Цели:
Образовательная:
- закрепить навыки звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в слогах и словах;
- сформировать навык дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки;
- закрепить знания о гласных и согласных звуках.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую моторику;
- развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательная:
- создание ситуации успеха.
Оборудование: символы для обозначения гласных и согласных звуков; предметная картинка с изображением инопланетянина Альфа (Рисунок); карточка для каждого ученика (Приложение).
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Развитие логического мышления.
Логопед: Послушайте загадки и отгадайте их.
Запишите отгадки, построив из них цепочку: на последний звук предыдущего слова должно начинаться следующее слово.
Он в самом омуте живет – |
Пчелам – на работу, |
Это старый наш приятель: |
Пушистая вата |
Цепочка: сом – мёд (звонкий согласный звук на конце слова оглушается) – туча – аист.
2. Запись отгаданных слов и обозначение звуков.
3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Знакомство с героями занятия.
Логопед. Отгадайте имя героя занятия по первым буквам слов – названий картинок.
Ответ: Альф.
Сколько букв и сколько звуков в имени Альф?
Ответ: Альф – 4 буквы, 3 звука.
Почему количество звуков и букв в слове Альф различно?
Ответ: в имени есть мягкий знак, который звуком не является.
2. Закрепление знания о гласных звуках.
Логопед: Альфу очень нравятся гласные звуки. Помогите Альфу выделить гласную букву слова в квадратик.
Ответ: у, у, и, о, а.
3. Закрепление знания о согласных звуках.
Логопед: Альфу очень нравятся согласные звуки. Помогите Альфу выделить согласную букву в начале слова, соедини необходимую букву с картинкой.
4. Дифференциация звуков и букв в словах.
Логопед: Молодцы! Вы отлично умеете вставлять звуки и буквы в слова. Теперь Альф хочет узнать, умеете ли вы различать звуки и буквы и определять их количество в словах. Подпишите под каждой картинкой количество букв и звуков в ее названии.
Ответ: снег – 4 буквы, 4 звука, белка – 5 букв, 5 звуков, ёлка – 4 буквы, 5 звуков, осень – 5 букв, 4 звука.
5. Работа со словами-перевертышами.
Логопед: Альф нашёл в книге много интересных слов, которые можно читать слева направо и справа налево. Прочитайте слова справа налево. Запишите слова, которые у вас получились.
ЛАЗ– ... НОС– ... ГОД– ...
ШАЛАШ– ... МИР– ... КОТ– ...
Ответ: лаз–зал, нос–сон, год–дог, шалаш–шалаш, мир–Рим, кот–ток.
6. Физминутка.
Мы ногами топ-топ,
Повернись вокруг себя. Руки кверху все подняли. |
Идут на месте, хлопают в ладоши, моргают глазами, Держат руки на поясе, поворачивают туловище вправо и влево, поворачиваются вокруг себя, приседают, возвращаются в и.п. Разводят руки в стороны. |
7. Развитие буквенного синтеза.
Логопед: Альфу нравится играть со словами. Он придумал игру «Волшебные домики» и предлагает нам поиграть. Переставьте буквы так, чтобы получились слова.
Б, К, А ______
Р, К, У, А________
З, Б, А, О, Р______ |
Д, М, О______ С, У, Т, Л________ К, М, О, А, Р_____ |
Слова: бак, рука, забор, дом, стул, комар.
8. Работа по преобразованию слов.
Альф так увлекся, что не заметил, как прошло время занятия и пришла пора прощаться. Наш гость предлагает последнюю игру. Прочитайте слова левого и правого столбиков. Соедините их парами, так чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой.
КОТ |
ЭКРАН |
УСЫ |
ШУТКА |
УТКА |
КРОТ |
УЖИ |
БУСЫ |
КАСКА |
ЛУЖИ |
КРАН |
КРАСКА |
III. Итог занятия
Логопед: Назовите образованные пары слов и, выбрав любую из них, определите количество букв и звуков в ней.
Ответ: кот – 3 буквы, 3 звука, крот – 4 буквы, 4 звука; в слове крот отличается от слова кот одной буквой Р, и т.д.
Ребята, сегодня на нашем занятии вы прекрасно поработали, были активными, внимательными, вы меня очень порадовали. Большое спасибо! Предлагаю оценить свою работу и поставить себе оценку за урок.
Список литературы.
- Абрамова Н.А. «Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза: логопедические занятия 1-3 классы», Воронеж: Учитель, 2009. – 79 с.
- Мазанова Е.В. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», конспекты занятий для логопедов,– М.:Издательство ГНОМ и Д,2009, – 128 с.
- Мазанова Е.В. «Учусь работать с текстом», альбом упражнений по коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008, – 48 с.
- http://bm.img.com.ua/img/prikol/images/large/0/9/123590_202028.jpg
- "Весёлая школа". Сайт для школьников и учителей: http://otlen.narod.ru/dokuchnie_skazki