Цель занятия: Автоматизация звука [Л].
Задачи.
Коррекционно-образовательные.
1. Закрепить знания о механизме организации звука [Л] и его акустических особенностях.
2. Закрепить представления о зимних явлениях в природе и занятиях детей зимой.
3. Закрепить знание цветов (белого, желтого, голубого, оранжевого, салатного).
4. Ознакомить с буквой “л”.
Коррекционно-развивающие.
1. Развивать сенсомоторику, мимический праксис, просодику.
2. Совершенствовать фонематическое восприятие.
3. Отрабатывать навык правильного употребления звука [Л] в речи.
4. Совершенствовать грамматический строй речи. (Упражнять в согласовании прилагательных с существительным в роде, числе и падеже.)
5. Продолжить работу по развитию основных мыслительных операций.
Коррекционно-воспитательные.
1. Формировать положительное отношение и интерес к занятиям.
2. Формировать умение конструктивного взаимодействия в группе.
3. Формировать положительную самооценку.
4. Воспитывать отзывчивость.
Форма проведения: путешествие в сказку.
Форма организации: индивидуально-групповая.
Место проведения: музыкальный зал.
Оформление. 1. Экран. 2. Бумажные снежинки на ковре. 3. Стулья перед зеркалом. 4. Коврики (или подушечки).
Продолжительность занятия: 30 минут.
Оборудование. 1. Магнитофон, кассеты (диски). 2. Рисунки с изображением мимических упражнений. 3. Бумажные снежинки . 4. Карточки для работы над голосом (со стрелками вверх и вниз). 5. Массажные мячи, шарики су-джок синего цвета. 6. План анализа артикуляции звука. 7. Схема характеристики звука. 8. Коробочки со слоем манки по количеству детей. 9. Карточки с различными буквами, в том числе с буквой “Л”. 10. Экран для закрывания губ логопеда. 11. Белые круги-“кочки” с буквами Л, А, О, У. 12. Мяч. 13. Мультимедийный проектор (или подставка и иллюстрация к сказке). 14. Указки (2 шт.)15. Тексты сказки и стихотворений. 16. Детали для складывания снеговиков.17. Коврики по количеству детей (либо подушечки).
Предварительная работа. 1. Беседа о признаках зимы в природе. 2. Вырезание снежинок.
Ход занятия
I. Организация начала занятия.
- Здравствуйте, ребята! (Дети заходят в зал.) Я вас с нетерпением жду в этом прекрасном зале. Посмотрите, сколько здесь сегодня гостей. Подойдите ко мне. Давайте поприветствуем гостей и все вокруг при помощи музыки и движений, жестов.
1. Приветствие. Развитие интонационно-ритмического и музыкального слуха на основе синтеза движения, поэтического слова и музыки.
(Звучит музыка из сборника “Пальчиковая гимнастика”, составители Иванов А. А., Рудашевская О. В., дети повторяют движения за логопедом.)
Здравствуй, солнце золотое! (правая рука вверх)
Здравствуй небо голубое! (левая рука вверх).
Здравствуй, вольный ветерок, (“колышем руками”)
Здравствуй, маленький дубок
Мы живем в одном краю, (развести руки в стороны)
Всех я вас приветствую! (руки на область сердца)
(Т. Сикачева)
2. Нацеливание на занятие.
- Вы любите путешествовать? А сказки и рассказы? Я вас приглашаю отправиться в зимнюю “Белую сказку” и при этом поупражняться в произношении звука [ л] . Но чтобы попасть в неё, нам нужно сделать много заданий.
3. Релаксационное упражнение: напряжение по контрасту с расслаблением.
- Сначала мы должны превратиться в деревья.
Раз, два, три, вокруг себя повернись,
В зимние деревья превратись!
Приготовьтесь, мы – деревья!
Наши мышцы напрягаем.
Руки вверх мы поднимаем!
Тихо ветками качаем.
На деревья нападало много снега. Ветки стали тяжелые, но порыв сильного ветра сбил снег! Покажем, как упал снег. (“Роняют” и расслабляют руки. Звучит спокойная релаксационная музыка.)
Руки – около коленей,
В руках немного лени.
Исчезает напряжение,
Наступает расслабление.
И становится понятно,
Расслабление приятно!
Такими спокойными, не напряженными мы постараемся быть на занятии.
II. Логопедическая гимнастика.
- Снежок порхает, кружится на улице бело
И превратилась реченька в холодное стекло.
- Посмотрите, там, у стены, речка, покрытая льдом. (Подходят к зеркалу).
Лед гладкий, как зеркало.
Давайте подойдем к нему, присядем (садятся на стульчики) и немного поиграем перед этой замерзшей речкой-зеркалом.
1. Мимические упражнения.
-Покажем, какое разное настроение, выражение лица бывает у нас в разное время зимы. (Выполняются соответствующие мимические упражнения с опорой на картинки с изображением соответствующих мимических поз).
- Мы умеем улыбаться (когда радуемся зиме, зимним забавам).
– Мы умеем удивляться (тому, какое все стало белое, даже не узнаем свой двор).
– Мы умеем и сердиться, сердясь, хмурим свои лица (когда болеем зимой и не пускают гулять).
- Ещё умеем щуриться (от сверкающего снега) и от солнца жмуриться.
- Мы умеем огорчаться (когда очень холодно и нельзя гулять или поломалась лыжа)
- Но приятней улыбаться!
2. Самомассаж. - Зимой бывает снег, а еще бывает град. Град бывает и в другое время года. Вы знаете, на, что похож град? (Уточняется смысл слова “град”).
- Представим, что падают на нас снежинки и град.
а) самомассаж кистей рук:
Град по веткам застучал, (поглаживание, потирание)
Он на ручки к нам попал (постукивание).
Свои ручки потираем, потираем, согреваем,
Градинки все отрясаем (потрясывание).
б) самомассаж лица (все движения по направлению к вискам, в последовательности: интенсивное поглаживание, легкое растирание, вибрационное поглаживание и вновь легкое поглаживание):
1)
Снежок землю всю покрыл, к нам на лобик угодил.
И град тоже попадает, но его мы убираем.
2)
Снег и крыши все покрыл, к нам на носик и на щечки, и на щечки угодил!
И град тоже попадает, и его мы убираем.
3)
Снежок поле все покрыл (легкое поглаживание)
На подбородок угодил (интенсивное поглаживание)
И град снова попадает (постукивание подушечками пальцев)
Но мы его убираем (легкое поглаживание)
4)
Снег на шейку угодил. Как бы нас не простудил!
Будем шейку вытирать, все снежинки убирать!
3. Артикуляционные упражнения.
- Снегопад кончился! Давайте вспомним разные зимние явления, забавы и занятия детей зимой. Но будем не просто вспоминать, а еще и изображать губами да язычком.
а) упражнения для губ (рисунок губ на гласные звуки, выполнение движений руками в соответствии с движениями губ):
- Представим, что мы построили снежный дом, а вход не знаем, сделать, какую форму ему придать. Я буду вам предлагать, а вы изображать.
Руки вверх мы поднимаем,
Рот на “А” мы открываем (вход большой и круглый).
Руки мы в венок сплетаем, ну а губы округляем,
Так звук [ о] мы получаем.
Руки выдвинем вперед,
Наши губы в хоботок (как при звуке [ у] )
Руки в локотках согнулись,
Губы наши улыбнулись (как при звуках [ ы] , [ и] )
Руки опускаем вниз, челюсть опустим тоже вниз (как при звуке [ э] ).
б) для языка:
- когда зима теплая, можно увидеть и сосульки на крышах. Сделаем “сосульку” из языка, острую и тонкую; покажем сосульку, которая висит на крыше (упереть язык за верхние зубы);
- зимой много снега намело, надо лопату брать, снег разгребать (упражнение “лопата”)
– почистим снег у калитки (движения языком снизу вверх за нижними зубами)
– скинем снег с крыши (движение языком сверху вниз за верхними передними зубами)
– уберем лопату на чердак (упор широкого языка за верхние зубы)
– возьмем санки-ледянки и пойдем кататься (упражнение “чашечка”)
- а когда покатаемся, уберем их на верхнюю полочку шкафа в доме (прижимаем “чашечку” за верхними зубами)
в) воспитание длительного плавного выдоха, физ. пауза, развитие координации речи с движением (на ковре лежат снежинки, вырезанные из лёгкой бумаги, звучит спокойная музыка):
- Пока мы играли со своим отражением, прошел снег. Посмотрите, какие красивые снежинки! Давайте с ними поиграем. (Упражнение “Кружатся снежинки”.)
Кружатся снежинки в воздухе морозном (дети кружатся на носочках),
Падают на землю кружевные звезды (присели).
Вот одна упала на мою ладошку (взяли снежинку, встали).
Ой, не тай, снежинка (бережно прикрывают её др. рукой),
Подожди немножко! (Подносят ко рту, сдувают, направляя воздушную струю высунутым вперед языком, плечи не поднимая, щеки не раздувая, можно контролировать рукой вдох “животом”).
III. Объявление темы занятия.
- Слышите, кажется, вьюга начинается. (Звучит фонограмма “Вьюга”.) Давайте спрячемся от нее за деревьями у речки (садятся у зеркала). Послушайте стишок о вьюге. Какой согласный звук часто повторяется, какую песню пела вьюга? (Логопед при чтении слегка выделяет голосом звук [ л] в стихотворении.)
Злая вьюга выла, выла, завывала,
Все дорожки снегом вьюга заметала.
(Дети находят звук [ л] .)
- Вспомним, как его правильно нужно произносить.
IV. Изолированное произношение звука. Работа над голосом (тембром, силой, высотой).
- Давайте произнесем звук [ л] по разному, как выла вьюга:
- старая, седая, с ледяной клюкой, вьюга ковыляет за бабой-ягой: л-л-л (с усилением звука);
- застонал лес от вьюги (тихо, высоким голосом);
- тяжело стонут дубы: л л л л л л (громко, низким голосом);
- стонут березы: л л л (громко, высоким голосом);
- стихла вьюга: л л л л (с понижением звука).
V. Анализ артикуляции звука и его характеристика.
- Когда мы произносили звук [ л] , губы были закрыты или раскрыты? (раскрыты)
Зубы плотно сомкнуты или немного разомкнуты? (разомкнуты на небольшом расстоянии)
Язык вверху или внизу? (вверху)
Он прижимался за в/зубами или нет? (прижимался) Запомните хорошо: при звуке [ л] язычок поднимается и за в/зубами прижимается.
Воздушная струя. Язычок мешает воздуху выходить изо рта? (мешает)
Голос: работает или нет? (работает)
Значит, звук [ л] согласный или гласный? (согласный) Звонкий или глухой? (звонкий)
Как звучит звук, твердо или мягко? (твердо)
Дети подводятся к выводу, что звук [ л] : согласный, звонкий, твердый.
VI. Связь звука с буквой.
- Выберем среди этих букв ту, которая обозначает звук [ л] . (Дети выбирают.) Её имя “эль”. Посмотрите, как она пишется, запомните направления движений при письме. Давайте напишем вместе в воздухе. А вы писали когда-нибудь на снегу? Представим, что у нас в коробочках не манная крупа, а снег. Напишем на снегу букву “эль”.
VII. Развитие ф/слуха. Выделение звука:
1) из ряда др. звуков: - Покажите на написанную букву, услышав этот звук среди др. звуков: ш, ф, л, ш, с, л, х, к, л;
2) слогов: ша, фы, ал, ло, шу, са, лу, ыл, ха, ко, ю;
3) выделение звука в словах, развитие логического мышления, массаж ладоней шариком су-джок:
- Каким цветом обозначим звук [л]? Возьмите в руки синий шарик су-джок, когда услышите слово с этим звуком. Уберите шарик, когда не будет этого звука:
белый, голубой, снеговик, желтый.
- Какое слово лишнее и почему? (Слово “снеговик”, потому что в нем нет звука [ л] и оно обозначает предмет, а остальные слова – цвет предметов (признаки)).
VIII. Автоматизация звуков в слогах. Развитие координации движений, точности (прыжки по “кочкам”).
- Посмотрите, какие снежные кочки намело. (Дети подходят к бумажным кругам с написанными на них буквами). А кочки не простые, а звуковые. На какую наступишь, та и зазвучит! (Дети прыгают по “кочкам” и произносят слоги. Гласные меняются. Одна находится под другой).
IV. Автоматизация звука в словах. Упражнение в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Развитие координации движений. Массаж ладоней массажным мячиком.
- Посмотрите, какой здесь необычный снежный ком. (Логопед указывает голубой массажный мяч с шипиками.) Давайте мы с ним поиграем. (Игра “Поймай мяч, верни со словом”).
- Как нужно сказать про названный мною предмет: “белое, белый, белая, или белые?”
снег (какой?) белый снега (какие?) белые кот (какой?) белый облака (какие?) белые снеговик (какой?) белый крыша от снега (какая?) белая облако (какое?) белое земля от снега (какая?) белая дерево от снега (какое?) белое снежная баба?
X. Автоматизация звука в словосочетаниях и предложениях.
- Вот и “Белая сказка”. (Внимание детей обращается на иллюстрацию к сказке, выполненную либо на бумажном носителе, либо в цифровом формате на видео проекторе.) Волшебный снег совсем не холодный. Давайте сядем на снег (коврики или “пенечки”- подушечки) и послушаем сказку. И вот вам задание: сказку слушайте и про себя отмечайте, что в ней было белым, почему она так называется?
1. Прослушивание текста, ответы на вопросы по его содержанию.
- Итак, “Белая сказка”.
Однажды одна девочка проснулась утром и увидела, что в комнате необыкновенно светло. Она вскочила с кровати, подбежала к окну и ахнула. За окном все было белым. Ночью выпал белый снег и покрыл все вокруг в белый цвет. Пушистый белый ковер лежал на земле. Мохнатые белые шапки нахлобучили деревья. Белыми платками покрылись крыши домов. Посреди двора на белом снегу сидел белый-белый кот. А в воздухе кружились белые снежинки. Девочка быстро оделась и побежала на двор. Из белого снега она слепила белую снежную бабу. И только глаза у снежной бабы были черными, а нос – красным.
– Как называется сказка? Отвечая, следите за звуком [ л] .
– Почему она так называется? (Потому, что в ней все было белым).
– А почему все было белым? (Выпал снег, все покрыл.)
– Что было белым? (Белый ковер на земле, белые шапки на деревьях, белые платки на крышах, белый кот, белая снежная баба.)
2. Работа над интонацией, формирование нижнего диафрагмального дыхания.
- Положим руку на животик. При вдохе плечи не поднимать, “шарик в животе надувать”, произносить на выдохе:
Ах!
Ах, снег!
Ах, какой снег!
Ах, какой белый снег!
Ах, какой белый пушистый снег!
3. Автоматизация звука в связной стихотворной речи. Ф/пауза. Развитие мелкой моторики. Координация речи с движением.
Раз, два, три, четыре, пять, (дети загибают пальчики по одному)
Я во двор пошел гулять (“идут” пальчиками по поверхности).
Бабу снежную лепил (“лепят”).
Птичек крошками кормил (“крошат хлебушек”).
С горки я потом катался (вести указательным и средним пальцем правой руки по ладони левой).
А еще в снегу валялся. (кладут ладони на поверхность то одной, то другой стороной)
Весь в снегу домой пришел (“отряхивают” ладони).
Съел я суп и спать пошел (имитируют движения воображаемой ложкой, затем руки кладут под щеку.)
XI. Развитие мышления, зрительного внимания, пространственной ориентации. Воспитание отзывчивости. Употребление звуков в самостоятельной речи.
- Посмотрите, кот немного грустный на картинке. Наверно он грустный оттого, что не может лепить снеговика. Давайте его поучим – сделаем снеговиков. (Дети складывают на ковре снеговиков из вырезанных из картона разноцветных деталей. Работают в парах. Оценивают свою работу).
– Молодцы, вы быстро справились с заданием.
– Какого цвета снеговики? (белые).
- А какие у них ведра? (светло-зеленые, салатные)
-А метлы? (желтые).
-А глаза (голубые).
- Мне показалось, что даже и котик нам улыбнулся.
XI. Организация окончания занятия.
1) Подведение итогов занятия.
- В какой сказке мы побывали?
– Слова с каким звуком нам часто сегодня встречались?
– Как должен работать язычок при [ л] ?
2) Релаксация, регуляция мышечного тонуса.
Вы хорошо потрудились, много заданий выполнили. Давайте немного отдохнем. Снег в нашей сказке совсем не холодный, поэтому на нем можно лежать, как на перинке. Ложитесь на спинки, руки свободно положите вдоль тела, ладошками вверх, ножки расслабьте, закройте глазки и послушайте музыку. (Дети лежат, логопед читает стихотворение, звучит спокойная музыка).
Утром кот принес на лапках
Белый снег, белый снег
Он имеет вкус и запах,
Белый снег, белый снег.Он кружится легкий, новый.
У ребят над головой.
Он успел платок пуховый
Расстелить над мостовой.Значит снова, значит снова
Полетят салазки с горок,
Будем строить, будем строить,
Строить крепость во дворах.
3) Самооценка и оценка деятельности детей на занятии.
– Глазки откройте, можете сесть, а затем встать. Какие задания вам показались легкими?
Трудными?
Мне очень понравилось с вами заниматься! Молодцы! До свиданья!
Используемая литература.
- Иванов А.А., Рудашевская О.В. Пальчиковая гимнастика.- СПб., 2005.
- Нищева Н.В. Разноцветные сказки. - СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”,1999.
- Нищева Н.В.Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.- СПб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”,2001.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов/ Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 г.
- Куликовская Т. А. Массаж лицевых мышц для малышей. - Издательство “Книголюб”, 2006.