Цели урока: познакомить детей со звуком [Л-Ль] и буквой Л.
Задачи:
- Познакомить с буквой Л.
- Учить соотносить звук с символом и буквой.
- Закрепить зрительный образ буквы Л.
- Формировать навыки слогового анализа, фонематического анализа и синтеза.
- Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Воспитывать умение слушать, работать в коллективе.
Оборудование:
- картинки: лиса, лягушка, заяц, мышка, волк, медведь;
- карточки с рисунками, конверты с заданиями;
- записи на доске, образцы буквы Л;
- звуковая дорожка для речевого дыхания;
- звуковые схемы слов, компьютер;
- профиль звука Л, сказочный замок;
- паровозики для разбора слов по слогам;
- звуковые схемы слов.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Знакомство с первым героем занятия.
- Ребята! У нас на занятии сегодня гости. И мы отправляемся в путешествие на поезде к сказочному замку.
- Но, чтобы наш поезд тронулся, мы должны отгадать имя первого сказочного героя, который сядет в 1-й вагон. А поможет нам в этом загадка.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее ... (Лиса.)
Подготовка к знакомству с темой занятия через выделение первых звуков в словах.
- А на какой звук начинается имя нашего героя? (На звук [Л].)
Работа с речевым профилем.
Узкий кончик языка
Вверх, в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
Л получится певучий,
Плавный ласковый и звучный:
Ласка, лама, ландыш, лапа,
Лук, лупа, лужайка, лампа.
- Что делают наши зубки и язык, когда мы произносим этот звук.
- Губы растягиваются в улыбке.
- Язык поднимается вверх за зубки.
- Скажите звук [Л] гласный или согласный.
- Звонкий или глухой. Проверим. Закроем ручками уши, и послушаем, как он звучит. Он напоминает гул летящего самолета.
Работа над развитием речевого дыхания (схема звуковой волны висит на доске).
- В следующем вагоне поедет Мышка. Но чтобы мышку посадить, нужно выполнить следующие задания:
1. Соотнесение звуков Л-Л’ с буквой Л.
Образец буквы Л висит на доске и картинки с изображением лопаты, лома и лыж.
Буква Л.
Букву «Л» из лыж мы сложим.
Палочку на снег положим.
А под палочку, пониже,
Мы на снег положим лыжи.
Одна лежит все время прямо,
Другая клонится упрямо.
Можем «Л» сложить, ребята,
Взяв два лома и лопату.
Сверху – лом и справа – лом,
Лопата – слева, под углом.
2. Формулирование темы и цели занятия.
Тема нашего занятия – Звук и буква Л.
Цель: выделять звуки [Л-Ль] в слогах и словах.
II. Основная часть.
Задания:
- Найти буквы Л на листе бумаги среди других букв.
- Выложить букву Л по образцу (на карточках).
Развитие звукового анализа на уровне слога.
- Вместе с Мышкой в этом же вагоне едет и Лягушка. А она вам приготовила задание на компьютере – произнести чистоговорки:
Лы – лу – ла – ло – стало за окном светло.
Лу – ла – ло – лы – Мила вымыла полы.
Ло – лы – лу – ла – залетела в дом пчела.
Ла – ло – лы – лу – испугался кот пчелу.
Физкультурная минутка (проводится стоя).
Топором дрова колю,
А потом пилой пилю.
Отнесу их бабушке,
Чтоб спекла оладушки.
Развитие звукового анализа на уровне слова.
- В следующем вагоне едет у нас Заяц. Задание: с картинками, которые лежат на
тумбочке, вам нужно навести порядок – разделить слова на слоги
и расставить их в нужный вагон.
Картинки: пила, лопата, молоток, лак, метла, лес, стол, лапа.
- В этот же вагон сел Волк с красивым цветком, в названии которого есть звук Л. Это цветок – роза. Ребята, где находится этот звук, в начале, в середине или в конце слова? Составьте звуковую схему слова ЛИЛИЯ.
- И последним сядет в вагон Медведь. Он привёз вам картинки. Нужно раскрасить только те, которые начинаются на букву Л.
III. Итог занятия.
Вот и подходит к концу наше путешествие! И все наши сказочные герои собрались у замка.
Мы трудились и играли,
Всем зверюшкам помогали.
А теперь – ответь скорей:
Что же было всех трудней?
- Ребята, давайте расселим наших героев по этажам. Те герои, в названии которых 1 слог – на 1-й этаж, 2 слога – на второй этаж, 3 слога – на 3 этаж.
- Какие задания вам понравились?
- Вспомните, а какие ещё были задания?