
Тихо кружатся, летят,
Укрывает все тропинки
Покрывалом снегопад (постукивающие движения).

Смотрят дети из окна
По дорожке ледяной,
В гости к нам пришла зима,
В белой шубке меховой (поглаживающие движения).

III. Артикуляционная гимнастика.

На гармошке я играю,
Шире ротик открываю,
К потолку язык прижму
Ниже челюсть отведу (Гармошка).

Во рту стоит грибок на ножке (Грибок).

Надо время показать,
Будем в часики играть (Часики).

К полету приготовиться!
Моторы завести!
И всем ребятам весело
Д-д-д произнести (Молоточки).

IV. Развитие дыхания.

"Сдуй снежинку с ладошки".

V. Развитие мелких мышц пальцев рук.

Ветер ветками играет,
Землю снегом засыпает,
Сыплет снежная пороша
Прямо в детские ладоши.

VI. Сообщение темы.

– Сегодня, ребята мы отправимся в сказку. В некотором царстве, высоко в горах, живет звук Р.

Он пришел, к нам в детский сад за помощью. Оказывается, Дракон захватил в плен его друзей. Мы пойдем к Дракону и освободим пленников, и при этом будем правильно произносить звук Р.

VII. Характеристика звука Р по артикуляционным и акустическим признакам.

Произношение звука хором и индивидуально.

  • Какое положение занимают губы? (улыбаются).
  • Зубы? (разомкнуты).
  • Язык? (находится вверху).
  • Струя воздуха? (прерывистая).

Дайте характеристику звука Р (согласный, твердый, звонкий, живет в синем домике, обозначается синим квадратиком с колокольчиком).

VIII. Развитие фонематического слуха.

– Мы отправляемся в путь. А пойдем мы так. Я буду называть звуки, а вы если услышите звук Р делайте шаг вперед (м-н-р-с-т-в-р-п-р).

IX. Произношение звука Р в слогах.

– Перед нами гора. Чтобы пройти через нее, надо произнести заклинание:

Ра-ро-ру (шепотом),
Ара– оро-уру (громче),
Тра-тро-тру (громко).

Гора расступилась. А за ней ворота с охраной.

X. Произношение звука Р в словах, Антонимы. Звуковой анализ слова.

– Чтобы охрана пропустила нас через ворота, надо сказать особые слова. Я буду называть слова, которые обозначают плохие качества людей, а выбудете называть хорошие противоположные слова. Игра с мячом:

Зло – добро
Лень – трудолюбие
Трусость – храбрость
Грусть – радость
Глупость – мудрость
Неряшливость – аккуратность.

– Ура! Ворота открылись, а за воротами какой-то зверь. Кто это? (Тигр).

– Тигр нас пропустит, если мы составим схемы слов: тигр, гора, ворота.

– Молодцы! Тигр нас пропустил. Ой, смотрите какие на дереве снежинки. На них изображены предметы одинаковой величины. Расположите картинки в порядке возрастания: от маленького к большому, как в жизни, и наоборот от самого большого к маленькому. Игра "Определить место звука в слове".

XI. Развитие общей моторики. Физминутка.

Танец снежинок.

XII. Отгадывание загадок. Деление слов на слоги.

– Ребята, слышите, кто-то плачет. Наверно это друзья звука Р.

– Смотрите, знак, а на нем надпись:

"Направо пойдешь – к Дракону попадешь.
Налево пойдешь – с горы упадешь".

Пойдем направо.

Картина замка Дракона.

– Я загадаю загадки, а вы скажите, кто в плену у Дракона:

По реке плывет бревно
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит... (крокодил).

Маленький, ушастенький,
Живет, не тужит,
С крокодилом Геной дружит....(Чебурашка).

У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик, золотой? (Буратино).


Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке,
Он веселая игрушка
А зовут его ...(Петрушка).

Деление слов на слоги.

XIII. Произношение звука Р в предложениях и связной речи.

– Ребята, чтобы Дракон отпустил наших сказочных героев надо составить о нем предложения, с добрыми, ласковыми словами. Я даю вам слова, а вы составьте предложения:

Дракончик – мороженое (Дракончик очень любит мороженое).

Дракон – горы (Дракон живет высоко в горах).

Дракоша – дети (Дракоша очень любит маленьких детей).

Дракон – сказочные герои (Дракон выпустил на свободу сказочных героев).

Сделаем графический анализ предложения:

Дракон стал добрым.

– Что сказали герои сказок своему другу звуку Р? (Спасибо).

– Ребята, а кого вы можете назвать своим другом. И почему? (Рассказы детей о дружбе).

XIV. Произношение звука Р в стихотворениях.

– Дракон очень доволен, как вы справились с заданием, и отпустил сказочных героев в свои сказки. В знак благодарности расскажем ему стихи:

Вечером над озером
Ходит белый пар,
Это рыбы в озере
Ставят самовар.

В яркой куртке мухомор,
Гордо сел на косогор,
Нам не нужен мухомор
Не пойдем на косогор.

XV. Знакомство с буквой Р.

– А мы ребята, перенесемся из сказки в детский сад.

Посмотри звук Р – это твоя буква.
Букву Р писать не сложно
Справа к палке осторожно,
Подрисуем мы кружок

И получится флажок (дети выкладывают букву Р на мозаике).

XVI. Итог.

С каким звуком мы сегодня путешествовали?

Дайте характеристику звука Р.

XVII. Самооценка.

Список литературы:

  1. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманитарный Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
  2. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях.– М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Лебедева И.Л. Тайны шипящих звуков: Практическое пособие для логопедов.– М.: Вентага-Граф, 2008.