Формирование навыков словоизменения имен прилагательных у младших школьников с использованием метода цветотерапии и логопедических рассказов

Разделы: Логопедия


Овладение лексикой и грамматикой русского языка является особенно трудным для младших школьников, имеющих речевые нарушения. Бедность и недостаточная диффференцированность значений слов, примитивное построение предложений, нарушения согласования, управления, примыкания, присущие учащимся с дисграфией, приводят к затруднениям в обучении.

В устной и письменной речи младших школьников данной группы встречается много ошибок, связанных со словоизменением основных частей речи – так называемые аграмматизмы. Наиболее стойкими аграмматизмами являются ошибки согласования. Имена прилагательные изменяются по родам и правильно употреблять окончания имён прилагательных можно, если уметь правильно употреблять род имён существительных. В норме категория рода усваивается детьми к трём годам. К сожалению, при задержке речевого развития дети позже научатся согласовывать части речи по роду, так как не уверены в определении рода имени существительного. Дети с нарушениями письма часто затрудняются отнести то или иное существительное к нужному роду, поэтому допускают ошибки в согласовании. В устной речи такие ошибки можно не заметить, так как безударные окончания звучат примерно одинаково. В письменных работах ошибки в согласовании прилагательных с существительными в роде встречаются часто, поэтому очень важно проводить коррекционные логопедические занятия с младшими школьниками по данной теме [1, 2, 4, 6].

Целесообразно начинать коррекционную работу в рассмотренном направлении с использованием имён прилагательных, обозначающих цвета, так как они чаще других встречаются в речи учащихся, а также с большей лёгкостью можно показать зависимость рода прилагательных от рода существительных, обучая ставить вопрос от имени существительного к прилагательному. Затем, закрепляя данную тему, обязательно следует расширять словарь прилагательных. Желательно учить подбирать к прилагательным антонимы (большой – маленький, широкий – узкий, длинный – короткий); расширять круг прилагательных с помощью слов, обозначающих признаки предметов по материалу (картонный, бумажный, деревянный, стеклянный), весу, возрасту, качеству (молодой – старый, лёгкий – тяжёлый, мокрый – сухой, грязный – чистый), по назначению, по сезонности, по отношению к месту (чайная посуда, носовой платок; летний день, весеннее солнце; лесная ягода, садовый цветок) и т.д.[1, 2].

В настоящее время остро стоит вопрос об использовании технологий здоровьесбережения в педагогике. Для коррекционной педагогики это особенно важно. Широкое применение в современной педагогике и психологии находит цветотерапия.

Цветотерапия – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и на зрительный анализатор – на нервную систему. Воздействие определённого цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.

В настоящее время всё чаще проводятся профилактические и коррекционные занятия с дошкольниками и детьми школьного возраста с использованием элементов цветотерапии. Влияние цвета на функциональное состояние организма человека представлено в литературе и на различных сайтах.

Учитывая роль цветотерапии в профилактике и коррекции функциональных расстройств у учащихся, целесообразно использовать элементы цветотерапии на логопедических занятиях. В нашем случае я рекомендую использовать наглядные пособия соответствующего цвета: предметы (имена существительные) зелёного, синего, жёлтого, оранжевого цветов. Предъявляются предметы определённой цветовой гаммы в такой последовательности: зелёный, синий, жёлтый, оранжевый цвета. Зеленый цвет способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз; синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание; оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх; желтый как символ солнца, снимает напряжение и даёт надежду.

Ниже приведён практический материал, направленный на формирование у младших школьников навыков словоизменения имен прилагательных с использованием логопедических рассказов и элементов цветотерапии. Первыми используются зелёный и синий цвета: с помощью этих прилагательных удобно проследить родовые окончания прилагательных – -ый, -ий; -ая, -яя; -ое –ее. Затем можно использовать другие цвета, позитивно влияющие на состояние организма ребёнка: жёлтый и оранжевый.

Работа по каждому рассказу и задания к нему выполняются отдельно. Рассказы, которые даются учащимся для работы, включают в картинки, в представленном материале даны соответствующие картинкам словосочетания в скобках.

1. Логопедические рассказы, содержащие речевой материал по теме “Согласование прилагательных и существительных в роде и числе”.

Рассказ о Маше, которая очень любила лето.

Жила-была Маша. Она очень любила лето и всё зелёное. Но на улице была зима. Мама давала Маше (зелёное яблоко). Папа подарил дочке (зелёные варежки). Даже бабушка принесла внучке коробочку, в которой лежала игрушка – (зелёная лягушка). Все старались порадовать девочку. Но Маша грустила: ей очень хотелось, чтобы наступила весна. Тогда дедушка принёс Маше несколько горшочков с небольшими ростками. Девочка ухаживала за растениями, и её по-настоящему радовал каждый (зелёный листик).

Синее море.

Миша мечтал стать моряком. Во сне мальчик часто видел (синее море). Летом Мишина семья решила поехать на юг. Папа купил (синий чемодан), а мама приобрела для всех футболки, на каждой из которых была нарисована (синяя птица). Миша был счастлив! Наконец-то он увидит море и большие (синие волны).

2. Примерные виды заданий к каждому рассказу:

а) Вспомните, про какой предмет (предметы) мы говорили:

ЗЕЛЁНЫЙ (СИНИЙ)
ЗЕЛЁНАЯ (СИНЯЯ)
ЗЕЛЁНОЕ (СИНЕЕ)
ЗЕЛЁНЫЕ (СИНИЕ)

Повторите все получившиеся словосочетания. Устно поставьте вопрос от существительного к прилагательному (от слова-предмета к слову-признаку).

б) Подберите соответствующие словосочетания к схемам, где каждое слово обозначено чертой (с опорой и без опоры на картинки):

_____ый (ий) _____
_____ая (яя ) _____
_____ое (ее) _____
_____ый (ий) _____

Запишите данные словосочетания, поставьте вопросы к именам прилагательным (к словам-признакам).

в) Работа по индивидуальным карточкам, на которых помещены рассказы без картинок; вместо пропущенных словосочетаний стоит многоточие.

– Прочитайте ещё раз рассказ на карточках. Обратите внимание, что теперь вместо картинок стоит многоточие. Вспомните и запишите пропущенные словосочетания.

г) Подберите к именам существительным, которые мы использовали на занятии, другие имена прилагательные. Запишите получившиеся словосочетания. Поставьте к словам вопросы так, как показано в образце:

(Что?) яблоко (какое?) зелёное, круглое, вкусное, свежее.

д) Самостоятельно составьте и запишите 3–4 словосочетания, состоящие из имени прилагательного и имени существительного. Выделите окончания имён прилагательных.

е) Подберите к именам существительным имена прилагательные. Обозначьте окончания прилагательных.

Вата, апельсин, небо (цвет)

Конфета, лимон, горчица (вкус)

Чашка, ведро, ложка (материал)

Дерево, цветок, куст (размер)

Кольцо, телевизор, огурец (форма).

Дополнительно можно использовать следующие рассказы, в которых задействованы жёлтый и оранжевый цвета.

Юные художницы.

Леночка и Настенька – сёстры. Мама купила девочкам краски, кисточки и два альбома. Особенно понравилась сестричкам яркая жёлтая краска. У Леночки в альбоме появились (жёлтое солнышко) и (жёлтый цыплёнок), а у Настеньки – (жёлтые цветы) и (жёлтая бабочка). Маме очень понравились рисунки девочек.

Вместе веселее.

Витя очень любил играть во дворе. И с ребятами можно поиграть, и на качелях покачаться.

Однажды Витя не спеша прогуливался по двору: под ногами шуршали осенние (оранжевые листья), у малышей в песочнице красовалась большая (оранжевая машина), на трёхлетней Лизе было надето яркое (оранжевое платье). Но Вите было скучно, потому что никто из его ровесников не вышел во двор. Неслышно к Вите подошла девочка, в руках у неё был (оранжевый апельсин). Эту девочку Витя никогда раньше не видел и уже хотел отвернуться, но тут девочка улыбнулась и сказала: “Давай играть вместе!”. Витя согласился. Вместе играть всегда веселее!

Литература.

  1. Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М.: Аркти, 2007.
  2. Козырева Л.М. Логопедическая работа в классах коррекции. Смоленск, 1997.
  3. Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Ярославль, 2006.
  4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Владос, 1997.
  5. Суси И.Л., Фиски О.А. Игровые приёмы для развития навыков словоизменения и словообразования у дошкольников.// Логопед. 2012. № 7.
  6. Русский язык в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.// Под редакцией А.А.Алмазовой, В.И.Селивёрстова. М.: Владос, 2011.
  7. http://www.vitasite.ru/healths/svetolechenie/color.html – информация о цветотерапии.