В настоящее время модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с ФГТ. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса.
Одним из эффективных средств в работе с детьми, имеющими речевые нарушения является использование сказки, которая оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.
Сказка не даёт прямых наставлений, но в содержании всегда заложен урок: быть дружными, трудолюбивыми, мужественными, смелыми, честными.
Сказки, несут в себе активизирующее воздействие - как на эмоциональную сферу ребенка, так и на речевую деятельность, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.
Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражая своё отношение к добру и злу. Дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки.
При организации сказочно-игровых ситуаций идёт постепенный переход от невербальных форм взаимодействия к вербальным. При этом активизируется словарь ребёнка.
Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э.Гарднер, А.Менегетти) и российскими (Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, М.Осорина, Т.Зинкевич-Евстигнеева) учёными.
Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: А. В. Гнездилов, Т. М.Грабенко, Н.А.Погосова, М.А.Поваляева, Д.Ю.Соколов, О.В.Защиринская, С.А.Черняева и многие другие.
Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью.
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников - это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе.
Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:
- лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;
- активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.
- при слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок;
- при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;
- развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
- развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).
Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку.
Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой - организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок. Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.
Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.
В качестве вспомогательного средства, при обучении детей дошкольного возраста навыкам связной речи, можно использовать метод моделирования плана высказывания.
Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Дети придумывают и завершают сказку, составляют сказку на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал и коллективно сочиняют сказку.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.
Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка.
Список литературы.
- Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки - СПб.: КАРО, 2001. - 128 с, ил.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М. 2004.
- Зинкевич-Евстигнеева. Т.Д. “Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии” Спб.-1998 г.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
- Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. “Речевое развитие ребёнка в детском саду: новые подходы”. Ростов-н/Д: ТЦ “Учитель”,2002 г.
- Короткова Л.Д. “Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста” Москва: “ЦГЛ”, 2004 г.
- МакунинаЕ.Ж. Придумываем истории и сказки. Ребенок в детском саду 6-2005г. с.35.
- Нищева Н.В. Разноцветные сказки. - СПб., “Детство-пресс”, 1999.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - СПб., “Детство-пресс, 2001.
- Шорохова О.А. “Играем в сказку” ТЦ “Сфера” Москва 2006г.