Задачи:
- развитие слухового внимания, чувства ритма;
- развитие фонематического слуха;
- развитие умения составлять сложноподчиненные предложения;
- закрепление умения сравнивать предметы по нескольким признакам;
- закрепление умения объединять предметы на основе вычленения одного классификационного признака;
- развитие детского литературного творчества.
Оборудование:
- наборы предметных картинок «Животные», «Птицы», «Деревья», «Мебель», «Транспорт», «Ягоды»;
- набор «Третий – лишний»;
- бумажные квадраты разного цвета.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Постановка цели.
2. Игра «Повтори» (развитие слухового внимания, чувства ритма). Повторить за логопедом ритмический рисунок, создаваемый хлопками.
3. Повтори и объясни, чем отличаются слова: дом – ком.
(В слове «дом» первый звук [д], а в слове «ком» первый звук [к]).
Почка – кочка Тима – Дима Бак – бык Кот – кит |
Коза – коса Уточка – удочка Усы – уши Печь – меч |
4. Чем отличаются картинки?
Окно – много окон.
Дерево – много деревьев.
Колесо – …
Перо – …
Облако – …
Ведро – …
Ядро – …
5. Объясни, какая картинка лишняя.
– щенок, малина, медвежонок.
(Малина – лишняя, потому что это ягода. А медвежонок и щенок – это детеныши животных).
– обезьяна, пушка, зебра.
– лягушка, заяц, ежи.
– рысь, лось, радуга.
– воробей, индюк, дятел.
– ромашка, черника, одуванчик.
– диван, шкаф, юбка.
6. Сравни предметы по нескольким признакам.
– Что общего между машиной и муравьем?
(Эти предметы могут двигаться; переносить (перевозить) тяжелые предметы; им необходимо питание (но у каждого оно свое); на время отдыха есть укрытие (гараж, муравейник).
– Что общего между самолетом и карандашом?
(Оба оставляют след, сделаны руками человека, корпус самолета напоминает форму карандаша, оба «движутся» с помощью человека).
7. Найди признак общности с предыдущим предметом.
Собака – дерево – ложка – диван – кошка – пальто.
(Собака, как и дерево, растет. Ложка может быть сделана из дерева. Диван, как и ложка, есть в любой квартире. Кошка может спать на диване. У пальто воротник пушистый, как у кошки шерсть.)
Шляпа – гриб – стол – кресло – шарф – полотенце.
8. Физминутка.
9. Составь рассказ по цветным квадратам (на основе ассоциаций цвета с реалиями окружающего мира).
Цвета – зеленый, голубой, желтый, белый, коричневый, красный, оранжевый, фиолетовый.
(Зеленый лес шелестел листвой. Голубое небо над лесом было безоблачным. Яркое желтое солнце обогревало всех своим теплом. На ветке белой березы сидела птичка. Она почистила свои коричневые перышки и запела. Лесные жители обвались ее пению: красная земляника потянулась к солнышку, оранжевые лисички вылезли из травы, жук, расправив свои фиолетовые крылышки, полетел по делам. Лес наполнился звуками и начался новый день.)
10. Объясни крылатые выражения:
- «намылить шею»;
- «работать засучив рукава»;
- «зарубить на носу».
11. Итог.