Закрепление произношения звука [р]. Загадки

Разделы: Логопедия


Цель: закрепление правильного произношения звука Р.

Задачи:

  • Продолжать учить правильно произносить звук Р в словах с прямым и обратным слогом;
  • Упражнять в преобразовании прямых слогов в обратные;
  • Развивать внимание, мышление, память.

Оборудование:

  • Игрушка собачка;
  • Бубен;
  • Презентация «Закрепление произношения звука Р в словах (загадки)».

Ход занятия

I. Оргмомент.

Развитие слухового внимания.

Логопед: Присядь столько раз, сколько услышишь хлопков. Топни правой ногой столько раз, сколько раз я стукну в бубен. Хлопни в ладоши на один раз меньше, чем я стукну в бубен.

II. Постановка цели занятия.

Логопед: К нам в гости сегодня пришёл щенок. Его зовут Дружок. Дружок маленький и хочет научиться рычать, как большой пёс. Ты тоже учишься произносить звук Р, давай поможем щенку.

III. Артикуляционная гимнастика.

Ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику по картинкам, обозначающим названия упражнений для язычка: «Заборчик», «Окно», «Качели», «Барабанщик», «Лошадка» и для воздушной струи: «Жук», «Кто дальше загонит мяч?».

IV. Упражнение в произношении звука Р изолированно, длительно и прерывисто.

Логопед: Давай с тобой покажем щенку, как мы умеем рычать. (Ребёнок произносит звук Р). Ну что, Дружок, попробуй зарычать и ты. Ура! Получилось!

V. Упражнение в произношении звука Р в прямых слогах. Развитие слухового внимания.

Ра-ро-ры
Ры-ра-ро
Ро-ру-ры
Ра-ры-ро
Ро-ру-ра
Рэ-ры-ро
Ры-ру-рэ
Рэ-ро-ры

Ребёнок вслед за взрослым чётко, не торопясь повторяет 3-4 раза слоговые ряды.

VI. Развитие фонематического восприятия. Упражнение в преобразовании прямых слогов в обратные.

Логопед: Давай произнесём слог РА. (РА). Какой звук ты слышишь первым? (Р). А вторым? (А). Поменяй их местами. Что получилось? (АР).

Аналогично проводится работа по преобразованию слогов РО, РУ, РЭ.

VII. Упражнение в закреплении произношения звука Р в обратных слогах (отражённо).

Ар-ор-ур
Эр-ар-ор
Эр-ор-ар
Ур-ар-эр
Эр-ор-ур
Ор-эр-ар
Ар-эр-ур
Ор-ар-ур

VIII. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Надо немножко отдохнуть, поиграем с пальчиками.

Кто же это?

Отгадайте, кто же это?
Уха два, а рожек нет.
Есть короткий толстый хвост,
Есть холодный чёрный нос,
Есть четыре сильных лапы,
Очень сильных, как у папы.
И ещё хочу сказать:
Очень умные глаза.
Я бы угадать бы смог!
Кто же это? Мой щенок!
Н. Нищева.
Загибает по одному пальцу на обеих руках на каждое выделенное слово.







Машет рукой.
Пожимает плечами. Прижимает руки к сердцу.

IX. Закрепление произношения звука Р в словах. Развитие мышления. Уточнение представлений об окружающем мире.

Отгадывание загадок. Презентация « Закрепление произношения звука Р в словах. Загадки». Слайд 2–23.

Ползет наоборот,
Задом наперёд.
Всё под водой
Хватает клешнёй.
(Рак) Слайд 2-3

Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звёзд.
Наш народ построил эту
Межпланетную…
(Ракету) Слайд 4-5

Стоят в лугах сестрички –
Золотой глазок, белые реснички.
(Ромашки) Слайд 6-7

Крашеное коромысло
Над рекою повисло.
(Радуга) Слайд 8-9

Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
(Рыба) Слайд 10-11

Голодна – мычит,
Сыта – жуёт,
Малым деткам
Молочка даёт.
(Корова) Слайд 12-13

Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом пройдёт –
Там заметку найдёт.
(Карандаш) Слайд 14-15

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её …
(Сорока) Слайд 16-17

Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей) Слайд 18-19

Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный.
(Арбуз) Слайд 20-21

Кто в дни болезней
Всех полезней,
И лечит нас от всех болезней?
(Доктор) Слайд 22-23

X. Развитие памяти.

Логопед: Давай, вспомни картинки, которые видел на экране.

Ребёнок и Дружок вспоминают.

Логопед: А теперь проверим себя. (Слайд 24-25).

XI. Упражнение произношения звука Р в словах. Развитие слуховой памяти.

Логопед: Я буду называть вам цепочки слов, а вы повторяйте за мной.

  • Корова – рыба – карандаш
  • Ракета – воробей – ромашка
  • Арбуз – рак – сорока
  • Ромашка – корова – ракета

XII. Подведение итогов занятия.

Логопед: Сегодня мы помогали Дружку учиться рычать. Как ты думаешь, у нас это получилось? Давайте ещё раз послушаем, как хорошо вы умеете рычать.

Сегодня на занятии мы учились рычать, и у нас это хорошо получалось! Молодцы!