Важнейшая задача дошкольного образования на современном этапе связана с разработкой особого научно-практического направления в работе, которое можно назвать коррекционной педагогикой оздоровления.
Это направление активно разрабатывают и продвигают в практику педагоги-новаторы, которые четко понимают, что работа по сохранению здоровья не может вестись только в рамках медицинской деятельности. Да и дети охотнее доверяют своему педагогу и родителям. Оздоровительная и коррекционная работа с ребенком-дошкольником не должна сводиться к сухим и четким манипуляциям по графику и годовому плану прививок. Она должна быть игровой, что вполне естественно в дошкольном детстве, непринужденной, что во многом зависит от личностных и профессиональных качеств педагога, и комфортной, что само по себе и подразумевает термин “здоровье”. А активное вовлечение семьи в проект поможет не только закрепить достигнутые ребенком в детском саду результаты, но сделать сам процесс оздоровления каждого ребенка непрерывным, целенаправленным и увлекательным совместным путешествием в страну “Здоровья”. Поможет легче наладить контакт родителей и педагогов ДОУ, так как самое большое желание каждой семьи – слышать задорный смех своего малыша.
Проект рассчитан на весь период пребывания детей в логопедической группе. Группа набирается сроком на два-три года.
Актуальность проекта.
Дети логопедической группы наряду с серьезными нарушениями речи очень часто имеют сопутствующие расстройства, в том числе нарушения восприятия, внимания, памяти.
Кроме того, общее недоразвитие речи (ОНР) сопровождается слабостью нервной системы, а это, как правило, влечет за собой частые простудные заболевания. Ребенок с ОНР, не посещая детский сад по болезни, дает существенный “откат” в коррекционной работе, что затрудняет решение проблемы.
Наличие огромного количества детей, страдающих речевой патологией, с одной стороны, и немалого количества детей с заболеваниями верхних дыхательных путей, с другой, заставляет искать новые формы взаимодействия всех участников педагогического процесса: специалистов, воспитателей, родителей детей группы.[1]
Цель проекта: Обучить детей доступными средствами через игру, игровые упражнения, тренажер БОС механизму правильного речевого дыхания.
Задачи проекта:
- Создать условия для регулярных занятий дыхательной гимнастикой с детьми группы;
- Повысить качество коррекционной логопедической работы;
- Снизить уровень заболеваемости респираторными инфекциями среди детей группы;
- Создать доверительные отношения в процессе совместной деятельности: логопед – родители – ребенок;
- Проинформировать родителей об онтогенезе физиологического дыхания и механизмах речевого дыхания, сделав акцент на важность оного в процессе формирования правильного звукопроизношения у детей;
- Обучать родителей и педагогов средствам, развивающим речевое дыхание через игру;
- Вовлекать родителей детей и сотрудников ДОУ принять самое непосредственное и активное участие в проекте;
- Пропагандировать знания и навыки, полученные в рамках проекта, в кругу семьи и ближайшего окружения.
Направления работы
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ
Работа учителя-логопеда по инновационной технологии “БОС-Здоровье”.
Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи.
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из наиболее необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, одновременно с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.
На этом этапе мы советуем включить в традиционную методику коррекционной работы с детьми и инновационную оздоровительную технологию “БОС – Здоровье”, которая помогает формировать навык диафрагмально-релаксационного дыхания, снижать уровень психоэмоционального напряжения у дошкольников, вырабатывать речевое дыхание с максимальной величиной длины выдоха, корректировать ряд речевых нарушений:
- ОНР
- Нарушение темпа речи
- Функциональная дисфония
- Логоневрозы
- Алалия
- Афазия
- Дизартрия
- Дислалия
- Заикание
- Речевые запинки
В основе технологии “БОС - Здоровье Детям – Учимся и Оздоравливаемся” лежит дыхательная гимнастика по методу А. Сметанкина. Плюс добавляется образовательный компонент с использованием компьютера (математика, азбука, окружающий мир). Как происходит обучение? Ребенок сидит перед монитором и дышит. Смотрит на картинки и правильно дышит! Вначале нужно учить ребенка дышать животиком. Вдох лучше делать через нос – воздух становится теплее, фильтруются различные вредные примеси. Выдох лучше делать через рот – выходит струя воздуха, мы готовимся к речи. На выдохе живот втягивается. Труднее всего бывает сделать выдох. Все логопеды знают: они всё своё внимание акцентируют на правильном, равномерном диафрагмальном выдохе. Кроме того, очень важно, чтобы дыхание было свободным, без усилий. Чем больше комфорта у ребенка, тем лучше работает гармония дыхания и сердца. Дыхание должно быть диафрагмальным.
Вдох – и плавный, равномерный выдох. Вдох у человека генетически запрограммирован, поддаётся тренировке плохо. Его длительность обычно у всех одинаковая – от полутора до двух секунд. А вот выдох поддаётся произвольной коррекции в достаточно большом диапазоне, он более длительный. Вдох – и плавный, равномерный выдох. Дыхание должно быть свободным. Чем легче малыш будет это делать, тем лучше будет результат. Вдох – и плавный, равномерный выдох. Главное, чтобы без усилий. Этот навык заложен природой человеку, и без обратной связи. Но, по разным причинам мы теряем его. Нужно три урока по 5-7 минут, и дети будут дышать правильно. Вот ребенок учится открывать полосочки в заданном ритме 12 дыханий в минуту (это ритм дыхания детей от 4 до 7 лет). Изучает элементы окружающей среды, знакомиться с понятиями “большой” и “маленький”. Вдох-выдох. Потом ребёнок начинает делать это автоматически, потому что всё его внимание приковано к экрану. Если провести 10-12 таких занятий, дети будут в 3-4 раза меньше болеть ОРЗ и гриппом – главными болезнями человека. Если падает заболеваемость ими, то падает уровень всех заболеваний, даже травм и психических заболеваний, что установлено наукой [2], и при этом гораздо сильнее возрастает интерес ребенка к логопедическим занятиям! Небольшой урок на тренажере “БОС” и ребенок с радостью выполняет другие задания логопеда. Мною отмечено, что качество коррекционных занятий заметно возросло, что незамедлительно сказалось на результатах работы по формированию звукопроизношения у всех без исключения детей группы.
Чтобы не ограничивать работу логопеда по дыхательной гимнастике только работой по технологии “БОС - Здоровье Детям – Учимся и Оздоравливаемся”, в приложении к проектной работе помещена оздоровительная дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой и другие игровые упражнения (Приложение 1)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от целей и условий общения.
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.
Правильное речевое дыхание является основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.
Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:
- Подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;
- Слишком большой вдох;
- Учащенность дыхания;
- Неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха;
- Неправильная осанка;
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания, с удлиненным постепенным выдохом.
Первые занятия с детьми по технике диафрагмального дыхания надо проводить лежа, рекомендуем включать их в ежедневную гимнастику “пробуждения после дневного сна. Начинать заниматься следует лежа на спине (это наиболее удобное положение)
Внимание воспитатели!
Контролировать правильное дыхание поможет ваша собственная ладонь. Положите её на область диафрагмы ребенка (это место между грудной клеткой ребенка и его животом). При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох короткий, легкий, выдох - длительный, плавный (в соотношении 1:5) Проделайте это еще раз совместно с ладонью малыша, а потом он сам с удовольствием и важным видом будет “следить” за своим правильным дыханием. А чтобы внести игровой элемент в это действие, достаточно посадить малышу на животик игрушку, и предложить покатать ее.
После достаточной практики в течение нескольких недель (на усмотрение воспитателя) лежа, необходимо продолжить выполнять дыхательные упражнения с детьми сидя или стоя. Проводить гимнастику следует ежедневно, до тех пор, пока правильное дыхание для ваших детей е станет привычным. Очень хорошо, если “дыхательные минутки” войдут в естественный цикл жизни вашей группы: они органично впишутся как в физкультурные паузы на различных занятиях, так и в организационные моменты, для привлечения внимания детей, или небольшой релаксационный компонент в течение режимного процесса.
Внимание воспитатели!
При занятиях дыхательной гимнастикой
необходимо соблюдать некоторые условия:
Не заниматься в непроветренном групповом
помещении;
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Родители, которые для большинства детей являются высшим и непререкаемым авторитетом, должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни. Однако, проводимый нами опрос родителей детей группы позволил сделать вывод об их скудной информированности в вопросе о причинах речевого недоразвития, частых простудных заболеваниях и роли дыхания в этом.
Особое удивление родителей вызвал тот факт, что подобные проблемы можно решать в игровой форме и непринужденной обстановке. Однако после проведенных мероприятий многие родители отметили, что участие в проекте помогло им наладить более теплые и непринужденные отношения с детьми, установить более тесный контакт с педагогами группы и ДОУ. Большая часть родителей обратили внимание на улучшение качества речи детей, снижение случаев заболеваний ОРВИ и верхних дыхательных путей у детей (что подтверждается в анализе заболеваемости по ДОУ), появление позитивного настроя и творческого единения членов семьи. Тем самым работа в рамках проекта способствовала формированию и поддержанию семейных традиций, создала предпосылки к сотрудничеству детей и взрослых членов семьи, помогла в создании общих впечатлений, переживаний и достижений!
МЕРОПРИЯТИЯ
- Анкетирование родителей
- Беседа с демонстрацией сладов и видеоролика “БОС - Здоровье Детям – Учимся и Оздоравливаемся”
- Консультация “Физиологическое и фонационное дыхание” (Приложение 3)
- Консультация “Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет вашего малыша” (Приложение 4)
- Устная консультация “Правильное дыхание – верный путь к хорошей речи”
- Круглый стол “Играя, лечимся!”
- Семинары-практикумы:
- “Дышим правильно вместе с мамой”
- “Дышать правильно – это весело!”
- Памятка “Модно быть здоровым!”: с картотекой игр по развитию дыхания (Приложение 5)
- Тренинг “Гимнастика гармонии”: демонстрация и совместное выполнение комплекса китайской дыхательной гимнастики “Тай-Ди”.
- “День открытых дверей” для сотрудников и родителей детей ДОУ “Гимнастика между делом!” (проживание педагогического процесса, в рамках режима дня группы, с включением игр, упражнений и комплексов дыхательной гимнастики.)
ЛИТЕРАТУРА
- с 1. И.М. Бушнева, И.М. Якунина, Е.А. Мартынова и др. Педагогические советы – Волгоград: Учитель, 2010. – 250 с.
- с2. Выдержки из лекционного материала курса повышения квалификации “Инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии БОС – Здоровье” для системы дошкольного и общего образования” (копия свидетельства прилагается)
- с 3. И. А. Поварова Практикум для заикающихся. – СПб.: СОЮЗ, 1999- 128 с.