Цели:
Образовательные:
- Обобщить предметный словарь по теме “Транспорт”, расширить значение слова “баранка”.
- Согласовать существительные с числительными, учить подбирать действие к предмету.
- Упражнять в умении составлять описательный рассказ с опорой на модели.
Развивающие:
- Развивать физиологическое дыхание
- Развивать логическое мышление, внимание, речевую память и мелкую моторику рук.
- Практиковать в умении образовывать существительные в Родительном и творительном падеже.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки безопасного передвижения по дорогам.
Оборудование и материалы: корабль, панно города с готовыми работами детей, карточки с контурами разных машин, карточки с машинами без деталей, пешеходная дорожка, карандаши, картинка “скорой помощи”, модели -схемы, следы.
Предварительная работа: работа по плану тематической недели. <Приложение 1 >
Ход занятия
1. Организационный момент: дети здороваются
Дыхательное упражнение: включается музыка шума морских волн, дети закрывают глаза и глубоко вдыхают воздух носом.
Л: Чем ребята пахнет, куда мы с вами попали? (дети отвечают, что им напоминает этот звук.)
Появляется бутылка с запиской, логопед читает записку:
“Добрые люди, пожалуйста, помогите выбраться из этого страшного города, раньше я передвигался только с помощью птиц и животных, а теперь кругом машины, все движутся в разные стороны, а мне срочно необходимо попасть к больному. Помогите, пожалуйста, кто может!!! Ваш Доктор Айболит!”.
Л: Ребята, Айболит находиться далеко за морем, на каком транспорте мы к нему сможем добираться?
Д: На лодке, на пароходе, на корабле, на самолёте.
Л: Давайте мы отправимся на корабле, пойдёмте туда, где отходят корабли, как называется это место? (морской порт).
2. Введение в тему
Л: Чтобы попасть на корабль нужно купить билет, билет мы получим, только если отгадаем загадки: каждую загадку читает один ребёнок.
- Что за птица - песен не поёт, гнезда не вьёт, людей и груз везёт? (самолёт).
- Железные избушки, держаться друг за дружку, один большой тянет всех за собой? (поезд)
- Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса, сядь верхом и мчись на нём, только лучше правь рулём? (велосипед).
- Дом по улице бежит, дом подошвами шуршит. Подбегает к остановке, всех желающих берёт и опять бежит вперёд? (автобус)
Л: Теперь у вас есть четыре части билета, соберите картинку-билет и сможете попасть на корабль.
Дети проходят на корабль.<Рисунок 1 >
3. Обобщение материала по теме
Д\И “Кто чем управляет?”
Л: Теперь мы на корабле, скажите, а кто управляет кораблем, самолётом, машиной, поездом?
Д/И с мячом “Подбери действие к предмету”
Л: Посмотрите ребята впереди у нас по карте остров, нам нужно его обогнуть, а для этого мы должны быстро-быстро называть слова.
“Что может плавать?”, “ Что может летать?”, “ Что может ехать?”.
Д\И “Посчитай до пяти” Согласование существительного с числительным.
Л: Посмотрите на небо кто-то прилетел указать нам курс, давайте посчитаем сколько самолётов прилетело? (5 самолётов)
Л: Наш корабль благополучно причалил к берегу, и теперь давайте выйдем на берег и разомнемся.
4. Логоритмическая пауза:
Едем, едем на машине
Нажимаем на педаль,
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль,
Дворники счищают стёкла,
Вправо – влево, чистота,
Ветер волосы ерошит,
Мы шофёры, хоть куда.
Дети передвигаются и подходят к воротам города.
Д/и “Соедини точки, назови что нарисовано”.
Л: Дорога открывается, ребята, а на чем нам быстрее доехать к Айболиту, соедините точки, и назовите на каком транспорте, вы поедите к Айболиту?<Рисунок 2 > <Рисунок 3 >
Д: Я поеду на машине; я поеду на поезде; я поеду на грузовике и т.д.
Д/и “ Чего не стало?”
Л: К сожаленью ваш транспорт сломался, назовите, что сломалось: это круглое, черное пластмассовое, нужно шофёру, чтобы управлять машиной. Это руль. А у вас что сломалось?
Д: У меня нет колеса, у меня нет кабины и т.д.
Л: Ребята теперь можете получить руль и перебраться к Айболиту (логопед подаёт баранку)
это руль, нет, а я знаю одного шофёра который с помощью такой баранки ездил, вот послушайте:
Вот шофёр такой чудак:
Он поесть не мог ни как,
Потому что спозаранку
Он крутил вертел баранку.
А зачем крутил вертел?
Лучше взял бы, да и съел.
Л: Скажите, а что общего между рулём и баранкой, почему руль называют баранкой? <Рисунок4 >
Дети подходят к пешеходному переходу, чтобы его перейти вспоминают правила уличного движения
5. Составление описательного рассказа
Л: Не расстраивайтесь, к доктору мы доберёмся, если узнаем на чём?
Д\и “Данетка”
У меня закрыта картинка догадайтесь, что на ней? Дети задают вопросы, логопед отвечает “ДА” или “НЕТ” (скорая помощь)<Рисунок 5 >
Давайте составим рассказ об этой машине. Каждый называет предложение и оставляет свой след на полу. (На следах расположены символы - модели)<Рисунок 6 ><Рисунок 7 >
Это скорая помощь. Это наземный транспорт. Эта машина возит врачей. У неё есть четыре колеса. У неё есть мигалка. Это специальная машина. У неё есть фары.
Л: Теперь один из вас должен рассказать рассказ о скорой помощи всем, и мы сможем пройти по следам к Доктору Айболиту.
6. Итог занятия. Составление коллективного панно
Дети подходят к панно, возле которого около машины скорой помощи стоит игрушка Айболита. Доктор благодарит детей за помощь.
Л: Я думаю, теперь Айболит будет знать, на чем он должен ехать, а чтобы ему лучше запомнилось, давайте покажем какой транспорт, где может ехать. Расставьте свои работы так, чтобы стало всё на свои места. (Дети располагают работы в нужных местах панно: в небе, на дороге, в море, на железной дороге.)
- Как называется транспорт, который движется в небе?
- Как называется транспорт, который движется по земле?
- Как называется транспорт, который движется по воде?
Список литературы
- “500 загадок для детей”, составитель: И.Л. Мазинин. - М.:ТЦ Сфера, 2005г.
- Алябьява Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие – М,:ТЦ Сфера,2005г.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. “Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР”, С-П.2001 г.
- О.И.Крупенчук “Научите меня говорить правильно”, С-П.2001г.
- Шорыгина Т.А. “Транспорт. Какой он?” М.;2005г.