Телесно-ориентированные и когнитивные методы в системе работы при дизартрии

Разделы: Логопедия


В настоящее время резко возросло количество детей со стёртой формой дизартрии на логопункте ДОУ общеобразовательного вида. Традиционные методы коррекции детей с отклонениями в речевом развитии оказываются неэффективными, так как в современной популяции детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.

Дизартрия – расстройство произносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата со стороны соответствующих структур ЦНС. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической (интонационно-мелодической) сторон речи. В зависимости от уровня поражения и клинических проявлений выделяют разные виды дизартрии (бульбарную, псевдобульбарную, мозжечковую, подкорковую и корковую).

Независимо от клинической формы дизартрии, по данным Е.Н.Винарской, А.М.Пулатова, О.В.Правдиной, основными симптомами являются нарушения мышечного тонуса, ограничение подвижности мышц, наличие непроизвольных движений (гиперкинезов, тремора, синкинезий), насильственные движения, невозможность произвольных движений при сохранных непроизвольных. Симптомы могут проявляться единично, в комплексе и, по-разному сочетаясь между собой, складываются в синдром артикуляционных расстройств. Для дизартриков характерно поражение не только двигательного звена, но и чувствительного, т.е. нарушается кинестетическое восприятие артикуляционных поз. Второй синдром дизартрии – синдром просодических расстройств. Для детей с дизартрией характерны истощаемость нервной системы, нарушение вербальной памяти и произвольного внимания, неуравновешенность нервных процессов, замедленная включаемость в деятельность, слабая эмоциональная регуляция поведения и т.д. Характеризуя детей с дизартрией, мы видим комплексное нарушение на всех трёх уровнях функционирования головного мозга (по А.Р.Лурия): 1) на энергетическом уровне (блок регуляции уровня активности мозга);.2) на операциональном уровне (блок приёма, переработки и хранения экстероцептивной информации); 3) на уровне программирования, регуляции и контроля над протеканием психической деятельности. Наличие таких проявлений позволяет говорить о том, что первично нарушен уровень стабилизации и активации энергетического потенциала организма, на котором активируются все психические процессы человека с момента рождения. Учитель-логопед в коррекционно-развивающей работе должен применять методы воздействия на все иерархические ступени мозговой организации, начиная работу “снизу-вверх” (с энергетического уровня). Энергетический уровень можно сравнить с тележкой, на которой размещаются знания, умения и навыки. От её размера зависит объём содержимого.

Таким образом, я хочу предложить новую структуру логопедического занятия с детьми, включающую нейропсихологический компонент. Основой нейропсихологического подхода является “Метод замещающего онтогенеза”, автор А.В. Семенович. Данная структура реализует развитие всех трёх уровней головного мозга.

Структура занятия

I.Подготовительный этап.

Задачи:

– настроить детей на занятие;
– активизировать внимание.

1.1. Игра “Имя +…”. Дети стоят или сидят полукругом, логопед подкидывает мяч, ребёнок ловит мяч и произносит своё имя. Усложнения: ребёнок произносит имя и слово по заданной лексической теме; слово с заданным звуком в разных позициях и т.п.

1.2. Объявление темы занятия.

II. Основная часть.

Уровень базовых механизмов (развитие непроизвольной регуляции).

Задачи:

– оптимизировать тонус собственного тела;
– повышать энергетизацию организма;
– развивать кинетические и кинестетические ощущения;
– развивать межполушарное взаимодействие;
– расширить поля зрительного восприятия.

1. Релаксация-растяжки. Упражнения дают возможность почувствовать границы собственного тела, развивают кинетические ощущения своего тела. Возможные упражнения:

  • “Облепливание” – поглаживание, потрясывание, облепливание, поглаживание. Сначала выполняет логопед, затем дети самостоятельно;
  • “Дождик” – дети проходят под обручем, на котором привязаны полоски ткани (мохнатые нитки, атласные ленты и т.п.);
  • “Тоннель” – дети проползают в тоннеле из разных материалов (плащёвка, короткий мех и т.д.);
  • “Росток” – выпрямить сначала ноги, затем спину, плечи, локти, руки и потянуться вверх. Сначала на счёт до 5, затем довести до 12. “Ветерок подул, растение сломалось” – движения выполняются в обратной последовательности;
  • “Снеговик” – движения те же. “Солнышко подуло, снеговик растаял”;
  • “Сосулька”;
  • “Насос и кукла” – логопед (ребёнок) “надувает насосом” куклу, “кукла” (ребёнок) напрягает руки, прогибает плечи и грудь, напрягает ноги. “Кукла сдувается”;
  • “Марионетки”.

2. Развитие физиологического, диафрагмального дыхания.

Ребёнок учится управлять дыханием. Упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, насыщают ретикулярную формацию кислородом.

  • “Шарик” – упражнение можно выполнять лёжа, контролируя движения живота поставленной на него игрушкой, или сидя, контролируя движения руками. Вдох – надуть живот, выдох – втянуть;
  • На вдохе поднимать, а на выдохе опускать правую, затем левую руки;
  • То же самое с ногами; одноимёнными ногой и рукой; разноимёнными рукой и ногой;
  • На выдохе добавлять гласные;
  • Другие традиционные упражнения для развития дыхания.

3. Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения. Возможные упражнения:

  • Рисуем “Крест” на двух уровнях (на уровне локтя и вытянутой руки) слева направо и сверху вниз, в конечных точках задержаться, глаза следят за предметом, голова остаётся неподвижной (3-6 раз на каждом уровне);
  • То же самое с контролем за дыханием (выдох в середину);
  • Язык двигается вместе с глазами;
  • Язык двигается в противоположную сторону;
  • Рисование восьмёрки, диагонали (правила те же).

4. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Назначение данных упражнений – при выполнении упражнений для тела и пальцев повышается “чувствование” ребёнком собственного тела, синхронизируется деятельность полушарий головного мозга, повышается точность и скорость передачи импульсов в нервной системе, снимаются синкинезии и мышечные зажимы, развивается произвольная саморегуляция внимания.

Известные упражнения для рук: “Колечки” одноимённые и разноимённые, “Честь”, “Лезгинка”, “Ухо – нос”, “Лягушка”, “Паучок”, и т.д. Усложнение: выполнение с закрытыми глазами, с однонаправленными и разнонаправленными движениями языка, с проговариванием скороговорок или стихотворением. В упражнении “Ладушки” используется не только классический вариант исполнения, но и ногами, а так же смешанный вариант “ноги – руки”.

Упражнения для тела.

  • “Куколка – солдатик”. Ребёнок вначале “одевает” – ставит руки на пояс, затем на плечи, уши и поднимает их вверх, а затем “раздевает” куколку или солдатика – выполняет движение в обратном порядке. Усложнение – выполнение упражнения с запаздыванием одной руки.
  • “Буратино”.
  • “Цыганочка”. И.п.: поставить ноги на ширине плеч, руки опущены. Дотронуться правой рукой до поднятого левого колена, вернуться в И.п., затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки, вернуться в И.п. Повторить соответственно для левой руки и правого колена и правой руки и левой пятки.
  • “Хождение вдоль стены” или “Скалолаз”.

2.2. Уровень когнитивных механизмов (развитие второго уровня головного мозга) .

Задачи:

– развивать артикуляционную моторику;
– развивать просодическую сторону речи;
– обогащать словарь ребёнка;
– формировать грамматический строй речи;
– развивать память, внимание, мышление.

Данные задачи реализуются традиционно:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Развитие речевого дыхания.

3. Постановка звука.

4. Анализ артикуляции.

5. Развитие фонематического слуха.

6. Автоматизация звука.

7. Растяжки – релаксации. При коррекции дизартрии используются с целью обучения ребёнка самоконтролю за мышечным тонусом. Работа над произносительной стороной речи предполагает нагрузку на мышцы шеи и плеч. Именно поэтому необходимо научить детей возможным приёмам релаксации данных групп мышц. Релаксация возникает естественным путём за счёт утомления мышц, и ребёнок сам регулирует этот процесс.

Нервно-мышечное расслабление шеи и плеч

  • Упражнение “Любопытная Варвара”.

И.п.: сидя или стоя, руки опущены, голова прямо.

Повернуть голову максимально влево (вдох), затем в исходное положение (выдох), расслабить мышцы. Движение повторяется по два раза в каждую сторону.

Поднять голову вверх, посмотреть в потолок как можно дальше (вдох), затем вернуться в исходное положение (выдох), расслабить мышцы. Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди (вдох), вернуться в исходное положение, расслабить мышцы (выдох).

Упражнение может сопровождаться стихотворением:

Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперёд – тут немного отдохнёт.
А Варвара смотрит вверх
Дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

  • Упражнение “Упрямая шея”.

И.п.: сидя на стуле, спина прямая, голова смотрит вперёд.

Руки сцеплены на затылке (локти в стороны, голова поднята, глаза смотрит вверх) и давят с максимальным усилием по направлению ко лбу (дыхание не задерживается) до тех пор, пока не наступит естественное утомление. За этим следует отдых. Выполняется 5 – 6 раз. Таким же способом производится давление руками на лоб по направлению к затылку, а затем сцепленными руками над головой – на правую и левую стороны.

  • Упражнение “Перекаты головы” или “Шарик”.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки и плечи расслаблены. Всё внимание сосредоточено на расслабленных мышцах шеи. Наклонить голову вперёд и медленно перекатывать её от одного плеча к другому. Затем наклонить голову назад и снова сделать перекаты из стороны в сторону. То же – по кругу в одну и другую сторону.

  • Упражнение “Замок”.

И.п.: сидя на стуле, спина прямая, голова смотрит прямо, руки в замке на уровне плеч.

Разводя локти в стороны, не размыкая пальцев, напрячь мышцы рук и плечевого пояса до ощущения лёгкой дрожи. Затем это же движение повторяется на уровне лба, над головой, за головой. Выполняется 3–5 раз.

  • Упражнение “Шамаханская царица”.

И.п.: сидя на стуле, спина прямая, голова смотрит вперёд.

Разводя локти в стороны, ладони давят друг на друга над головой, на уровне лба, на уровне груди и живота. Выполняется 3–5 раз.

  • Упражнение “Черепаха”.

И.п.: сидя на стуле или стоя, руки опущены вниз, голова смотрит прямо.

Ребёнок имитирует медленное движение головы черепахи, которая выглядывает из панциря (плечи опускаются, подбородок тянется вверх и вперёд) – вдох, вернуться в исходное положение – выдох. Затем голова прячется в панцирь (плечи поднимаются, подбородок к груди) – вдох, вернуться в исходное положение – выдох. Выполняется 3–5 раз в каждом направлении.

  • Упражнение “Бабочка”.

И.п.: сидя на стуле или стоя, руки опущены вниз, расслаблены, голова смотрит прямо.

Ребёнок имитирует плечами движение крыльев бабочки: сводит плечи – крылья на спине (вдох), возвращается в исходное положение – расправил плечи – крылья (выдох). Выполняется 3–5 раз.

III. Заключительный этап (развитие третьего уровня головного мозга).

3.1. Игры и упражнения для развития произвольной регуляции.

К ним относятся игры и упражнения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть осмыслены, “перекодированы” ребёнком. Назначение игр данной направленности – развитие произвольной саморегуляции, контроля над собой и происходящим вокруг. Они используются в конце занятия в виде поощрения.

  • Игра “Речка – берег” или “Внутри – снаружи”. Дети стоят вокруг коврика. По команде взрослого: “Речка”, дети обеими ногами встают на коврик, а по команде “Берег”, возвращаются в исходное положение. Взрослый чередует команды, затрудняя действия детей. Усложнение: дети выполняют команды не двумя ногами одновременно, а попеременно (левая нога маркируется красным браслетом или с неё снимается обувь). Вариант игры: действия выполняются сидя за столом, с помощью рук (красным браслетом маркируется левая рука).
  • Игра “А я еду, а я рядом…”. Дети сидят на стульях в кругу, один стул свободен. Дети по очереди говорят фразы и пересаживаются на свободный стул: “ А я еду – а я рядом – я а зайцем – а я с… (называется имя любого ребёнка из круга)”. Задача ребёнка, имя которого назвали – быстро занять пустой стул, задача его соседей справа и слева – успеть засалить убегающего рукой. Игра повторяется несколько раз.
  • Игра “Соловей летел, весело запел…”. Дети стоят или сидят на стульях по кругу. Руки разведены в стороны ладошками вверх таким образом, чтобы своя правая находилась над чужой ладошкой, а левая ладонь под чужой правой ладошкой. Игроки по очереди говорят слова текста и правой ладонью в чужую левую “передают письмо” – ударяют по ладони: “Соловей – летел – весело – запел –…”

Задача игрока придумать и назвать текст (существительное). Затем песенка со словом отправляется дальше. Задача остальных игроков: передать песенку–слово, деля его на слоги. Задача игрока, которому приходит последний слог, успеть отдёрнуть руку во время удара. Игра повторяется несколько раз.

  • Игра “Самолёты”. Дети стоят по углам ковра. Каждому уголку присваивается какое – то имя – слог (например, са – со – су – сы) или слово, состоящее из четырёх слогов (например, са – мо – лё – ты). По команде ведущего названные уголки меняются местами. В момент их встречи каждый игрок должен хлопнуть и назвать свой слог, а затем продолжить движение в заданном направлении. Задача взрослого: максимально затруднить деятельность играющих, давая разнообразные команды. Игра может проходить за столом (прямоугольным). В этом случае дети, выполняют задание, передвигая фишки по уголкам стола или игрового поля.

3.2. Рефлексия. Оценка деятельности.

Литература

  1. Ганичева И.В. Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М., 2004.
  2. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. – М., 1993.
  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М., 2008.
  4. Шохор – Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств.  – М., 2000.
  5. Опыт нейропсихологической коррекции и абилитации в детском возрасте. Учебно-методическое пособие. – Ек., 2010.