Цель: Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, как их убирают, как употребляют в пищу. Упражнять в употреблении глаголов действия; глаголов, связанных с уборкой урожая, способами обработки и приготовления овощей и фруктов. Развитие слухового внимания. Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными, учить составлять описательные рассказы.
Оборудование: Фланелеграф, иллюстрации с изображением овощей (помидор, огурец, репа, свекла, картофель, редис, капуста, морковь, тыква, кабачок, баклажан, горох, лук, чеснок), фруктов (яблоко, груша, слива, персик, банан, апельсин, мандарин, лимон, ананас, киви, арбуз). Муляжи или свежие овощи и фрукты. Нарезанные маленькими кусочками овощи и фрукты. Игрушка - Незнайка.
Ход занятия
I. Оргмомент: Логопед говорит детям, что сегодня к ним в гости пришел Незнайка.
II. Знакомство с темой.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Решил я для своих друзей «Праздник урожая» устроить, а готовить не умею, надо мной все смеются, говорят, что ничего-то я, Незнайка, не знаю! Я к вам пришел за помощью, вот сколько всего принес. (Показывает детям картинки, на которых изображены овощи и фрукты.) Для начала помогите разобраться, где тут овощи, а где фрукты, какого они цвета, какой формы.
Дети по очереди выходят, берут иллюстрации, на которых изображены овощи и фрукты, говорят, что они взяли, и кладут на один поднос овощи, а на другой фрукты.
- Игра «Подбери слово». Подбор однородных прилагательных к существительным.
Огурец (какой?) – зеленый, овальный, твердый, шершавый, крупный...
Яблоко (какое?) – зеленое, сочное, твердое, круглое…
- Игра «Собираем урожай». Усвоение глаголов с различным значением.
На игровом поле картинки в виде силуэтов овощей, фруктов. Каждый ребенок берет картинку и комментирует: я срезаю капусту, я копаю картошку, срываю яблоки и т.д.
Незнайка: Прежде чем начать готовить с овощами что-нибудь, что надо делать? (Мыть.) Обязательно мыть? А зачем? А какие овощи необходимо почистить? (Репу, свеклу, морковь, тыкву, кабачки, баклажаны, картофель.) И все сразу варят? (Нет.)
- Не торопись, Незнайка. Скажите, ребята, какие овощи едят сырыми? (Помидоры, огурцы, редиску, капусту, репу, морковь.) А что можно из них приготовить? (Салаты.) А какие овощи можно есть и сырыми, и вареными? (Капусту, морковь, помидоры, репу.)
Незнайка: А что можно приготовить на первое? (Овощной суп.) Из каких овощей?
Логопед: А какую зелень мама в овощной суп добавляет? (Петрушку, укроп.)
Незнайка: А на второе что приготовить? Кашу можно? (Кашу из тыквы.) А котлеты? (Морковные, капустные, свекольные.) Из картофеля что можно приготовить? (Вареный и жареный картофель.) А из капусты? (Можно потушить и пожарить.) Из кабачков и баклажанов что можно приготовить? (Их можно подать жареными и тушеными.) Прекрасно, но у нас столько овощей, много еще останется. Что же с ними делать? (Засолить.)
- Ребята, давайте покажем и расскажем Незнайке, как солить капусту.
III. Физкультминутка. Дети хором произносят стихотворение и сопровождают его соответствующими действиями.
Мы капусту рубим, рубим, мы капусту трем, трём,
Мы капусту солим, солим, мы капусту жмём, жмём.
- Перед вами иллюстрации с изображением овощей. Посмотрите на них, решите, кто каким овощем на огороде будет, и поиграем в игру «Огород».
Есть у нас огород,
Там морковка (редиска, свекла) растет —
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Ты, морковь (редиска, свекла),
Сюда спеши,
Ты немного попляши.
Под веселую музыку пляшут сначала дети-морковки, затем редиски.
VI. Игра «Какой сок?» Дети, давайте скажем Незнайке, какие соки. из чего получатся, я буду называть фрукт, а вы будете говорить, какой сок из него получится. (Яблоко— яблочный, апельсин — апельсиновый.) Что можно приготовить из фруктов на зиму? (Варенье, цукаты, сушеные фрукты.)
Перед каждым иллюстрация с изображением овоща и фрукта. Скажите Незнайке, как вы их будете употреблять в пищу. (Огурец съем сырым, а из апельсина сделаю сок и выпью. Картофель варю, а яблоко съем сырым.)
V. Игра «Закончи предложение»-сложносочиненные по картинкам
Капуста больше моркови, а морковь…. (меньше капусты)
Помидор мягче огурца, а огурец… (тверже помидора) и т.д.
VI. Игра «Один - много»
VII. Игра «Исправим ошибку».
Картофельное пюре приготовим из моркови.
Свекольный салат приготовим из чеснока.
Морковный сок приготовим из лука и т.д.
VIII. Игра «Повар» - педагог называет блюдо, которые можно приготовить из разных овощей, а дети должны назвать какие овощи используются для приготовления этого блюда:
Я положу в борщ -
Я положу в суп -
Я положу в салат -
ХI. Итог занятия. Незнайка прощается с детьми.
Закрепление вне занятия
- Беседа об овощах
- Беседа о фруктах
- Игра «Один-много», «Какой сок?»
- Составление рассказа-сравнения