Занятие в старшей логопедической группе "Овощи, фрукты"

Разделы: Логопедия


Цель: Закреплять знания детей об ово­щах и фруктах: где растут, как их убирают, как употребляют в пищу. Упражнять в употреблении глаголов действия; глаго­лов, связанных с уборкой урожая, способами обработки и приготовления овощей и фруктов. Развитие слухового внимания. Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными, учить состав­лять описательные рассказы.

Оборудование: Фланелеграф, иллюстрации с изображением овощей (помидор, огурец, репа, свекла, картофель, редис, ка­пуста, морковь, тыква, кабачок, баклажан, горох, лук, чес­нок), фруктов (яблоко, груша, слива, персик, банан, апель­син, мандарин, лимон, ананас, киви, арбуз). Муляжи или свежие овощи и фрукты. Нарезанные маленькими кусочками овощи и фрукты. Игрушка - Незнайка.

Ход занятия 

I. Оргмомент: Логопед говорит детям, что сегодня к ним в гости при­шел Незнайка.

II. Знакомство с темой.

 Незнайка: Здравствуйте, ребята! Решил я для своих дру­зей «Праздник урожая» устроить, а готовить не умею, надо мной все смеются, говорят, что ничего-то я, Незнайка, не знаю! Я к вам пришел за помощью, вот сколько всего при­нес. (Показывает детям картинки, на которых изображены овощи и фрукты.) Для начала помогите разобраться, где тут овощи, а где фрукты, какого они цвета, какой формы.

Дети по очереди выходят, берут иллюстрации, на которых изображены овощи и фрукты, говорят, что они взяли, и кладут на один поднос овощи, а на другой фрукты.

  1. Игра «Подбери слово». Подбор однородных прилагательных к существительным.
    Огурец (какой?) – зеленый, овальный, твердый, шершавый, крупный...
    Яблоко (какое?) – зеленое, сочное, твердое, круглое…

  2. Игра «Собираем урожай». Усвоение глаголов с различным значением.
    На игровом поле картинки в виде силуэтов овощей, фруктов. Каждый ребенок берет картинку и комментирует: я срезаю капусту, я копаю картошку, срываю яблоки и т.д.

Незнайка: Прежде чем начать готовить с овощами что-нибудь, что надо делать? (Мыть.) Обязательно мыть? А за­чем? А какие овощи необходимо почистить? (Репу, свеклу, морковь, тыкву, кабачки, баклажаны, картофель.) И все сразу варят? (Нет.)

- Не торопись, Незнайка. Скажите, ребята, какие овощи едят сырыми? (Помидоры, огурцы, редиску, ка­пусту, репу, морковь.) А что можно из них приготовить? (Са­латы.) А какие овощи можно есть и сырыми, и вареными? (Капусту, морковь, помидоры, репу.)

Незнайка: А что можно приготовить на первое? (Овощ­ной суп.) Из каких овощей?

Логопед: А какую зелень мама в овощной суп до­бавляет? (Петрушку, укроп.)

Незнайка: А на второе что приготовить? Кашу можно? (Кашу из тыквы.) А котлеты? (Морковные, капустные, свеколь­ные.) Из картофеля что можно приготовить? (Вареный и жа­реный картофель.) А из капусты? (Можно потушить и пожа­рить.) Из кабачков и баклажанов что можно приготовить? (Их можно подать жареными и тушеными.) Прекрасно, но у нас столько овощей, много еще останется. Что же с ними де­лать? (Засолить.)

- Ребята, давайте покажем и расскажем Нез­найке, как солить капусту.

III. Физкультминутка. Дети хором произносят стихо­творение и сопровождают его соответствующими действиями.

Мы капусту рубим, рубим, мы капусту трем, трём,
Мы капусту солим, солим, мы капусту жмём, жмём.

- Перед вами иллюстрации с изображени­ем овощей. Посмотрите на них, решите, кто каким овощем на огороде будет, и поиграем в игру «Огород».

Есть у нас огород,
Там морковка (редиска, свекла) растет —
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Ты, морковь (редиска, свекла),
Сюда спеши,
Ты немного попляши.

Под веселую музыку пляшут сначала дети-морковки, затем редиски.

VI. Игра «Какой сок?» Дети, давайте скажем Незнайке, какие соки. из чего получатся, я буду называть фрукт, а вы будете говорить, какой сок из него получится. (Яблоко— яблочный, апельсин — апельсиновый.) Что можно приготовить из фруктов на зиму? (Варенье, цукаты, сушеные фрукты.)

Перед каждым иллюстрация с изображением овоща и фрукта. Скажите Незнайке, как вы их будете употреблять в пищу. (Огу­рец съем сырым, а из апельсина сделаю сок и выпью. Картофель варю, а яблоко съем сырым.)

V. Игра «Закончи предложение»-сложносочиненные по картинкам

 Капуста больше моркови, а морковь…. (меньше капусты)

Помидор мягче огурца, а огурец… (тверже помидора) и т.д.

VI. Игра «Один - много»

VII. Игра «Исправим ошибку».

Картофельное пюре приготовим из моркови.

Свекольный салат приготовим из чеснока.

Морковный сок приготовим из лука и т.д.

VIII. Игра «Повар» - педагог называет блюдо, которые можно приготовить из разных овощей, а дети должны назвать какие овощи используются для приготовления этого блюда:

Я положу в борщ -
Я положу в суп -
Я положу в салат -

ХI. Итог занятия. Незнайка прощается с детьми.

Закрепление вне занятия

  1. Беседа об овощах
  2. Беседа о фруктах
  3. Игра «Один-много»,  «Какой сок?»
  4. Составление рассказа-сравнения