Тема урока "Звуки и буквы Б-П. Их дифференциация"

Разделы: Логопедия


Задачи:

  • учить детей различать буквы Б – П и звуки, которые они обозначают в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
  • развивать фонематический слух, анализ и синтез;
  • упражнять в согласовании имени существительного с именем прилагательным;
  • развивать зрительную и слуховую память, внимание, логическое мышление.

Оснащение: интерактивная доска, компьютер, презентация “Буквы Б-П”, карточки для составления словосочетаний (согласование существительного с прилагательным), цветные карандаши, ручки, мольберты.

1. Организационный момент. Логопед:

- Ребята! Нам сегодня пришло письмо, но открыв его, я не смогла разобрать, что в нем написано. ( На интерактивной доске написаны зашумленные буквы Б- П, слайд № 1). Кто может мне помочь? (Это буквы Б - П).

- Дайте характеристику звукам. ([Б]- согласный, звонкий, может быть мягким или твердым, на письме обозначается буквой Б, [П] - согласный, глухой, может быть мягким или твердым, на письме обозначается буквой П).

- Сегодня мы поговорим о буквах Б - П и звуках, которые их обозначают.

2. Основная часть.

Измени слог. Логопед:

- Сейчас я вам назову какой-нибудь слог со звуками [Б] или [П], например: “БА”. Какой здесь звук: [Б] или [П] ? Поменяйте звук [Б] на звук [П], какой слог получился? Сейчас я буду называть вам разные слоги, а вы будите менять один звук на другой и называть новый слог. (Речевой материал: ба – (па), бо – (по), пу – (бу), пы – (бы), бэ – (пэ) )

Составь слово.

На интерактивной доске представлены слоги: РАН, ЗА, ВА, РЫ, КА, БА, БАЛ, ПА, ЛО, ТА, ТРО (слайд № 2). Дети должны составить как можно больше слов, соединяя представленные слоги (баран, рыба, рыбалка, забава, тропа, лопата…)

Игра в командах “Мой звук”.

Дети делятся на 2 команды. Логопед 2-3 раза читает стихотворение со звуками [Б] – [П]. Дети первой команды должны запомнить и записать на мольберте слова с буквой Б. Дети второй команды - с буквой П. Чья команда больше запомнит и запишет слов является победителем.

В БУЛОЧНОЙ у нас БАРАНКИ,
БУЛКИ, БУБЛИКИ, БУХАНКИ,
ПИРОЖКИ, БАТОНЫ, ПЛЮШКИ
И ПЛЕТЕНКИ и ПАМПУШКИ,
КУРАБЬЕ, БИСКВИТ, ПЕЧЕНЬЕ,
БУТЕРБРОДЫ, чай с вареньем.
Много ПРЯНИКОВ, конфет,
ПАСТИЛА есть и ШЕРБЕТ,
И ПИРОГ с начинкой сладкой,
И ПОЛЕНО, и ПОМАДКА.
Называйте, не стесняйтесь,
Заходите, угощайтесь!

Представители от каждой команды зачитываю слова. Определяется победитель.

Гимнастика для глаз:

Чтоб глаза наши зорче были
Чтоб в очках нам не ходить
Эти легкие движения предлагаю повторить
Вверх посмотрим, вниз посмотрим
Вправо, влево, побыстрей
Удивимся, что такое?
И закроем их скорей
А теперь по кругу быстро
Словно стрелочки часов
Проведем глазами дружно
Ну а дальше будь здоров!

Составление словосочетаний (работа по карточкам и на интерактивной доске – слайд №3).

Логопед: Прочитайте слова первого и второго столбика, вставьте пропущенные буквы Б или П. Подберите к словам 1 столбика, подходящие по смыслу слова из 2 столбика, соедините их стрелками. Дети работают на индивидуальных карточках, один ребенок выполняет работу на интерактивной доске. После составления словосочетаний, логопед проводит словарную работу со словом “птаха”. “Птаха” - маленькая птица.

Те_лая не_о
Голу_ое ре_ята
Раз_итая _огода
Глу_окие _таха
_егущие _осуда
_ойкая сугро_ы

Работа с предложениями.

Логопед: - Перед вами предложения. Прочтите их, вставьте пропущенные буквы. Дети работают по цепочке на интерактивной доске – слайд № 4. Каждый учащийся работает над одним предложением:

В _арке растут _ольшие ли_ы и _ерезы. На их ветках мирно _оют _тицы. _елка сидит на сосне. _еседка стояла на _ерегу реки. _а_ушка развесила сушиться _елье и ис_екла _ирожки.

Далее дети списывают предложения в рабочие тетради, подчеркивая синим карандашом твердые буквы Б – П. Проводится взаимопроверка работ.

3. Итог занятия.

Логопед: - О каких звуках и буквах мы говорили на занятии? Все ли у вас получилось?

Презентация.