Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей, правильным распределением нагрузки и преемственностью в работе логопеда, воспитателей, психолога и родителей ребенка. Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи. Занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции делятся на индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.
Вид программы: коррекционно-развивающая.
Цель программы: Оказание логопедической помощи детям с общим недоразвитием речи, для успешной адаптации их в дошкольном и школьном коллективе и создание благоприятных предпосылок для успешного обучения в дальнейшем; развитие интеллектуальных способностей; создание положительной мотивации к обучению.
Задачи программы:
- Профилактика логопедических нарушений и комплексная помощь детям дошкольного возраста, имеющим общее недоразвитие речи.
- Развитие у детей понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирование грамматических средств языка, развитие связной речи.
- Распространение и введение в практику достижений в области практической логопедии и дефектологии.
Структура программы:
- Введение.
- Основная часть:
1 блок: диагностический (на начало и конец года);
2 блок: формирование лексико-грамматических компонентов речи и развитие связной речи;
- Заключение.
- Список литературы.
Структура занятия:
- Организационный момент.
- Повторение ранее изученного материала.
- Постановка цели занятия.
- Изучение нового материала.
- Динамическая пауза.
- Закрепление пройденного материала.
- Итог занятия.
Периодичность занятий:
формирование лексико-грамматических компонентов речи и развитие связной речи | |||
I период | II период | III период | |
I год обучения | 2 | 2 | 2 |
II год обучения | 2 | 2 | 2 |
Численность группы: от 6 до 12 детей.
Комплектование группы:
- Структура речевого дефекта (определяет ПМПК);
- Возрастной принцип.
Ресурсы необходимые для эффективной реализации программы:
- Опыт логопедической работы.
- Проводить занятия на высоком эмоциональном уровне.
- Отслеживать динамику происходящих изменений у детей.
Оборудование логопедического кабинета
- Настенное зеркало для логопедических занятий, зеркала для индивидуальной работы, навесная доска.
- Наборы логопедических зондов и шпателей.
- Шкафы для пособий, стол письменный, стул, столы и стулья детские;
- Медицинский спирт, вата, бинты.
- Магнитофон, видеомагнитофон, компьютер.
- Учебно-методические пособия, используемые при обследовании и проведении коррекционно-логопедической работы.
- Нормативно-правовые документы, словари, справочники.
Сроки, этапы реализации программы: 2 года обучения.
Ожидаемые результаты от программы:
- устранение лексико-грамматических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, предупреждение нарушений устной и письменной речи;
- развитие у детей стремления преодолеть речевые недостатки, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде.
Система организации контроля за реализацией программы. Контроль за реализацией программы осуществляет учитель-логопед по данным наблюдений, промежуточной и итоговой диагностики.
Конспекты занятияй по формированию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе (Приложение).